Решение №28/94342/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-568/21 от 8 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-568/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Евраз-Инвест» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

27.10.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>, <...>, <...>,

представители ООО «Евраз-Инвест», ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Евраз-Инвест» от 19.10.2021 № 58, направленную письмом Московского УФАС России от 22.10.2021 № ЕО/65100/21, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении конкурса в электронной форме
№ 722/ОКЭ-ЦДЗС/21, на право заключения договора на поставку оборудования и электроустановочной арматуры для внутреннего освещения (извещение
№ 32110690332)
, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Евраз-Инвест»
(далее – Заявитель) от 19.10.2021 № 58, направленная письмом Московского УФАС России от 22.10.2021 № ЕО/65100/21, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении конкурса
в электронной форме № 722/ОКЭ-ЦДЗС/21, на право заключения договора на поставку оборудования и электроустановочной арматуры для внутреннего освещения (извещение № 32110690332)
(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках

В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), документацией о Конкурсе (далее Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 30.09.2021;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 306 892 913,04 рубля;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 21.10.2021;

  4. Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе03.11.2021;

  5. Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе09.11.2021;

  6. Дата подведения итогов Конкурса 09.11.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном
и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в проекте договора закупочной документации установлено неправомерное требование
о необходимости
проведения поставщиком технической экспертизы поставляемой продукции в АО «НИИАС» и предоставления Заказчику соответствующего заключения АО «НИИАС».

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения
о закупк
е и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации

и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно Извещению и Документации объектом закупки является поставка оборудования и электроустановочной арматуры для внутреннего освещения.

При этом перечень, а также технические характеристики подлежащего
к поставке оборудования закреплен в приложении № 1.1.1 к Документации.

Пунктом 6 приложения № 1.1 «Техническое задание» к Документации установлено следующее:

«После заключения договора и до момента отгрузки светодиодных светильников Заказчику, победитель конкурса обязан провести техническую экспертизу светодиодных светильников за свой счет в АО «НИИАС», путем испытаний выборочных образцов, предлагаемых для поставки светодиодных светильников каждого типа на соответствие техническим требованиям, указанным в техническом задании настоящей конкурсной документации
и/или представить Заказчику соответствующее
заключение АО «НИИАС».

Из Жалобы следует, что требование о соответствии поставляемых товаров положениям документов, применяемых в национальной системе стандартизации, что подтверждается ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 «Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний», ГОСТ
54350-2011 «
Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний».

При этом законодательными и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность подтверждения качества товара и соответствия товара требованиям, установленными Документацией, посредством получения соответствующего заключения от АО «НИИАС».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что в соответствии с подпунктом 8.3 пункта 8 Межгосударственного тандарта ГОСТ 33477-2015 «Система разработки и постановки продукции на производство. Технические средства железнодорожной инфраструктуры. Порядок разработки, постановки на производство и допуска к применению» допускается к применению на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» серийной продукции общепромышленного назначения изготовленной по указанию (приказу) владельца инфраструктуры после проведения экспертизы конструкторской и эксплуатационной документации технических средств на их совместимость с действующими техническими средствами инфраструктуры, разработки проектных решений по применению данных технических средств и проведению их подконтрольной эксплуатации. Экспертизу проводит владелец инфраструктуры с привлечением необходимых организаций и испытательных центров.

Кроме того, поручением президента ОАО «РЖД» от 05.10.2013 № ПП-83 предусмотрена необходимость включения в документацию на проведение конкурсных процедур, связанных с закупкой светодиодной техники, технических требований, согласованных АО «НИИАС» и установлена необходимость обеспечения, по итогам конкурсных процедур, закупки светодиодной техники, прошедшей техническую экспертизу АО «НИИАС».

Вместе с тем, изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено, что проведение соответствующей технической экспертизы является обязанностью Заказчика. При этом, представители Заказчика
на заседание Комиссии ФАС России не представили доказательств, подтверждающих
обязанность проведения победителем закупки технической экспертизы поставляемой продукции в АО «НИИАС».

Кроме того, указанная экспертиза проводится за счет исполнителя,
что, в свою очередь возлагает на потенциальных участников закупки дополнительные расходы и возможность получения положительного заключения проведенной экспертизы зависит от третьих лиц.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Заказчиком
установлено неправомерное требование о необходимости получения победителем закупки заключения АО «НИИАС», что противоречит пункту 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

      1. Признать жалобу ООО «Евраз-Инвест» (ИНН: 6685080598,
        ОГРН: 1146685040721
        ) иот 19.10.2021 № 58, направленную
        письмом Московского УФАС России от 22.10.2021 № ЕО/65100/21, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727,
        ОГРН: 1037739877295)
        при проведении конкурса в электронной форме
        № 722/ОКЭ-ЦДЗС/21, на право заключения договора на поставку оборудования и электроустановочной арматуры для внутреннего освещения (извещение
        № 32110690332)
        обоснованной.

      2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
        на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от
        27.10.2021 № 223ФЗ-568/21.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Представителю ОАО "РЖД" В.В. Осипенкову
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЕВРАЗ-ИНВЕСТ"
ИНН 6685080598, ОГРН 1146685040721