Решение №28/41445/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-202/23 от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-202/23

по результатам рассмотрения жалобы <...>
на действия (бездействие) заказчика, организатора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

23.05.2023 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>,

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу <...> от 16.05.2023 б/н на действия (бездействие) заказчика <...>, организатора <...>при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по аварийному ремонту тепловых сетей
с определением границ дефектов на объектах <...> (№ 23VP0957) (извещение № 32312368467), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВЛЕНО:


 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 16.05.2023 б/н на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик), организатора <...> (далее – Организатор) при проведении открытого конкурентного отбора
в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ
по аварийному ремонту тепловых сетей с определением границ дефектов
на объектах <...> (№ 23VP0957) (извещение № 32312368467) (далее – Конкурентный отбор, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей
эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> (протокол от 30.06.2021 № 155) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров <...> от 31.03.2023 (протокол № 190) (далее – Положение о закупке).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4
Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг
или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора
с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), документацией о проведении Конкурентного отбора

(далее – Документация):

1. Извещение размещено на сайте единой информационной системы
в сфере закупок (https://www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) – 11.05.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора – 250 002 000 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурентном отборе – 18.05.2023;

4. На участие в закупке подана 1 заявка;

5. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 21.07.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурентного отбора права
и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика, Организатора:

  1. Заказчиком, Организатором неправомерно установлено положение
    в Документации, в соответствии с которым в случае признания Конкурентного отбора несостоявшимся, Заказчик вправе не заключать договор в связи с наличием одной заявки, признанной соответствующей требованиям Документации;

  2. Заказчиком, Организатором в Документации неправомерно установлен механизм банковского сопровождения договора и обязанность победителя Конкурентного отбора открывать для расчета с Заказчиком счет исключительно в <...>;

  3. Заказчиком, Организатором в Документации неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии трудовых ресурсов, материально-технических ресурсов, опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ,
    а также требования о предоставлении в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки вышеуказанным требованиям Документации;

  4. Заказчиком, Организатором в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о представлении в составе заявки сведений
    о цепочке собственников и (или) бенефициаров;

  5. Заказчиком, Организатором в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритериям «Деловая репутация» (далее – Подкритерий № 1), «Квалификация участника»
    (далее – Подкритерий № 2) нестоимостного критерия;

  6. Заказчиком, Организатором в Документации неправомерно установлено право Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов
    у участников закупки.

  7. Заказчиком, Организатором в Документации неправомерно
    не установлены адреса выполнения работ по предмету закупки.

Представители Заказчика, Организатора с доводами Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурентного отбора Заказчик, Организатор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами информационной открытости, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором неправомерно установлено положение в Документации, в соответствии с которым в случае признания Конкурентного отбора несостоявшимся, Заказчик вправе не заключать договор в связи с наличием одной заявки, признанной соответствующей требованиям Документации.

В соответствии с пунктом 3.5 раздела 3 Документации в случае если
по истечении срока подачи заявок подана только одна заявка, не отклонена только одна заявка, то комиссия по осуществлению закупки Заказчика вправе признать Конкурентный отбор несостоявшимся.

Пунктом 3.6 раздела 3 Документации комиссия по осуществлению закупки Заказчик вправе рекомендовать организатору (Заказчику) завершить процедуру Конкурентного отбора без заключения договора в случаях, перечисленных в пункте 1.17 раздела 1 Документации.

Пунктом 14.7.4 Положения о закупке установлено, что конкурентный отбор может быть признан несостоявшимся по общим основаниям, предусмотренным для конкурентных закупок в разделе 7 Положения о закупке, а также по основаниям, предусмотренным для конкурентного отбора в пунктах 14.7, 14.8
Положения о закупке. В случае признания конкурентного отбора несостоявшимся Заказчик (организатор) вправе провести повторный конкурентный отбор, закупку иным способом либо Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 17.1.8.

Согласно пункту 17.1.8 Положения о закупке Заказчик вправе осуществлять закупку товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), когда проведение закупок на конкурентной основе по экономическим, временным или иным объективным причинам нецелесообразно, по основаниям
и в порядке, предусмотренным Положением о закупке, в случае если на участие
в конкурентной закупке/маркетинговых исследованиях не подано ни одной заявки или к участию в конкурентной закупке/маркетинговых исследованиях не допущено ни одной заявки, и конкурентная закупка/маркетинговые исследования признаны несостоявшимися, при этом договор может быть заключен по согласованию
с Советом директоров или Комитетом по закупкам общества в рамках
их компетенции и только на условиях, установленных проектом договора, включенным в состав документации о конкурентной закупке/о маркетинговых исследованиях, на сумму, не превышающую установленную при проведении конкурентной закупки/маркетинговых исследований начальную (максимальную) цену договора.

Вместе с тем в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней
и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Представители Заказчика, Организатора на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что Заказчик в соответствии с Положением о закупке вправе отказать
в заключении договора участнику закупки, в случае признания Конкурентного отбора несостоявшимися, ввиду допуска к участию в закупочной процедуре одного участника закупки.

Комиссией ФАС России установлено, что при проведении закупки Заказчик, Организатор должны руководствоваться в том числе пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки, а также принципом признания равенства участников регулируемых им отношений в соответствии с пунктом 1 статьи 1
Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным
в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Пунктом 1 статьи 438 ГК РФ установлено, что акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты, в случае, если заявка соответствует всем требованиям закупочной документации, в связи с чем у заказчика возникает обязанность заключить договор с единственным допущенным участником на условиях, предусмотренных закупочной документацией.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно Документации, Положению о закупке заключение или незаключение договора с участником закупки полностью зависит от волеизъявления Заказчика, что нарушает принцип равноправия, установленный Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2022 № 57-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 432, пункта 1 статьи 438, пункта 4 статьи 445, пункта 5 статьи 447
и пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи
с жалобой акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» обязанность заказчика (организатора торгов) заключить договор, на право заключения которого проводятся обязательные торги, с единственным участником торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов не предполагается в том случае, если в положении о закупке заказчика, принятом в соответствии с Законом о закупках, прямо предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и торги проводятся повторно.

При этом в Положении о закупке отсутствует прямое указание
на обязанность Заказчика, Организатора не заключать договор в случае признания закупки несостоявшейся по причине наличия одной поступившей заявки, признанной соответствующей требованиям Документации.

Таким образом, по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у Заказчика, Организатора возникает обязанность заключить соответствующий договор
по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии одной заявки, признанной соответствующей требованиям Документации.

С учетом изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, Организатора, выразившиеся в ненадлежащем установлении вышеуказанного положения в Документации, нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором в Документации неправомерно установлен механизм банковского сопровождения договора
и обязанность победителя Конкурентного отбора открывать для расчета
с Заказчиком счет исключительно в <...>.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 4.2.15, 4.2.16 раздела 4 Документации в целях обеспечения контроля за целевым использованием денежных средств и мониторинга расчетов по договору, заключаемому по итогам Конкурентного отбора
(далее – Сопровождаемый договор), организатором (Заказчиком) применяется механизм банковского сопровождения Сопровождаемого договора.
При этом банковское сопровождение договора осуществляется <...> в соответствии с разделом 11 Документации.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации ведется перечень банков, отвечающих требованиям указанным в статье 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому для включения в перечень Министерства финансов РФ банк должен удовлетворять следующим требованиям:

наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее
1 000 000 000 рублей;

соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации
об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)».

Вышеуказанный перечень ведется и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включает многочисленное количество банков, отвечающий требованиям, перечисленным в статье 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, для осуществления взаиморасчетов участник закупки вправе воспользоваться услугами банков, указанных в вышеуказанном перечне,
а не исключительно
услугами <...>.

Кроме того, осуществление взаиморасчетов с использованием счетов в иных банках не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам закупки, либо на качество исполнения обязательств
по договору, а также обременяет участника закупки в случае признания
его победителем по результатам закупочной процедуры открыть счет в указанном
в Документации Заказчиком банке, что может привести к ограничению количества участников закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, Организатора, установивших в Документации ненадлежащее требование о механизме банковского сопровождения договора исключительно <...>, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3
Закона о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором в Документации неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии трудовых ресурсов, материально-технических ресурсов, опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, а также требования о предоставлении в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки вышеуказанным требованиям Документации.

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке,

а также требования к участникам такой закупки.

Подпунктами 2, 3, 4 пункта 8.2 раздела 8 «Техническая часть» Документации (далее – Техническая часть) установлены следующие требования к участникам Конкурентного отбора:

«Наличие сотрудников для выполнения работ не менее 22 чел., а именно:

инженерно-технические работники с группой по электробезопасности
не ниже III до 1000 – не менее 5 чел.;

сварщики, аттестованные в НАКС в качестве специалиста сварочного производства I-ого уровня с правом выполнения работ на опасном производственном объекте и иметь группу электробезопасности не ниже II до 1000 В – не менее 4 чел.;

руководитель сварочных работ, аттестованный в НАКС на специалистов сварочного производства не ниже II-ого уровня с правом выполнения работ
на опасном производственном объекте и иметь группу электробезопасности
не ниже III до 1000 В – не менее – 1 чел.;

слесари-монтажники с группой по электробезопасности не ниже II до 1000 –
не менее 8 чел.;

специалисты по неразрушающему контролю – ВИК – 2 чел.;

специалисты по неразрушающему контролю – УК – 2 чел.

Наличие материально-технических ресурсов (собственных или арендованных) для выполнения работ:

сварочный аппарат – не менее 4 ед.;

генератор для сварочного аппарата – не менее 4 ед.;

экскаватор – не менее 2 ед.;

кран подъемный на автомобильном шасси грузоподъемностью от 10 т. –
не менее 1 ед.;

грузовой транспорт грузоподъемностью от 1 т. – не менее 2 ед.;

гидрокран грузоподъемностью не менее 0,5 т – не менее 1 ед.;

автотранспорт грузопассажирский для транспортировки людей (г/п от 0,5 т.) – не менее 2 ед.;

виброплита – не менее 2 ед.;

помпа для откачки воды – не менее 1 ед.;

швонарезчик – не менее 2 ед.;

радиотехнический прибор подповерхностного зондирования – 1 ед.;

внутритрубный инспекционный прибор с центрующими механизмами – 1 ед.

мерное колесо- не менее 1 ед.;

газоанализатор портативный – не менее 1 ед.;

набор визуального и измерительного контроля – 1 ед.;

толщинометр ультразвукокой с ПЭП – не менее 1ед.;

акустический течеискатель с функцией корреляционного метода анализа данных – 5 ед.

* Участник должен иметь опыт выполнения работ, аналогичных предмету конкурентного отбора (договоры, завершенные за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке), на сумму не менее 50 % от суммы начальной максимальной цены договора без НДС.

В случае наличия у участника опыта выполнения работ, аналогичных предмету конкурентного отбора, менее чем 50% от суммы начальной максимальной цены договора без НДС, комиссия вправе отклонить такое предложение из-за несоответствия предложения на участие в процедуре закупки требованиям закупочной документации.

* Опыт выполнения работ, аналогичных предмету конкурентного отбора – выполнение работ по ремонту тепловых вводов и/или трубопроводов
и/или тепловых сетей и работ по внутритрубной диагностике тепловых сетей».

При этом в подтверждение соответствия вышеуказанным требованиям участникам закупки в составе заявки необходимо представить следующие документы:

копии трудовых книжек или трудовых /гражданско-правовых договоров, копии документов о профессиональном образовании, копии свидетельств (аттестатов) о повышении квалификации, копии действующих удостоверений сварщиков НАКС, копии удостоверений по электробезопасности;

копии документов на право собственности или аренды (ОС-1, товарные накладные, договоры аренды или иные документы, подтверждающие право владения и/или пользования материально-техническими ресурсами;

копии договоров и актов выполненных работ.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2.6.6 пункта 2.6 раздела 2
«Порядок проведения Конкурентного отбора» Документации по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках, проведенных организатором, комиссия по осуществлению закупки Заказчика вправе отклонить заявку участника закупки, в том числе в следующих случаях:

отсутствие документов, определенных Документацией, а также
их ненадлежащее оформление, предусмотренное к порядку заполнения документов заявки, указанному в инструкциях о заполнении форм документов, определенных Документацией, а также в иных разделах Документации. Отсутствие в ценовом предложении (форма 6 раздела 7 Документации) информации о стране происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая Заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

отсутствие у участников закупки соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, профессиональной компетентности для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки (в соответствии с требованиями установленными в разделе 8 Документации);

неосуществление участниками закупки за последние 3 (три) года, предшествующих дате окончания срока подачи Заявок на участие в Конкурентном отборе, поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, аналогичных поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, являющихся предметами закупок (если данное требование установлено в разделе 8 Документации).

отсутствие в составе заявки участника предложения на выполнение аналогичных поставок/работ/услуг в случае, если возможность о предоставлении заявки, содержащей предложения на выполнение аналогичных поставок/работ/услуг,
не предусмотрена в разделе 8 Документации.

Представители Заказчика, Организатора на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что вышеуказанные требования к участникам закупки установлены
с целью обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурентного отбора, поскольку участник закупки, не обладающий необходимыми материально-техническими, трудовыми ресурсами,

а также опытом выполнения аналогичных предмету закупки работ, может
не привлечь необходимые для выполнения работ и оказания услуг материально-технические и кадровые ресурсы, что приведет к нарушению срока исполнения обязательств по договору и убыткам Заказчика.

Дополнительно представители Заказчика, Организатора сообщили,
что вышеуказанные квалификационные требования к участникам закупки установлены Заказчиком, Организатором с целью выявления участника, соответствующего потребностям Заказчика и способного надлежащим образом обеспечить исполнение договора по итогам Конкурентного отбора.

Изучив положения Технической части, Комиссия ФАС России установила,
что требование о наличии опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ являются неправомерными, поскольку не свидетельствуют о невозможности надлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурентного отбора.

Кроме того, требования о наличии у участников закупки на момент подачи заявки соответствующих материально-технических и трудовых ресурсах не влияет
на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств
по договору, заключаемому по результатам Конкурентного отбора, поскольку такие трудовые и материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, в связи с чем установление вышеуказанных требований налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки
для целей принятия участия в закупочной процедуре.

По мнению Комиссии ФАС России, установление Заказчиком, Организатором вышеуказанных требований к участникам закупки необоснованно ограничивает количество участников закупки и не соответствует требованиям Закона о закупках.

Таким образом, действия Заказчика, Организатора, выразившиеся
в неправомерном установлении требований к участникам закупки о наличии трудовых ресурсов, материально-технических ресурсов, опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ по предмету закупки, а также требование
о предоставлении в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки вышеуказанным требованиям Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП).

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о представлении
в составе заявки сведений о цепочке собственников и (или) бенефициаров.

Пунктами 7.4.2, 7.4.7 формы 4 раздела 7 «Образцы форм документов, включаемых в заявку» Документации установлено, что участник закупки в составе заявки на участие в закупке предоставляет информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с приложением необходимых документов.

Вместе с тем в случае если участником Конкурентного отбора, с которым принято решение заключить договор, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных
бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов с подтверждением соответствующих документов
не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

При этом представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, на этапе подачи заявки не влияет на исполнение обязательств
по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, Организатора, выразившиеся
в неправомерном установлении требований к участникам закупки о предоставлении
в составе заявки сведений о цепочке собственников и (или) бенефициаров, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

5. Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки
по Подкритериям №№ 1, 2 нестоимостного критерия.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичное предусмотрено пунктами 7.3.1.14 и 7.3.1.15 Положения о закупке.

5.1. Пунктом 2 подраздела 2.1 раздела 9 «Методика оценки заявок
на участие в
конкурентных закупках» Документации установлен Подкритерий № 1 (коэффициент значимости 20 %), предметом оценки которого является «отсутствие за последние 3 года до дня окончания срока подачи заявки фактов необоснованного завышения стоимости работ (услуг) путем включения в акты выполненных работ (услуг) фактически не выполненных работ (услуг)».

При этом в соответствии с положениями Подкритерия № 1 наличие данных фактов подтверждается письмом контрагента о признании выставленных претензий, полученным в рамках проводимой претензионной работы.

Изучив вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком, Организатором
в Документации не установлен порядок проверки и установления отсутствия
за последние 3 года до дня окончания срока подачи заявки фактов необоснованного завышения стоимости работ (услуг) путем включения в акты выполненных работ (услуг) фактически не выполненных работ (услуг) для присвоения баллов участникам закупки по Подкритерию № 1.

Кроме того, вышеуказанные факты могут быть оспорены в судебном порядке. При этом на момент проведения оценки заявок участников закупки судебный процесс по вопросу правомерности выставленных претензий, полученным в рамках проводимой претензионной работы, может быть не окончен.

Комиссия ФАС России также отмечает, что наличие претензий и судебных решений, не вступивших в законную силу, не позволяет сделать вывод о наличии фактов, являющихся предметом оценки по Подкритерию № 1.

Таким образом, отсутствие за последние 3 года до дня окончания срока подачи заявки фактов необоснованного завышения стоимости работ (услуг) путем включения в акты выполненных работ (услуг) фактически не выполненных работ (услуг) может подтверждаться исключительно судебным актом, вступившим
в законную силу
.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, Организатора, установивших ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 1, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4
Закона о закупках, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

5.2. Подразделом 2.3 раздела 9 «Методика оценки заявок на участие
в конкурентных закупках» Документации установлен Подкритерий № 2 (коэффициент значимости 60 %), состоящий из показателей «Оценка производственных мощностей и наличия материально-технического обеспечения
в соответствии с требованиями раздела 8 Документации» (далее – Показатель № 1), «Наличие у участника/исполнителя определенного количества сотрудников (собственных или привлеченных), обладающих квалификацией/специализацией,
а также имеющих право осуществлять деятельность по предмету закупки
в соответствии с требованиями раздела 8 Документации» (далее – Показатель № 2).

Положениями пункта 2 подраздела 2.3 раздела 9 «Методика оценки заявок
на участие в конкурентных закупках» Документации установлен следующий порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки по Показателю № 1 Подкритерия № 2:

«30 баллов, при наличии в собственности/аренде/иное большего количества материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ/оказания услуг, указанного в разделе 8 Документации.

0 баллов, при наличии в собственности/аренде/иное материально- технических ресурсов, необходимых для выполнения работ/оказания услуг
в соответствии с требованиями раздела 8 Документации».

Согласно положениям пункта 3 подраздела 2.3 раздела 9 «Методика оценки заявок на участие в конкурентных закупках» Документации расчет баллов участникам закупки по Показателю № 2 Подкритерия № 1 осуществляется следующим образом:

«40 баллов, при наличии в штате большего количества персонала, указанного в разделе 8 Документации, и подтверждения его квалификации.

0 баллов, при наличии в штате персонала, указанного в разделе 8 Документации, и подтверждения его квалификации».

Представители Заказчика, Организатора на заседании Комиссии
ФАС России пояснили, что порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки по Показателям №№ 1, 2 Подкритерия № 2 нестоимостного критерия установлен Заказчиком с целью выявления участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика и способного обеспечить надлежащее исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупочной процедуры.

Изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено,
что в вышеуказанном порядке оценки заявок участников закупки по Показателям
№№ 1, 2 Подкритерия № 2 нестоимостного критерия отсутствует пропорциональная зависимость между предметом оценки по установленным подкритериям и начисляемым количеством баллов участнику закупки, поскольку участникам закупки, представившим сведения о наличии материально-технических ресурсов и о наличии трудовых ресурсов на выполнение работ и оказание услуг

по предмету закупки в количестве, превышающем количество материально-технических и трудовых ресурсов, установленных в разделе 8 Документации,
на 100 единиц и на 10 единиц присваивается одинаковое количество баллов,
что свидетельствует об отсутствии объективности оценки по вышеуказанным подкритериям, ставит участников закупки в неравное положение при сопоставлении заявок таких участников, а также не позволяет однозначным образом выявить участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика.

Кроме того, согласно порядку оценки заявок участников закупки
по Показателю № 2 Подкритерия № 2 оценке подлежат специалисты, находящиеся исключительно в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров на выполнение работ гражданско-правового характера, что ограничивает количество участников закупки
в получении максимального балла по результатам рассмотрения заявок на участие
в закупочной процедуре.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, Организатора, установивших ненадлежащий порядок оценки
по Подкритерию № 2 нестоимостного критерия, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4
Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

5. Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором в Документации неправомерно установлено право Организатора (Заказчика) осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки.

В соответствии с пунктом 1.18.6 раздела 1 «Общие положения» Документации организатор вправе запросить у участника закупки разъяснения положений поданной им заявки, а также предоставление отсутствующих документов, определенных Документацией на стадии формирования итогового протокола и подведения результатов (итогов) закупки путем направления официального запроса участнику закупки. Обмен информацией между участником конкурентного отбора и организатором, связанной с получением разъяснений положений поданной им заявки, а также предоставление отсутствующих документов, определенных Документацией, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Организатор не несет ответственности за неполучение участником закупки письменного запроса организатора, связанными с техническими или организационными причинами со стороны участника закупки. Срок предоставления ответа участником закупки указывается организатором
в запросе. Организатор устанавливает срок приема разъяснений и документов:
не менее 2 (двух) рабочих дней с момента направления организатором запроса
о разъяснении положений поданной участником заявки, а также предоставления отсутствующих документов, определенных Документацией.

Вместе с тем возможность получения дополнительной информации
и документов, с учетом указанного положения Документации, полностью зависит
от волеизъявления Организатора (Заказчика), поскольку право Организатора (Заказчика) запрашивать дополнительную информацию и документы у участников закупки может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки,
что может привести к дискриминации участников закупки, а также создать преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении дозапроса документов, как и изменение в результате дозапроса тех сведений, которые могут повлиять на оценку заявок участников закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, Организатора, предусмотревших в Документации возможность осуществления дополнительного запроса информации и документов у участников закупки, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

6. Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором в Документации неправомерно не установлены адреса выполнения работ по предмету закупки.

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о месте поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Кроме того, согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в закупочной документации должны быть установлены, в том числе сведения
о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы,
оказания услуги.

При этом согласно пункту 2.1.2 технического задания Документации установлено, что определение места повреждения, поиск мест утечек с помощью акустического корреляционного течеискателя (по заявке Заказчика).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что согласно требованиям Закона о закупках в Документации должно быть
указано место проведения работ, вместе с тем Документация указанные сведения
не содержит.

Представители Заказчика, Организатора на заседании Комиссии
ФАС России пояснили, что выполнение работ по предмету закупки осуществляется на объектах <...>.

Вместе с тем, изучив имеющиеся материалы, Комиссия ФАС России
приходит к выводу, что Заказчиком, Организатором в Документации не установлены сведения о месте выполнения работ по предмету закупки (например, город, область и т.д.), что не соответствует требованиям Закона о закупках.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Организатора ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1
статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 16.05.2023 б/н на действия (бездействие) заказчика <...>, организатора <...> при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по аварийному ремонту тепловых сетей
    с определением границ дефектов на объектах <...> (№ 23VP0957) (извещение № 32312368467) обоснованной.

  2. Признать <...> нарушившим часть 1 статьи 2, часть 15 статьи 3.2, пункты 2, 4, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии
    с принятым решением от 23.05.2023 по делу № 223ФЗ-202/23.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
    контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
    от 23.05.2023 № 223ФЗ-202/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны