Решение №17/91732/20 Решение 223 ФЗ-811 от 21 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-811/20

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТЗК «Лисма»

на действия (бездействие) оператора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

16.10.2020 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО «ЕЭТП»: <...> (доверенность от 03.02.2020 № 263),

АО «Мосгорсвет»: <...> (доверенность от 14.10.2020 № 25),

ООО «ТЗК «Лисма»: <...> (доверенность от 03.02.2020 № 16-2020/тзк),

рассмотрев посредством системы видеоконфренц-связи жалобу ООО «ТЗК «Лисма» от 07.10.2020 б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку натриевых ламп высокого давления для нужд АО «Мосгорсвет» (извещение № 32009506447), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ТЗК «Лисма» (далее – Заявитель) от 07.10.2020 б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» (далее - Оператор) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку натриевых ламп высокого давления для нужд АО «Мосгорсвет» (извещение № 32009506447) (далее — Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Аукцион ной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, Аукцион ной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность АО «Мосгорсвет» (далее - Заказчик) регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Мосгорсвет» (далее – Положение о закупке).

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://www.roseltorg.ru, регулируются Регламентом специализированной торговой секции для проведения закупок в электронной форме АО «Единая электронная торговая площадка», утвержденным генеральным директором АО «ЕЭТП» А.А. Емельяновым (далее – Регламент).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) — 18.09.2020;

      2. Начальная (максимальная) цена договора —19 899 668,88 рублей;

      3. Дата окончания подачи заявок — 28.09.2020 в 9:00;

      4. На участие в Аукционе подано 3 заявки, допущено к участию в Аукционе 2 заявки;

      5. Дата проведения торгов 02.10.2020;

      6. Дата подведения итогов — 05.10.2020;

      7. Победителем Аукциона признан участник закупки ООО Фирма «Промсвет» с предложением о цене договора — 19 800 170,54 рублей.

Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.

В ходе заседания 15.10.2020 Комиссия ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 16.10.2020.

Рассмотрев представленные материалы Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 15 статьи 3.4 Закона о закупках в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участия в конкретной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства Оператор направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимых для обеспечения заявки.

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС и на сайте Оператора, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 28.09.2020 в 09:00.

Согласно извещению о проведении аукциона, размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 994 983,44 рубля.

Из Жалобы Заявителя следует, что Оператором неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России представил сведения, согласно которым для участия в Аукционе Заявителем указан специальный счет № 40702810439000004842, открытый в ПАО «Сбербанк» (далее – Банк), вместе с тем Банк не подтвердил блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе по причине отсутствия на выбранном счете Заявителя запрашиваемой суммы свободных денежных средств на момент подачи заявки.

При этом Заявитель на заседании Комиссии ФАС России в составе Жалобы не представил доказательств, подтверждающих наличие на специальном счете свободных для блокирования денежных средств в размере, достаточном для обеспечения заявки на участие в Аукционе, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Постановление № 1352).

Согласно пункту 23 Постановления № 1352, если в документации о закупке, осуществляемой среди субъектов малого и среднего предпринимательства, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота). При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке.

В соответствии с Документацией начальная (максимальная) цена договора составляет 19 899 668,88 рублей.

При этом согласно Документации размер обеспечения аукционной заявки составляет 994 983 44 рубля, что составляет 5 % от начальной (максимальной) цены договора и не соответствует пункту 27 Постановления № 1352.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение Документации, нарушают требования части 25 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что согласно информации, указанной в Документации, дата и время окончания срока подачи заявок: 28.09.2020 в 12:00, при этом согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата и время окончания срока подачи заявок: 28.09.2020 в 09:00.

Таким образом, действия заказчика, установившего противоречивые сведения в отношении времени окончания срока подачи заявок нарушают пункт 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ТЗК «Лисма» (ИНН: 1327033278; ОГРН: 1181326005970) от 07.10.2020 б/н на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» (ИНН: 7707704692; ОГРН: 1097746299353) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку натриевых ламп высокого давления для нужд АО «Мосгорсвет» (извещение № 32009506447) необоснованной.

    1. Признать АО «Мосгорсвет» нарушившим часть 25 статьи 3.2, пункт 7 части 9 статьи 4, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    2. Выдать АО «Мосгорсвет» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 16.10.2020 № 223ФЗ-811/20.

    3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 16.10.2020 № 223ФЗ-811/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

АО «Мосгорсвет»
ИНН 7703551276, ОГРН 1057746902960
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ООО "Лисма"
ИНН 1327030735, ОГРН 1171326006170