Решение №28/61963/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-256/22 от 28 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОАО «РЖД»
Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, Москва, 107174
ООО «РТС-тендер»
Тараса Шевченко наб., д. 23А, Москва, 121151
ООО «СПС»
Маерчака
ул., д. 3, лит. А, |
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-256/22
по результатам рассмотрения жалобы ООО «СПС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
23.06.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – начальника отдела взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Дубовкиной Е.С.,
членов Комиссии ФАС России:
начальника отдела проверок № 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Крюковой Е.Л.,
консультанта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц № 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Розинько К.А.,
при участии представителей:
ОАО
«РЖД»: Осипенкова В.В. (доверенность от
05.02.2021
№ ЦДЗС-4/Д),
ООО «СПС»: Доможаковой А.В. (доверенность от 31.01.2022 б/н),
представители ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев
посредством системы видео-конференц-связи
жалобу
ООО «СПС» от 15.06.2022 № 56/22 на
действия (бездействие) заказчика
ОАО
«РЖД» при проведении открытого конкурса
на право заключения договора на выполнение
комплекса строительно-монтажных работ,
включая поставку оборудования, по
объекту «Техническое перевооружение
энергетического комплекса на ст.
Волочаевка», расположенному в границах
Дальневосточной железной дороги
(извещение № 428/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на
сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со
статьей 18.1 Федерального закона от
26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее
– Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В
ФАС России поступила жалоба ООО «СПС»
(далее – Заявитель)
от 15.06.2022 № 56/22 на
действия (бездействие) заказчика ОАО
«РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении
открытого конкурса на право заключения
договора на выполнение комплекса
строительно-монтажных работ, включая
поставку оборудования, по объекту
«Техническое перевооружение энергетического
комплекса на ст. Волочаевка», расположенному
в границах Дальневосточной железной
дороги (извещение № 428/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное
на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс,
Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При
этом в соответствии с частью 17 статьи
18.1 Закона о защите конкуренции при
рассмотрении жалобы по существу комиссия
антимонопольного органа рассматривает
обжалуемые акты и (или) действия
(бездействие) организатора торгов,
оператора электронной площадки,
конкурсной или аукционной комиссии,
уполномоченного органа
и (или)
организации, осуществляющей эксплуатацию
сетей.
В
силу положений части 1 статьи 2 Закона
о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются
Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской
Федерации, Законом о закупках, другими
федеральными законами, а также принятыми
в соответствии с ними
и утвержденными
с учетом положений части 3 статьи 2 Закона
о закупках правовыми актами,
регламентирующими правила закупки.
Согласно
части 5 статьи 4 Закона о закупках при
осуществлении закупки, за исключением
закупки у единственного поставщика
(исполнителя, подрядчика) и конкурентной
закупки, осуществляемой закрытым
способом,
в единой информационной
системе в сфере закупок размещаются
информация
о закупке, в том числе
извещение об осуществлении конкурентной
закупки, документация о конкурентной
закупке, за исключением запроса котировок,
проект договора, являющийся неотъемлемой
частью извещения
об осуществлении
конкурентной закупки и документации о
конкурентной закупке, изменения,
внесенные в эти извещение и документацию,
разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления
закупки, итоговый протокол, а также иная
информация, размещение которой в единой
информационной системе предусмотрено
Законом о закупках и положением
о
закупке, за исключением случаев,
предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4
Закона о закупках.
Закупочная
деятельность Заказчика регламентируется
положением
о закупке товаров, работ,
услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным
решением совета директоров ОАО «РЖД»
от 28 июня 2018 года
(протокол № 26) (далее
– Положение о закупке).
В
соответствии с извещением о проведении
Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной
документацией (далее – Документация),
протоколами, составленными при определении
поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение размещено на сайте Оператора – 29.03.2022;
Начальная (максимальная) цена договора – 163 335 264 рубля;
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 20.05.2022;
На участие в Конкурсе подано 2 заявки;
Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 06.06.2022;
По результатам рассмотрения заявок к участию в Конкурсе допущена 1 заявка участника закупки;
Дата подведения итогов – 07.06.2022;
По результатам подведения итогов Конкурс признан несостоявшимся, поскольку к участию в Конкурсе допущена одна заявка, признанная соответствующей требованиям Документации.
В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 22.06.2022 по 23.06.2022.
Частью
10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен
ряд случаев, позволяющих участникам
закупок обжаловать в антимонопольный
орган
в порядке, установленном таким
органом, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в
том числе осуществление заказчиком
закупки
с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка
подготовки и (или) осуществления закупки,
содержащегося в утвержденном и
размещенном
в единой информационной
системе положении о закупке такого
заказчика.
Согласно
доводу Жалобы Заказчиком нарушены права
и законные интересы Заявителя, поскольку
Заказчиком принято неправомерное
решение
о признании заявки Заявителя
несоответствующей требованиям
Документации ввиду представления
Заявителем в составе заявки для оценки
по подкритериям «Наличие производственных
мощностей» (далее – Подкритерий №
1),
«Опыт участника» (далее – Подкритерий
№ 2) критерия «Квалификация участника»
информации, несоответствующей
действительности.
Представитель
Заказчика с доводом Жалобы не согласился
и сообщил, что при проведении Конкурса
Заказчик действовал в соответствии
с
требованиями законодательства Российской
Федерации, Положения о закупке и
Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи
3 Закона о закупках при закупке товаров,
работ, услуг заказчики руководствуются
установленными
в Законе о закупках
принципами, в том числе принципами
равноправия, справедливости, отсутствия
дискриминации и необоснованных
ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.
Частью
6 статьи 3 Закона о закупках установлено,
что заказчик определяет требования к
участникам закупки в документации о
конкурентной закупке в соответствии с
положением о закупке. Не допускается
предъявлять
к участникам закупки, к
закупаемым товарам, работам, услугам,
а также
к условиям исполнения договора
требования и осуществлять оценку
и
сопоставление заявок на участие в
закупке по критериям и в порядке, которые
не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые
к участникам
закупки, к закупаемым товарам, работам,
услугам, а также
к условиям исполнения
договора, критерии и порядок оценки и
сопоставления заявок на участие в
закупке, установленные заказчиком,
применяются в равной степени ко всем
участникам закупки, к предлагаемым ими
товарам, работам, услугам, к условиям
исполнения договора.
Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Пунктом
3.6.4.1 Документации установлено, что
участник Конкурса
не допускается к
участию в Конкурсе в случае непредставления
определенных Документацией документов
и/или предоставления информации об
участнике Конкурса или о товарах,
работах, услугах, закупка которых
осуществляется,
не соответствующей
действительности.
При этом в соответствии с пунктом 3.6.5 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения Конкурса.
В соответствии с пунктом 3.6.11 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в конкурсных заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет.
1.1.
Согласно
протоколу рассмотрения и оценки заявок
участников закупки от 06.06.2022
№ 428/ОКЭ-ТЭ/22/1 (далее
– Протокол)
на основании пункта
3.6.4.1 Документации Заказчиком принято
решение об отказе Заявителю в допуске
к участию в Конкурсе, в связи с
предоставлением в составе заявки
информации, не соответствующей
действительности,
в
том числе, поскольку
в
заявке Заявителя
представлена
недостоверная информация о наличии
производственных мощностей, ресурсов.
Подпунктом
2.4 пункта
1
приложения № 1.4 к Документации установлен
порядок оценки заявок участников закупки
по Подкритерию
№ 1, согласно которому: «Оценка
осуществляется
на основании документов, указанных в
подпункте 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к
Документации
и
представленных в заявках участников.
Оценивается
путем деления количества строительной
техники, указанной в
таблице 1 подпункта
2.4 пункта 2 приложения № 1.4
к Документации,
имеющихся у каждого (j-ого) участника,
на максимальное количество строительной
техники, указанной в
таблице 1 подпункта
2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации
из всех имеющихся у участников:
J=1...n, n – количество участников
Aj - количество баллов j-ого участника;
Тj – количество строительной техники по видам:
Тj к - кран;
Тmax - максимальное количество строительной техники по видам:
Тmax к - кран;
4 – максимально возможное количество баллов по критерию.
В случае отсутствия у участника документов, указанных в подпункте 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и/или отсутствия производственных мощностей хотя бы одного вида строительной техники, указанного в таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации баллы по соответствующему виду строительной техники в формуле не начисляются».
Подпунктом 2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлено следующее:
«Оценка заявок осуществляется на основании документов, подтверждающих наличие у участника производственных мощностей (ресурсов), а именно:
– документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной в приложении № 1.3 к Документации;
– документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы);
– паспорт транспортного средства и/или свидетельство о регистрации транспортного средства на каждую единицу техники на автомобильном ходу.
– формуляр
и/или паспорт для каждой единицы
техники
на железнодорожном ходу.
– паспорт
самоходной машины и других видов
техники
и/или свидетельство о
регистрации машины для каждой единицы
самоходной машины и других видов
техники».
В соответствии с таблицей 1 пункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации для начисления баллов по Подкритерию № 1 участнику закупки необходимо предоставить сведения о наличии крана, грузоподъемностью не менее 25 тонн.
На
заседании Комиссии ФАС России представитель
Заказчика представил материалы и
пояснил, что для
расчета баллов по Подкритерию № 1
Заявителем в составе заявки приложен
договор аренды транспортного средства
от
01.02.2022 № 16/0222-АТС (далее – Договор №
1),
согласно которому Чекмарев Н.В. передает
во временное владение и пользование
Заявителю кран автомобильный КС-45717К-1
(далее – Кран)
до 31.12.2022.
В
силу пункта 3.6.11 Документации Заказчиком
с целью проверки достоверности сведений,
представленных Заявителем в составе
заявки, направлен в адрес Чекмарева
Н.В. запрос от 01.06.2022
№ ИСХ-1145/КРАС
РЦБЗ, вместе
с тем в
ответном
письме
Чекмарев Н.В. сообщил, что Договор с
Заявителем не заключался.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и сообщил, что Кран в настоящее время используется Заявителем для осуществлении коммерческой деятельности на основании Договора № 1.
Дополнительно
представителем Заявителя на заседании
Комиссии
ФАС России представлены
письменные пояснения Чекмарева Н.В.,
подтверждающие,
что Кран
передан Заявителю на основании Договора
№
1.
1.2.
Кроме того,
согласно Протоколу
на основании пункта
3.6.4.1 Документации Заказчиком принято
решение об отказе Заявителю в допуске
к
участию в Конкурсе,
поскольку
в заявке Заявителя
представлена недостоверная информация
в таблице «Сведения об опыте выполнения
работ, поставки товаров» в графе «Сведения
об обоснованности и удовлетворении
участником требований контрагента по
итогам рассмотрения жалоб претензий,
исковых заявлений по договору».
Подпунктом 2.1 пункта 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки по Подкритерию № 2, согласно которому: «оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к конкурсной документации следующим образом:
Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:
Б j – количество баллов j-го участника;
Цj Σ опыт – стоимость выполненных j-ым участником строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций (без учета НДС);
Ц нач.макс – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).
Дополнительно 5 баллов по данному критерию присваивается участнику при наличии опыта выполнения строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта.
20 – максимально возможное количество баллов.
0 баллов – не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к конкурсной документации».
Согласно
подпункту 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к
Документации оценка
заявок
осуществляется на основании технического
предложения, документов, представленных
в подтверждение соответствия требованиям
технического задания, иных документов,
представленных в составе заявки участника
закупки, а также
следующих документов, представляемых
участником дополнительно,
а именно документов
подтверждающих наличие
у участника
закупки:
1) опыта выполнения строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций,
2) опыта выполнения строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта, а именно:
документ,
подготовленный в соответствии с Формой
сведений
об опыте выполнения работ,
оказания услуг, поставки товаров,
представленной в приложении № 1.3 к
конкурсной документации о наличии
требуемого опыта;
акты
о выполнении работ и/или акты о выполнении
работ
и накладные о поставке товаров;
договоры на выполнение работ и/или договоры на выполнение работ, включая поставку товаров (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
документы, подтверждающие оплату по договору (выписка из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающая факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, с отметкой обслуживающего банка об исполнении);
документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
В соответствии с приложением 1.3 к Документации «Форма сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров» (далее – Форма) участнику закупки необходимо заполнить соответствующие графы, в том числе «Наличие жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору» и «Сведения об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб претензий, исковых заявлений».
На
заседании Комиссии ФАС России представитель
Заказчика представил сведения и пояснил,
что для расчета
баллов по Подкритерию № 2 Заявителем в
Форме, приложенной в
составе
заявки, указан договор
от 20.09.2021 №
6867/ОАЭ-ТЭ/20 (далее
– Договор № 2), при этом Заявителем
в
отношении Договора № 2 указаны сведения
об обоснованности
и удовлетворении
Заявителем требований контрагента по
итогам рассмотрения жалоб претензий,
исковых заявлений.
Вместе
с тем в
силу пункта 3.6.11 Документации
Заказчиком
с
целью проверки достоверности сведений,
представленных Заявителем
в составе
заявки, осуществлена
проверка, по результатам которой
установлено, что претензии, направленные
в адрес Заявителя, признаны необоснованными,
при этом в удовлетворении претензионных
требований по Договору № 2 Заявителем
отказано, что
подтверждается письмами от 27.12.2021 №
99/21,
от 21.02.2022 № 19/22, от 05.05.2022 № 104/0522,
направленными Заявителем
в адрес
Заказчика.
Изучив
представленные материалы, а также
выслушав представителей
Заказчика
и Заявителя, Комиссия ФАС России
установила, что при
несоответствии
документов, представленных участником
для целей оценки,
такая оценка
осуществляется без
учета информации, указанной в
таких
документах,
следовательно, заявка Заявителя не
может быть отклонена
по вышеуказанному
основанию.
Вместе
с тем, учитывая отсутствие однозначных
сведений,
свидетельствующих о
несоответствии заявки Заявителя
обязательным
требованиям Документации,
Комиссия ФАС России приходит к выводу
о
неправомерности принятого Заказчиком
в отношении заявки Заявителя
решения
об отклонении заявки на участие в
закупке.
Таким
образом, Комиссия
ФАС России приходит к выводу,
что
действия Заказчика, отклонившего заявку
Заявителя, не соответствуют пункту 2
части 1 статьи 3 Закона о закупках,
нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках
и
содержат
признаки состава административного
правонарушения, ответственность за
совершение которого предусмотрена
частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях.
Учитывая
изложенное, в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции,
Комиссией ФАС России принято решение
о
необходимости выдачи предписания,
направленного на устранение
выявленного
нарушения.
На
основании вышеизложенного и в соответствии
с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о
защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1.
Признать
жалобу ООО «СПС» (ИНН: 1901128350;
ОГРН:
1151901005695) от 28.02.2022 №
20/22
на действия (бездействие)
заказчика
ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295)
при
проведении открытого конкурса на право
заключения договора
на выполнение
комплекса строительно-монтажных работ,
включая поставку оборудования, по
объекту «Техническое перевооружение
энергетического комплекса на ст.
Волочаевка», расположенному в границах
Дальневосточной железной дороги
(извещение № 428/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на
сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.
2.
Признать
ОАО «РЖД» нарушившим часть 6 статьи 3
Федерального
закона от 18.07.2011 №
223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными
видами юридических лиц».
3.
Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер»
обязательное
к исполнению предписание,
направленное на устранение
выявленного
нарушения,
в соответствии с принятым решением от
23.06.2022
№
223ФЗ-256/22.
4.
Передать соответствующему должностному
лицу Управления
контроля размещения
государственного заказа и государственного
оборонного
заказа ФАС России материалы
дела от 23.06.2022
№
223ФЗ-256/22 для
рассмотрения вопроса о
возбуждении дела об административном
правонарушении.
Решение
может быть обжаловано в арбитражный
суд в течение трех
месяцев со дня его
вынесения.
Ведущий
заседание Комиссии ФАС России:
Е.С.
Дубовикна
Члены
Комиссии ФАС России:
Е.Л.
Крюкова
К.А. Розинько
Исп. Сейфетдинов Ш.Р.
тел.8(499)755-23-23 вн. 097-204
2022-88240