Решение №28/6188/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-29/23 от 31 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-29/23

по результатам рассмотрения жалобы <...>
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

27.01.2023                                                                                             Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>,

<...>: <...>, <...>, <...>,

представители <...>, <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
<...> от 12.01.2023 № 8, направленную письмом Московского УФАС России от 18.01.2023 № НП/1826/223, на действия (бездействие) заказчика <...>, организатора торгов <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов в офисных зданиях исполнительного аппарата Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» по адресам: Москва, ул. Ак. Челомея, д. 5а, Москва, ул. Самарская, д. 1, Москва,
ул. Беловежская, д. 4 корп. А и корп. Б (извещение № 32211981481)
,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 12.01.2023 № 8, направленная письмом Московского УФАС России от 18.01.2023 № НП/1826/223, на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик), организатора торгов <...> (далее – Организатор) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов в офисных зданиях исполнительного аппарата Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» по адресам: Москва, ул. Ак. Челомея, д. 5а, Москва, ул. Самарская, д. 1, Москва, ул. Беловежская, д. 4 корп. А и корп. Б (извещение № 32211981481) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанные
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа
и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте,
за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации
о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение
и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона
о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе,
не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор
в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если
это предусмотрено положением о закупке.

Закупочная деятельность Заказчика, регламентируется единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением совета директоров <...> (протокол от 30.12.2022 № 604) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 22.12.2022.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 264 363 622,85 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 30.01.2023;

  4. Дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 10.02.2023;

  5. Дата подведения итогов Конкурса – 17.02.2023.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 25.01.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного
и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 27.01.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг,
в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика, Организатора:

  1. Заказчиком, Организатором в Документации установлено неправомерное требование о том, что участником закупки может быть,
    в том числе любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки;

  2. Заказчиком, Организатором в Документации установлено излишнее требование к исполнителю по договору.

Представители Заказчика, Организатора на заседании Комиссии ФАС России с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу положений части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором в Документации установлено неправомерное требование о том, что участником закупки может быть в том числе любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо
от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки,
в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Аналогичное требование предусмотрено подпунктом 1.4.1 пункта 1.4 раздела 1 части I «Общие условия проведения закупки» Документации.

Пунктом 9 части II «Информационная карта» Документации
(далее – Информационная карта) установлено следующее: «Участником закупки может быть:

а) любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе на основании договора о создании простого товарищества в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации), независимо
от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;

б) любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки
(в том числе на основании договора о создании простого товарищества
в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации).

Чтобы претендовать на победу в закупке и получения права заключить договор, участник закупки должен отвечать следующим требованиям, установленным:

должен быть юридическим лицом, учрежденным специально
для осуществления охранной деятельности;

должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме
для заключения и исполнения договора (физическое лицо – обладать дееспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора);

не должен находиться в процессе ликвидации; должно отсутствовать решение арбитражного суда о признании участника закупки банкротом
и об открытии конкурсного производства; на имущество участника закупки
не должен быть наложен арест; экономическая деятельность участника закупки не должна быть приостановлена (для юридического лица, индивидуального предпринимателя);

должен иметь соответствующие разрешающие документы на оказание охранных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1. Для ЧОО:

действующую лицензию, выданную соответствующими подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченными в сфере частной охранной деятельности, или ее территориальным органом с перечнем следующих разрешенных видов услуг:

  1. Защита жизни и здоровья граждан;

  2. Охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

  3. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам
    по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

  4. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

  5. Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

действующее на дату подачи заявки разрешение на хранение
и использование оружия и патронов к нему согласно Федеральному закону

от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

2. Для ФГУП: положение, устанавливающие его право на предоставление услуг по охране в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и/или Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

Из Жалобы Заявителя следует, что установленное Заказчиком, Организатором в Документации требование к участникам закупки противоречит положениям законодательства о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика
и Организатора пояснили, что вышеуказанное требование к участникам закупки установлено в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках
и Положением о закупке. При этом перечень разрешающих документов

на оказание охранных услуг приведен в пункте 9 Информационной карте
с учетом требований Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-I

«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что установленное в Документации Заказчиком, Организатором требование к участникам закупки не противоречит Закону о закупках, Положению о закупке.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором в Документации установлено излишнее требование к исполнителю по договору.

В разделе 4 части V «Техническое задание» Документации установлено,
в том числе следующее требование: «Исполнитель должен взять на себя обязательства по круглосуточному предоставлению исправного автотранспортного средства класса «С» (По классификации Euro NCAP «Small family car», что соответствует классу «C» по классификации Европейской Комиссии - Автомобили типа: Toyota Corolla, Volkswagen Bora, Ford Focus, Honda Civic и пр.) или выше классом, не старше 2-х лет, нейтрального цвета, без нанесения специальных цветографических схем, логотипов, рекламы,
для исполнения служебных обязанностей, по взаимодействию между охраняемыми объектами Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети», сопровождения представителей подразделения безопасности по служебной необходимости,
сопровождения материалов, пакетов, представляющих собой ценность для Заказчика, в том числе содержащих конфиденциальную/ценную информацию и других задач».

Из Жалобы следует, что вышеуказанное требование является излишним, поскольку ограничивает количество участников Конкурса, ввиду отсутствия
в
Законе Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-I

«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» услуг по предоставлению автотранспорта, а также сопровождения материалов, пакетов Заказчика.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика, Организатора пояснили, что вышеуказанное требование установлено в целях удовлетворения потребностей Заказчика, ввиду расположения охраняемых объектов исполнительного аппарата ПАО «Россети» в трех административных округах г. Москвы (ул. Академика Челомея, д. 5А; ул. Самарская, д. 1;
ул. Беложевская, д. 4).

Дополнительно представители Заказчика, Организатора на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что для усиления охраны в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, экстренного перехода в режим усиленной охраны, а также при проведении особо важных мероприятий (визиты делегации и т. д.) возникает необходимость оперативного перераспределения работников охранного мероприятия между объектами охраны, ввиду чего установлено требование, в том числе о выполнении обязательств по круглосуточному предоставлению исправного автотранспортного средства.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> от 12.01.2023 № 8, направленную письмом Московского УФАС России от 18.01.2023 № НП/1826/223, на действия (бездействие) заказчика <...>, организатора торгов <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов в офисных зданиях исполнительного аппарата Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» по адресам: Москва, ул. Ак. Челомея, д. 5а, Москва, ул. Самарская, д. 1, Москва, ул. Беловежская, д. 4 корп. А и корп. Б (извещение № 32211981481) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны