Решение №28/47146/24 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-171/24 от 31 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-171/24

по результатам рассмотрения жалобы СПАО «Ингосстрах»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

28.05.2024 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>.,

<...>.,

при участии представителей:

АО «Почта России»: <...> (доверенность от 11.08.2023 б/н),

СПАО «Ингосстрах»: <...>. (доверенность от 04.05.2024
№ 0316935-51/23), <...> (доверенность от 25.08.2023
№ 0633321-51/23),

представители АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
СПАО «Ингосстрах» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Почта России» при проведении сокращенного отбора предложений на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан для нужд АО «Почта России» (извещение
№ SBR035-240002293200209, размещенное на сайте https://utp.sberbank-ast.ru),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба СПАО «Ингосстрах» (далее – Заявитель)
б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Почта России» (далее – Заказчик) при проведении сокращенного отбора предложений на право заключения договора
на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан для нужд АО «Почта России» (извещение № SBR035-240002293200209, размещенное на сайте https://utp.sberbank-ast.ru)
(далее – Жалоба, Отбор предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России», утвержденным решением совета директоров АО «Почта России» (протокол от 07.08.2023
№ 12-2023) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте (далее – ЕИС),
за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения
об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии
с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению об осуществлении закупки (далее – Извещение), документации о закупке (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 29.03.2024.

  2. Максимальное значение цены договора – 530 000 000 руб.

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 15.04.2024.

  4. На участие в Отборе предложений подано 5 заявок от участников закупки.

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Отборе предложений –24.04.2024.

  6. По результатам рассмотрения заявок к участию в Отборе предложений допущены заявки всех участников закупки.

  7. Дата подведения итогов Отбора предложений – 03.05.2024.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 21.05.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 28.05.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что в ходе проведения Отбора предложений права
и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшего решение о допуске заявки Заявителя к участию в Отборе предложений.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Отбора предложений Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках следующими принципами: информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним
из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения
об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц,
с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Закона
о закупках, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки
за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках
на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации
от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации
о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры»
(далее
Постановление № 301) установлено обязательное неразмещение
на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок
(далее – ЕИС) сведений о закупках, осуществляемых заказчиками, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми такими заказчиками заключены договоры.

В соответствии с пунктом 3.4.3.4.1 Положения о закупке к неконкурентным закупочным процедурам относятся закупки, проводимые способами, предусмотренными пунктом 10.5.1 Положения о закупке, проводимыми с целью исполнения Постановления № 301.

Пунктом 10.5.1 Положения о закупке установлено, что Заказчик с целью исполнения Постановления № 301 проводит неконкурентные закупки, в том числе следующими способами: отбор предложений, сокращенный отбор предложений, ценовой отбор, сокращенный ценовой отбор.

В соответствии с пунктом 10.5.4 Положения о закупке сокращенный отбор предложений осуществляется Заказчиком по правилам проведения запроса предложений.

Согласно пункту 1.10 части 2 «Информационная карта» Документации
(далее – Информационная карта) способ проведения Отбора предложений – сокращенный отбор предложений в электронной форме.

Комиссия ФАС России отмечает, что Закон о закупках, а также Положение
о закупке не являются единственными документами, регламентирующими деятельность заказчиков, в частности, при проведении закупочных процедур также применяются положения Гражданского законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, разрабатываемое Заказчиком Положение о закупке
не может и не должно противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур
не освобождает Заказчика от необходимости соблюдения действующего законодательства, а также прав и законных интересов участников закупки.

Комиссией ФАС России установлено, что в данном случае Заказчиком проводится Отбор предложений в электронной форме, закупка, отвечающая критериям конкурентных способов закупок, установленным в части 3 статьи 3, пункте 2 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках.

Также Комиссией ФАС России отмечает, что Постановление № 301 лишь закрепляет основание для неразмещения сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в ЕИС.

Кроме того, Постановление № 301 не указывает на то, что все закупки, проводимые заказчиками, в отношении которых введены санкции, являются неконкурентными.

При этом факт введения в отношении Заказчика санкций и мер ограничительного характера со стороны недружественных государств
не подразумевает, что конкурентные по своему содержанию способы закупок становятся неконкурентными.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что сведения об Отборе предложений размещены на сайте Оператора, что соответствует принципу информационной открытости закупки, установленному в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, факт неразмещения Отбора предложений в открытой части ЕИС не свидетельствует о неконкурентности проводимой закупки, поскольку Извещение доступно неограниченному кругу лиц, обеспечена конкуренция между участниками, описание предмета закупки осуществлено с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, на Отбор предложений распространяются установленные Законом о закупках принципы, а также требования, предъявляемые
к конкурентным закупкам.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2.4 Информационной карты «общая НМЦ
за единицу услуг: 3 454 650,00 (три миллиона четыреста пятьдесят четыре тысячи шестьсот пятьдесят) рублей 00 копеек, включая НДС в размере ставки, определенной в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Максимальное значение цены договора составляет: 530 000 000,00 (пятьсот тридцать миллионов) рублей 00 копеек, включая НДС в размере ставки, определенной в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Договор заключается по максимальному значению цены договора.

Цена за единицу УСЛУГ указывается в проекте договора, направляемом Заказчиком для подписания участником закупки, с которым заключается договор. Закупка проводится путем снижения общей начальной (максимальной) цены
за единицу УСЛУГ, указанной в пункте 2.4 Информационной карты. Общая начальная (максимальная) цена за единицу УСЛУГ не может быть превышена
по итогам закупки. При проведении сокращенного отбора предложений путем снижения общей начальной (максимальной) цены за единицу УСЛУГ цена
за единицу УСЛУГ определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы УСЛУГ на коэффициент изменения общей (начальной) максимальной цены за единицу УСЛУГ по результатам проведения сокращенного отбора предложений. Коэффициент изменения общей начальной (максимальной) цены за единицу УСЛУГ рассчитывается как результат деления общей начальной (максимальной) цены
за единицу УСЛУГ, предложенной участником сокращенного отбора предложений,
с которым заключается договор, на общую начальную (максимальную) цену
за единицу УСЛУГ. Оплата УСЛУГ осуществляется по цене единицы УСЛУГИ исходя из количества/объема фактически ОКАЗАННЫХ УСЛУГ, но в размере,
не превышающем максимальное значение цены договора».

Согласно пункту 3.27 части 1 Документации участник Отбора предложений представляет предложение о цене договора или общей цене за единицу продукции/цене за единицу продукции (если сокращенный отбор предложений проводится по цене за единицу продукции общей цене за единицу продукции)
по рекомендованной форме «Предложение о цене договора» (далее – Форма), приведенной в части 3 «Образцы форм и документов для заполнения участниками сокращенного отбора предложений» Документации, или по форме, установленной Оператором, с использованием функционала сайте Оператора.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7.5.1 Документации при рассмотрении заявок на участие в закупке заявка участника подлежит отклонению (признается несоответствующей Документации и (или) Извещению, участнику закупки будет отказано в допуске к участию в закупке) в том числе в случае несоответствия заявки, поданной на участие в Отборе предложений, требованиям Документации об Отборе предложений и (или) Извещения, в частности, наличие в такой заявке предложения
о цене договора, общей цене за единицу товара, работ, услуг, цене за единицу товара, работ, услуг, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота), общую начальную (максимальную) цену за единицу товара, работ, услуг, начальную (максимальную) цену единицы товара, работ, услуг, оформление заявки
с нарушением требований Извещения и(или) Документации, несоответствие предлагаемой продукции требованиям Извещения и(или) Документации.

Согласно пункту 12.1.21 части 1 Документации в проекте договора, направляемом Заказчиком для подписания лицу, с которым заключается договор, указывается стоимость каждого вида продукции, входящей в предмет договора, цена единицы продукции, при проведении закупки по цене за единицу продукции,
а также стоимость каждого этапа договора, если договор выполняется в несколько этапов. Стоимость каждого вида продукции определяется как произведение начальной (максимальной) цены каждого вида продукции, указанного
в Документации, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора (цены лота) по результатам проведения закупки. При проведении закупки по цене за единицу продукции цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы каждого вида продукции, указанного в Документации, на коэффициент изменения общей (начальной) максимальной цены за единицу продукции/начальной (максимальной) цены за единицу продукции по результатам проведения закупки. Стоимость каждого этапа договора определяется как произведение начальной (максимальной) цены каждого этапа, указанного в настоящей документации, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора (цены лота) (коэффициент изменения общей (начальной) максимальной цены за единицу продукции/начальной (максимальной) цены за единицу продукции) по результатам проведения закупки. Коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора (цены лота) определяется как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора (цену лота). Коэффициент изменения общей (начальной) максимальной цены за единицу товаров, работ, услуг определяется как результат деления общей цены за единицу товаров, работ, услуг/цены за единицу товаров, работ, услуг, предложенной в заявке участника закупки, с которым заключается договор, на общую начальную (максимальную) цену за единицу продукции/начальную (максимальную) цену за единицу
продукции.

Подпунктом «а» пункта 12.2 части 1 Документации установлено, что при заключении договора с победителем Отбора предложений условия такого договора определяются путем включения в исходный проект договора (условий договора), прилагаемого к Документации, условий исполнения договора, предложенных в заявке на участие в закупке лицом, с которым заключается договор, с учетом преддоговорных переговоров.

Согласно протоколу подведения итогов от 03.05.2024 б/н победителем Отбора предложений является Заявитель с предложением об общей цене за единицу услуги
661 860 руб.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что Заявителем в составе заявки приложено предложение о цене договора с указанием цены за единицу каждой страховой программы, установленной приложением № 1
к части 4 «Техническое задание» Документации, что, по мнению Заявителя, свидетельствует о несоответствии такой заявки Форме и, как следствие, требованиям Документации, в связи с чем Заказчиком при рассмотрении заявки Заявителя неправомерно не принято решение об отклонении заявки Заявителя
от участия в Отборе предложений.

Кроме того, Заказчиком в адрес Заявителя направлен проект договора
по результатам Отбора предложений без учета предложения участника закупки, представленного в заявке, поданной на участие в Отборе предложений.

Представитель Заказчика на заседание Комиссии ФАС России пояснил,
что в соответствии с пунктом 2.4 Извещения, пунктом 12.1.21 части 1 Документации стоимость каждой единицы услуги указывается Заказчиком самостоятельно посредством применения коэффициента снижения, определяемого исходя из общей цены за единицу услуги, указанной участником закупки в составе заявки, в связи
с чем при формировании условий договора, заключаемого по результатам Отбора предложений, Заказчиком не учитывались цены за единицу по каждой позиции, указанные в составе заявки Заявителя.

Дополнительно представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении заявок участников закупки Заказчиком не выявлены объективные основания
для отклонения заявки Заявителя от участия в Отборе предложений.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила,
что представленная в Документации Форма является рекомендованной, при этом заявка Заявителя содержит необходимую для определения коэффициента снижения предлагаемую общую начальную (максимальную) цену за единицу услуги,
что исключает возможность отклонения заявки Заявителя от участия в Отборе предложений по основаниям, указанным в пункте 7.5.1 Документации.

Кроме того, Заказчик в соответствии с положениями Документации
при определении цены каждой единицы услуги должен руководствоваться исключительно предложением участника закупки об общей цене за единицу услуги, в связи с чем Заказчиком не учитывались сведения о цене за единицу услуги по каждой позиции, указанной в составе заявки Заявителя.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представили сведений и материалов, подтверждающих, что заявка Заявителя
не соответствует требованиям Документации.

Таким образом, действия Заказчика, не отклонившего заявку Заявителя
от участия в Отборе предложений, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке и Документации, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу СПАО «Ингосстрах» (ИНН: 7705042179; ОГРН: 1027739362474) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Почта России» (ИНН: 7724490000; ОГРН: 1197746000000) при проведении сокращенного отбора предложений на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан для нужд АО «Почта России» (извещение № SBR035-240002293200209, размещенное на сайте https://utp.sberbank-ast.ru) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>


 

Связанные организации

АО "Почта России"
ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000
АО "Сбербанк - АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
СПАО "Ингосстрах"
ИНН 7705042179, ОГРН 1027739362474