Решение №28/6973/24 РЕШЕНИЕ №223ФЗ-26/24 от 30 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-26/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Артекс Технолоджи» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

25.01.2024 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>

членов Комиссии ФАС России:

<...>

<...>

при участии представителей:

ПАО «Аэрофлот»: <...> (доверенность от 01.12.2022
№ 77АД2191379),

ООО «Артекс Технолоджи»: <...> (доверенность от 12.01.2024
№ 02/2024-АТ), <...> (доверенность от 12.01.2024 № 03/2024-АТ),

представители ООО «ЭТП ГПБ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Артекс Технолоджи» от 29.12.2023 642-АТ-23 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» при проведении сбора коммерческих предложений
в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг
по техническому обслуживанию и ремонту средств вычислительной техники (извещение № 32313017031), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Артекс Технолоджи»
(далее – Заявитель) от 29.12.2023 642-АТ-23 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» (далее – Заказчик) при проведении сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств вычислительной техники (извещение № 32313017031) (далее – Жалоба, Закупка).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о необходимости выдачи предписания.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Аэрофлот», утвержденным советом директоров ПАО «Аэрофлот» (протокол от 27.11.2023 № 10) (далее – Положение
о закупке).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте,
за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения
об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии
с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Закупки (далее – Извещение), закупочной документацией Заказчика (далее – Документация), протоколами, составленными в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 28.11.2023;

  2. начальная (максимальная) цена договора – 604 398 166, 08 руб.;

  3. дата окончания срока подачи заявок на участие в Закупке – 05.12.2023;

  4. на участие в Закупке поданы 3 заявки;

  5. дата рассмотрения заявок – 14.12.2023;

  6. по результатам рассмотрения заявок все поданные заявки допущены
    к участию в Закупке.

  7. дата подведения итогов Закупки – 14.12.2023;

  8. по результатам подведения итогов победителем признано
    ООО «Степинформ» (далее – Победитель) с предложением о коэффициенте снижения равном 0,01.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение
семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 15.01.2024 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью
изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен
до 25.01.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

1. Заказчиком неправомерно проведена процедура рассмотрения заявок участников Закупки за пределами сроков, предусмотренных Документацией.

2. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявок участников закупки.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом проведена процедура рассмотрения заявок участников Закупки за пределами сроков, предусмотренных Документацией.

Пунктом 8.7.1.11 Положения о закупке установлено, что в извещении
о закупке должны быть указаны следующие сведения сроки проведения каждой процедуры, каждого этапа закупки, которые применяются / могут применяться при проведении закупки.

В соответствии с пунктом 9.9.7 Положения о закупке при необходимости переноса срока рассмотрения заявок, указанного в извещении и (или) документации о закупке, и (при необходимости) переноса срока оценки
и сопоставления заявок, срока подведения итогов (пропорционально переноса срока рассмотрения заявок), уведомление о переносе срока подлежит официальному размещению в порядке, предусмотренном в пунктах 2.1.3, 2.1.4 Положения о закупке, аналогичные положения содержатся в пункте 2.12.14 Документации.

Согласно подпункту 8 таблицы 3 пункта 2.1.4 Положения о закупке протоколы, составляемые в процессе проведения закупки, подлежат официальному опубликованию не позднее чем через 3 (три) календарных дня со дня подписания таких протоколов.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что Документацией установлен срок рассмотрения заявок участников Закупки – 10.12.2023, при этом Заказчиком опубликован протокол рассмотрения заявок – 29.12.2023, что свидетельствует о нарушении сроков рассмотрения заявок
и публикации протокола.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в соответствии с пунктом 9.9.7 Положения о закупке Заказчиком на сайте Оператора размещено уведомление от 25.12.2023 б/н о переносе сроков рассмотрения заявок участников Закупки на 27.12.2023.

Дополнительно Заказчик пояснил, что протокол рассмотрения заявок подписан 27.12.2023 и опубликован в сроки, предусмотренные Положением
о закупке, а именно 29.12.2023.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представили сведений и доказательств, подтверждающих, что Заказчиком нарушены сроки размещения протоколов, составленных в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика).

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения сторон, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика
в вышеуказанной части при проведении Закупки не противоречат требованиям Закона о закупках, Положению о закупке и Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки победителя закупки.

Пунктом 2.7.1 Документации установлено, что Предложение о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги) должно быть выражено
в валюте, в которой выражена начальная (максимальная) цена договора (цена лота, единицы товара, работы, услуги), в соответствии с требованиями пунктов 10, 11
раздела 4 «Информационная карта» Документации (далее – Информационная карта).

В соответствии с пунктом 2.7.2 Документации предложенная участником закупки цена договора (цена лота, единицы товара, работы, услуги) не должна превышать начальную (максимальную) цену договора (цену лота, единицы товара, работы, услуги), установленную в пунктом 10 Информационной карты.

Согласно пункту 11 Информационной карты цены единиц (ы) продукции указаны с учетом налогов, сборов, расходов на транспортировку, других обязательных платежей, включая в себя затраты на поставку, складирование, а также все затраты, издержки и иные расходы участника, в том числе сопутствующие, связанные с исполнением договора.

При этом в соответствии с пунктом 10 Информационной карты «цены единицы продукции определяются в соответствии с технико-коммерческим предложением победителя закупки/участника закупки, с которым принято решение заключить договор по результатам закупки (по форме 6.3 раздела 6 Документации).

Цены единиц продукции в договоре, заключаемом по итогам закупки, рассчитываются Заказчиком путём произведения начальной (максимальной) стоимости цен(ы) единицы продукции, указанной в Извещении, на коэффициент снижения участника, с которым заключается договор по итогам проведённой закупки.

При формировании ценового предложения участниками закупки должно быть учтено следующее: цены единиц продукции снижаются пропорционально коэффициенту снижения, при этом коэффициент снижения, применяемый
к единицам продукции выражается в виде десятичной дроби (например, «0,98» или «0,9») и не может превышать 1 (единицу)».

При этом пунктом 11 Информационной карты установлено, что ценовое предложение на сайте Оператора подается участником закупки в отношении максимальной цены договора (604 398 166,08 руб., с учетом НДС). Коэффициент снижения указывается в соответствии с разделом 6.3. «Форма технико-коммерческого предложения Документации (далее – Форма).

Согласно Форме коэффициент снижения заполняется участниками
в формате 0,00, коэффициент указывается от 0,01 до 1,00.

Вместе с тем как следует из Формы, настоящее технико-коммерческое предложение подтверждает, что цена единицы в случае признания
участника победителем будет определена с учетом применения (произведения) предлагаемого Заказчиком коэффициента снижения к цене единицы, установленной в Извещении и Документации».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки победителя закупки, поскольку определенный Заказчиком порядок подачи коэффициента снижения является неправомерным и не позволяет участнику в предусмотренном Документацией порядке предложить в заявке цену единицы выполняемых работ.

Представитель Заказчика пояснил, что Документация содержит конкретные инструкции по заполнению технико-коммерческого предложения участника закупки, позволяющие надлежащим образом сформировать заявку и отразить предлагаемые условия исполнения обязательств по договору, заключаемому
по результатам Закупки.

Дополнительно представитель Заказчика сообщил, что коэффициент снижения, указанный в Документации, способствует упрощению закупочной деятельности заказчика и формирования заявки участника закупки.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила,
что положения Документации содержат неоднозначный порядок направления ценового предложения участников закупки, поскольку согласно пункту 2.7.1 Документации участник закупки предлагает цену единиц продукции, при этом
в соответствии с пунктом 10 Информационной карты цена единиц продукции рассчитывается Заказчиком, в связи с чем подтверждается довод Жалобы
о ненадлежащей оценке заявок участников закупки, так как заявки участников
не содержат информацию, предусмотренную пунктом 2.7.1 Документации.

При этом Комиссией ФАС России также установлено, что из трех поданных на участие в Закупке заявок надлежащим образом коэффициент снижения предлагаемой цены договора указан исключительно одним участником закупки, что, по мнению ФАС Россию, свидетельствует о неоднозначности толкования порядка заполнения указанной информации в составе заявки
и привело к необоснованному сокращению количества участников закупки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом определившего в Документации порядок подачи ценового предложения, и как следствие, ненадлежащим образом оценившего заявки участников Закупки нарушают положения части 1 статьи 2 Закона о закупках, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае признания жалобы обоснованной, комиссия антимонопольного принимает решение о необходимости выдачи предписания, обязательного к исполнению.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Артекс Технолоджи» (ИНН: 7705861636;
    ОГРН: 5087746333560)
    от 29.12.2023 642-АТ-23 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» (ИНН: 7712040126; ОГРН: 1027700092661)
    при проведении сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию
    и ремонту средств вычислительной техники
    (извещение № 32313017031)) обоснованной в части установления ненадлежащего порядка подачи предложения о цене единицы выполняемых работ, и как следствие, ненадлежащей оценки заявок участников закупки.

2. Признать ПАО «Аэрофлот» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. ПАО «Аэрофлот», ООО «ЭТП ГПБ» выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от
25.01.2024 № 223ФЗ-26/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседания Комиссии ФАС России:

 

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ПАО «Аэрофлот»
ИНН 7712040126, ОГРН 1027700092661
ООО "Артекс Технолоджи"
ИНН 7705861636, ОГРН 5087746333560