Решение №28/100646/21 Решение 223ФЗ-605/21 от 25 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-605/21

по результатам рассмотрения жалобы САО «ВСК»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

22.11.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

АО «Международный аэропорт Шереметьево»: <...>, <...>,

САО «ВСК»: <...>, <...>,

представители ООО «ЭТП ГПБ» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
САО «ВСК» от 12.11.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Международный аэропорт Шереметьево» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг
по добровольному медицинскому страхованию работников компаний Группы МАШ на 2022-2021 гг. (извещение № 32110781021), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба САО «ВСК»
(далее – Заявитель) от 12.11.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Международный аэропорт Шереметьево» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников компаний Группы МАШ на 2022-2021 гг. (извещение № 32110781021) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает
общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке
товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1
Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке,
за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации
о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти
извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках

и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Международный аэропорт Шереметьево», утвержденным решением Совета директоров Акционерного общества «Международный аэропорт Шереметьево» (протокол от 30.06.2021 № 30)
(далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, документацией о закупке (далее – Документация):

  1. Извещение о проведении Запроса предложений размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 29.10.2021;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 207 701 160 рублей;

  3. Дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений – 23.11.2021;

  4. Дата подведения итогов Запроса предложений – 01.12.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг,
в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке тако
го заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

1) неправомерно установившего квалификационное требование о наличии
у участника Запроса предложений опыта оказания услуг и трудовых ресурсов

по предмету закупки для допуска к участию в закупке.

2) неправомерно установившего порядок оценки по нестоимостным критериям.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование о наличии у участника Запроса предложений опыта оказания услуг и трудовых ресурсов по предмету закупки для допуска к участию в закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.

Пунктом 7.5 раздела 7 информационной карты Документации
к участникам закупки установлено следующее квалификационное требование:

«1. Ресурсы: Наличие у участников закупки действующих правил
по медицинскому страхованию граждан.

Подтверждается копиями указанных правил страхования, утвержденных уполномоченным лицом/органом компаний – участников.

Допускаются к участию в закупочной процедуре участник(и), предоставившие копии правил по медицинскому страхованию граждан, утвержденных уполномоченным лицом/органом компаний – участников.

2. Опыт:

Наличие у участников закупки не менее 6 (шести) исполненных договоров/контрактов по добровольному медицинскому страхованию, заключенных
с разными юридическими лицами, с общей численностью застрахованных лиц
не менее 3 500 (Трех тысяч пятисот) работников по каждому договору за последние 1095 календарных дней до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящей закупочной процедуры.

Допускаются к участию в закупочной процедуре участник(и), предоставившие справку по Форме 4. «Справка об опыте участника» а также копии исполненных договоров/контрактов и/или отдельных страниц из договоров/контрактов, заключенных за последние 1095 календарных дней до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящей закупочной процедуры, при этом,
из представленных документов должны быть видны сведения о датах заключения, периодах действия, страховых суммах и сторонах по договору (с визами и печатями).

3. Трудовые ресурсы:

Наличие у участников закупки врачей-экспертов в количестве не менее 8 (восьми) человек, имеющих высшее медицинское образование и состоящих в штате компании-участника (или работающих по договорам гражданско-правового характера), обеспечивающих защиту прав застрахованных лиц.

Подтверждается копиями сертификатов, дипломов о высшем медицинском образовании, а также выпиской из штатного расписания и (или) копиями трудовых договоров ГПХ, заверенными печатью и подписью участников.

Допускаются к участию в закупочной процедуре участники, предоставившие справку по Форме 5. «Справка о трудовых ресурсах», а также копии сертификатов, дипломов о высшем медицинском образовании врачей – экспертов».

Вместе с тем вышеуказанное требование Документации о наличии опыта
оказания услуг по предмету закупки, неправомерно ограничивает количество участников Запроса предложений, не обладающих опытом оказания услуг
по добровольному медицинскому страхованию, при этом обладающих положительным опытом оказания услуг в других сферах страхования.

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, приходит
к выводу о том, что требование Документации о наличии у участников закупки на момент подачи заявки соответствующих трудовых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такие трудовые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе предложений.

Таким образом, указанные действия Заказчика, установившего
к участникам Запроса предложений неправомерное квалификационное требование, ограничивающее количество участников Запроса предложений, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает пункт 9 части 10 статьи 4
Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. По мнению Заявителя Заказчиком в Документации неправомерно установлен порядок оценки по нестоимостным критериям.

Подпунктом 20.8.1. пункта 7.14 раздела 7 информационной карты Документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений и их значимость:

Подпунктом 2.2 пунктом 2 установлен подкритерий «Рентабельность деятельности» критерия «Финансовая устойчивость» (далее – Подкритерий № 1 Критерия № 1), согласно которому предусмотрен следующий порядок оценки:

«Оценивается значение рентабельности деятельности за последний отчетный год.

В качестве документов, подтверждающих финансовую устойчивость участника, предоставляется копия отчета о финансовых результатах организации (код формы
по ОКУД: 0420126) за последний отчетный год (с подтверждением о направлении
в налоговую инспекцию, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации)».

Подпунктом 2.3 пункта 2 установлен подкритерий «Рейтинг надежности»
Критерия № 1 (далее – Подкритерий № 2 Критерия № 1), согласно которому предусмотрен следующий порядок оценки:

«Оценивается наличие у участника рейтингов надежности, присвоенных рейтинговыми агентствами «Эксперт РА», «АКРА», «НРА» и «НКР» на уровне
не ниже ruAA+, непрерывно действующего на протяжении 1095 календарных дней
до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящей закупочной процедуры.

В качестве документов, подтверждающих, предоставляются копии сертификатов и/или писем, и/или свидетельств, подтверждающих присвоение рейтингов надежности, выданных рейтинговыми агентствами «Эксперт РА», «АКРА», «НРА» и «НКР».

Подпунктом 3.1 пункта 3 установлен подкритерий «Страховые взносы» критерия «Опыт по страховым взносам и выплатам» (далее – Подкритерий № 1 Критерия № 2), согласно которому предусмотрен следующий порядок оценки:

«Оценивается размер страховых взносов по договорам медицинского страхования за последний отчетный год.

В качестве документов, подтверждающих опыт участника, предоставляется копия раздела 1 формы «Сведения о деятельности страховщика» за последний отчетный год (код формы по ОКУД: 0420162) (стр.126 столбец 3)».

Подпунктом 3.2 пункта 3 установлен подкритерий «Выплаты»
(далее – Подкритерий № 2 Критерия № 2), согласно которому предусмотрен следующий порядок оценки:

«Оценивается размер выплат по договорам медицинского страхования
за последний отчетный год.

В качестве документов, подтверждающих опыт участника, предоставляется копия раздела 1 формы «Сведения о деятельности страховщика» за последний отчетный год (код формы по ОКУД: 0420162) (стр.126 столбец 10)».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что указанный порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений по Подкритериям №№ 1 и 2 Критерия № 1, Подкритериям №№ 1 и 2 Критерия № 2 установлен Заказчиком с целью выявления участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика и способного обеспечить надлежащее выполнение работ
по предмету закупки.

Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, а также заслушав пояснения сторон, приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат Положению о закупке и Закону о закупках.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих, что установленный порядок оценки приводит к ограничению количества участников, таким образом довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      1. Признать жалобу САО «ВСК» (ИНН: 7710026574; ОГРН:1027700186062) от 12.11.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Международный аэропорт Шереметьево» (ИНН: 7712094033, ОГРН: 1027739374750) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников компаний Группы МАШ на 2022-2021 гг. (извещение № 32110781021) обоснованной в части:

установления квалификационного требования о наличии у участника Запроса предложений опыта оказания услуг и трудовых ресурсов по предмету закупки для допуска к участию в закупке.

      1. Признать АО «Международный аэропорт Шереметьево» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      2. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
        на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением
        от 22.11.2021 № 223ФЗ-605/21.

      3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
        ФАС России материалы дела
        от 22.11.2021 № 223ФЗ-605/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

АО "Международный аэропорт Шереметьево"
ИНН 7712094033, ОГРН 1027739374750
ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ОСАО "ВСК"
ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062