Решение №17/14877/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-103/21 от 1 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-103/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Проминвестсервис» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.02.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

заместителя председателя комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Горбачевой О.В.,

членов комиссии:

начальника отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Дубовкиной Е.С.,

заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Крюковой Е.Л.,

ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Лещевой Н.Г., (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО «Центральная ППК»: Михеева Д.В. (доверенность от 12.08.2020 № 1938-Д), Поливкина А.П. (доверенность от 02.12.2019 № 1819-Д),

ООО «Проминвестсервис»: Цибикова Б.Ю. (протокол от 26.11.2020 б/н),

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видеоконфренц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видеоконфренц-связи жалобу ООО «Проминвестсервис» от 16.02.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Центральная ППК» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств, ТПУ «Солнечная»и демонстрационного павильона МЦД на площади Киевского вокзала, а также повнутренней уборке и наружной обмывке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги и по сбору, накоплению,транспортированию и размещению отходов/снега, образовавшихся в процессе оказания комплекса услуг (извещение № 32109989100), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Проминвестсервис»
(далее - Заявитель) от 16.02.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Центральная ППК» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств, ТПУ «Солнечная»и демонстрационного павильона МЦД на площади Киевского вокзала, а также по внутренней уборке и наружной обмывке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги и по сбору, накоплению,транспортированию и размещению отходов/снега, образовавшихся в процессе оказания комплекса услуг (извещение№ 32109989100)
(далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам стать 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Центральная ППК», утвержденным Советом директоров АО «Центральная ППК» (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Запроса предложений, закупочная документация (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 12.02.2021;

      2. Начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦД) - 6 744 914 379,66 рублей;

      3. Дата окончания подачи заявок - 02.03.2021;

      4. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 02.03.2021.

В целях всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 24.02.2021 до 25.02.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

      1. Заказчиком в Документации установлено ненадлежащее квалификационное требование к участникам закупки о наличии лицензии на сбор на сбор и транспортирование отходов II-IV классов опасности;

      2. Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий критерий оценки «Опыт участника», поскольку к оценке принимаются сведения о наличии опыта исключительно на обустройствах, принадлежащих Заказчику;

      3. Заказчиком в Документации установлен необоснованно завышенный размер обеспечения заявки;

      4. Заказчиком в Документации установлено ненадлежащее требование к размеру обеспечения исполнения договора.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено ненадлежащее квалификационное требование к участникам закупки о наличии лицензии на сбор на сбор и транспортирование отходов II-IV классов опасности.

На заседании Комиссии ФАС России представителем Заявителя указанный довод Жалобы отозван, в связи с чем указанный довод Жалобы не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий критерий оценки «Опыт участника», поскольку к оценке принимаются сведения о наличии опыта исключительно на обустройствах («транспортно-пересадочных узел» и «демонстрационный павильон»), принадлежащих Заказчику.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 14 Документации оценка заявок участников закупки осуществляется, в том числе по критерию «Опыт участника» путем сопоставления суммарной стоимости исполненных участником договоров, указанных в подпункте «а» пункта 13.5. Документации, следующим образом:

 

 

где:

Бj– количество баллов j–ого участника;

Dj – суммарная стоимость исполненных j–м участником договоров;

Dmax – максимальная суммарная стоимость исполненных участником договоров из сведений, представленных участниками настоящего запроса предложений.

20 баллов – максимальное количество баллов по данному критерию.

При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 13.5 Документации для присвоения баллов по указанному критерию участнику закупки необходимо представить сведения об опыте оказания услуг по форме № 3 приложения № 2 к Документации по текущему содержанию и техническому обслуживанию обустройств, транспортно-пересадочных узлов, демонстрационных павильонов, а также по внутренней уборке и наружной обмывке подвижного состава и по сбору, транспортированию и размещению отходов/снега, образовавшихся в процессе оказания комплекса услуг (с обязательным приложением копий договоров и актов об оказании услуг(выполнении работ) и/или накладных).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что объекты с такими наименованиями как «транспортно-пересадочных узел» и «демонстрационный павильон» являются малораспространенными. При этом, иные объекты с аналогичным наименованием на территории деятельности Заказчика отсутствуют, в связи с чем предоставление соответствующего опыта для участников закупки, ранее не заключавших договор с Заказчиком, не представляется возможным.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС россии пояснил, что по указанному критерию оценке подлежит опыт участника по оказанию услуг по предмету закупки, в том числе на иных объектах, не указанных в вышеназванном критерии.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно указанному критерию оценки заявок опыт участника по оказанию услуг по предмету закупки на иных объектах (например, вокзалах и др.), не предусмотренных вышеуказанным порядком оценки заявок, не подлежит оценке, при этом аналогичный опыт участника по оказанию услуг исключительно на транспортно-пересадочных узлах, демонстрационных павильонах подлежит оценке согласно представленным в составе заявки сведениям.

Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности указанного критерия оценки заявок, поскольку указанный критерий оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Опыт участника», что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлен необоснованно завышенный размер обеспечения заявки.

Частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

В соответствии с частью 27 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Пунктом 21 Документации установлено следующее: «Заказчик устанавливает требование о внесении участниками обеспечения заявки в размере 336 000 000 рублей в виде безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет заказчика либо в виде безотзывной банковской гарантии».

Учитывая вышеизложенное, Комиссии ФАС России, исходя из представленных сторонами материалов, приходит к выводу, что размер обеспечения заявки, установленный Заказчиком в Документации не противоречит требованиям Закона о закупках.

Вместе с тем представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено ненадлежащее требование к размеру обеспечения исполнения договора.

Пунктом 21 Документации установлено следующее требование к обеспечению исполнения договора :

«В случае признания победителем закупки участника, предложившего скидку менее 10 %, победителем закупки обеспечение исполнения договора предоставляется в размере 336 000 000 рублей.

В случае признания победителем закупки участника, предложившего скидку равную или более 10 % победителем закупки должно быть представлено обеспечение исполнения договора в размере 504 000 000 рублей».

В соответствии с пунктом 470 Положения о закупке, случае если Документацией установлено требование обеспечения исполнения договора, договор может быть заключен только после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в порядке, форме и в размере, указанным в документации о конкурентной закупке. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается в документации о конкурентной закупке, но не может превышать 30 % от НМЦД.

Пунктом 230 Положения о закупке установлено, что если при участии в закупке участником закупки, с которым заключается договор, предложена демпинговая цена договора, заказчик вправе установить условие о возможности заключения договора после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере обязательств и на условиях, указанных в документации о закупке; либо в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).

Учитывая вышеизложенное, Комиссии ФАС России, исходя из представленных сторонами материалов, приходит к выводу, что размер обеспечения исполнения договора, установленный Заказчиком в Документации не противоречит требованиям Закона о закупках.

Вместе с тем представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Проминвестсервис» (ИНН: 7705887835, ОГРН: 1097746252581) от 16.02.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
    АО «Центральная ППК»
    (ИНН: 7705705370; ОГРН: 1057749440781) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств, ТПУ «Солнечная»и демонстрационного павильона МЦД на площади Киевского вокзала, а также по внутренней уборке и наружной обмывке пригородного подвижного состава в пунктах оборота на полигоне Московской железной дороги и по сбору, накоплению,транспортированию и размещению отходов/снега, образовавшихся в процессе оказания комплекса услуг (извещение№ 32109989100) обоснованной в части установления ненадлежащего критерия оценки «Опыт участника».

  2. Признать в действиях АО «Центральная ППК» нарушение пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
    от 25.02.2021 № 223ФЗ-103/21.

  4. Передать материалы дела от 25.02.2021 № 223ФЗ-103/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны