Решение №28/70076/23 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-322/23 от 30 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-322/23

 

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Профконсалт» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

25.08.2023 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – заместителя начальника
управления – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

АК «Алроса» (ПАО): <...>,

ООО «Профконсалт»: <...>, <...>,

представители АО «Сбербанк-АСТ» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Профконсалт» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АК «Алроса» (ПАО) при проведении специального тендера в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,
на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию объекта (извещение № 32312604271), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Профконсалт» (далее – Заявитель)
б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АК «Алроса» (ПАО)
(далее – Заказчик) при проведении специального тендера в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг
по комплексному техническому обслуживанию объекта
(извещение № 32312604271) (далее – Жалоба, Специальный тендер).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о необходимости выдачи предписания.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг АК «АЛРОСА» (ПАО) (с изменениями и дополнениями
в новой редакции от 21.04.2023), утвержденным наблюдательным советом
АК «АЛРОСА» (ПАО) 22.07.2022 (протокол от 25.07.2022 № 01/364-ПР-НС)
(далее – Положение о закупке).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках .

В соответствии с извещением о проведении Специального тендера
(далее – Извещение), закупочной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок – 21.07.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 137 164 100 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Специальном тендере – 29.08.2023;

  4. Дата рассмотрения заявок – 06.09.2023;

  5. Дата подведения итогов Специального тендера – 28.09.2023.

В ходе заседания 23.08.2023 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 25.08.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

1. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Опыт по комплексному техническому обслуживанию (КТО) зданий» (далее – Критерий);

2. Заказчиком неправомерно установлено требование к составу заявки
о предоставлении справки об опыте для расчета баллов по Критерию.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении
Специального тендера Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит
основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации
в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Подпунктом 8 пункта 17.1 Положения о закупке установлено, что Заказчик
в ходе подготовки к проведению конкретной закупки заранее определяет критерии
и порядок рассмотрения и отбора, оценки и ранжирования заявок по степени
их предпочтительности для Заказчика и порядок определения победителя.

Согласно пункту 1.2.10 раздела 1 Документации местом оказания услуг является Российская Федерация, г. Москва, Севастопольский пр-кт, д. 28, корп. 1
и Севастопольский пр-кт, д. 28, корп. 1, стр. 1.

В соответствии с пунктом 1.2.31 раздела 1 Документации критерии и порядок и сопоставление заявок приведены в приложении № 4 к Документации.

Пунктом 1 приложения № 4 к Документации предусмотрен критерий оценки первого уровня «Опыт по комплексному техническому обслуживанию (КТО) зданий».

В соответствии положениями Критерия предметом оценки является наличие исполненных/действующих договоров по обслуживанию офисных зданий. Площадь здания не менее 10 000 м2 (расположение г. Москва) согласно предмету закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что порядок оценки по Критерию ограничивает количество участников закупки, поскольку не позволяет принять к оценке опыт оказания услуг по предмету Специального тендера на объектах, находящихся в иных городах и субъектах Российской Федерации.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что при исполнении договора, заключенного по результатам Специального тендера, исполнителю необходимо руководствоваться в том числе нормами
и требованиями, установленными нормативно-правовыми актами города Москвы,
в связи с чем вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки
по Критерию установлен с целью выявления участника закупки, способного наилучшим образом исполнить обязательства по договору.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено,
что участники закупки, имеющие опыт оказания услуг в иных городах или субъектах Российской Федерации, не смогут получить баллы по Критерию, поскольку к оценке принимается опыт оказания услуг по предмету закупки исключительно в городе Москве, что не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам Специального тендера, а также свидетельствует
об отсутствии объективности порядка начисления баллов по указанному Критерию.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что наличие у участника закупки опыта по предмету закупки на объектах, расположенных
в иных городах и субъектах Российской Федерации, не свидетельствует о невозможности надлежащим образом исполнить обязательства по договору, заключаемому по результатам Специального тендера.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, нарушают права участников закупки на справедливую оценку имеющегося опыта, а также противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона
о закупках, нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование к составу заявки о предоставлении справки об опыте для расчета баллов
по Критерию.

Подпунктом 7 пункта 17.1 Положения о закупке установлено, что
в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию,
форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 1 приложения № 4 к Документации наличие опыта оказания услуг по предмету закупки у участника закупки для оценки заявки по Критерию подтверждается «Справкой об опыте» (приложение раздел 8 (форма 8.9)
к Документации), и представленными в заявке участником исполненными/ действующими договорами (скан-копии исполненных/ действующих договоров (вместе с актами сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ)/акты
об оказании услуг), которые действовали по состоянию на 01.01.2020, либо которые заключены в период с 01.01.2020. При этом срок фактически оказанных услуг должен составлять не менее 12 календарных месяцев).

Вместе с тем положениями Документации установлено, что «перечень данных, указанных в «Справке об опыте», должен соответствовать предоставленным
скан-копиям договоров. Скан-копии договоров, не указанные в форме «Справка
об опыте», либо отсутствие актов сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ) при расчёте оценки учитываться не будут».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что Заказчиком неправомерно установлено избыточное требование к составу заявки участников закупки, в части представления «Справки об опыте» для расчета баллов по Критерию.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что заказчик самостоятельно устанавливает требования к содержанию, оформлению и форме документов
в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках,
при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих, что положения Документации, устанавливающие требование о предоставлении «Справки об опыте» для расчета баллов по Критерию, ограничивают количество участников закупки,
а также противоречит требованиям Закона о закупках и Положения о закупке.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Профконсалт» (ИНН: 7707435908;
ОГРН: 1197746694430)
б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
АК «Алроса» (ПАО)
(ИНН: 1433000147; ОГРН: 1021400967092)
при проведении специального тендера в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию объекта (извещение № 32312604271) обоснованной в части неправомерного установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по Критерию.

2. Признать АК «Алроса» (ПАО) нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АК «Алроса» (ПАО), АО «Сбербанк-АСТ» обязательное
к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения,
в соответствии с принятым решением от 25.08.2023 по делу № 223ФЗ-322/23.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля
размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.08.2023
№ 223ФЗ-322/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ООО «Профконсалт»
ИНН 7707435908, ОГРН 1197746694430
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
АК "Алроса" (ПАО)
ИНН 1433000147, ОГРН 1021400967092