Решение №28/114872/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-509/22 от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-509/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии  с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд»

15.12.2022 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителя:

<...>: <...>,

<...>: <...>, <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 02.12.2022 № 1007, направленную письмом Московского УФАС России от 07.12.2022 № ИГ/62338/22, на действия (бездействие) заказчика Госкорпорация «Роскосмос» при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на оказание услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год Госкорпорации «Роскосмос» и организаций Госкорпорации «Роскосмос» (извещение № 0995000000222000035), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:


 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 02.12.2022 № 1007, направленная письмом Московского УФАС России от 07.12.2022 № ИГ/62338/22, на действия (бездействие) заказчика Госкорпорация «Роскосмос» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на оказание услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год Госкорпорации «Роскосмос» и организаций Госкорпорации «Роскосмос» (извещение № 0995000000222000035) (далее – Конкурс, Жалоба).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее – Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) – 21.11.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 119 533 321, 67 руб.;

  3. Дата окончания подачи заявок – 07.12.2022;

  4. Дата рассмотрения заявок – 09.12.2022;

  5. На участие в Конкурсе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения;

  6. Дата подведения итогов Конкурса – 12.12.2022;

  7. По результатам подведения итогов победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки «113048495»
    с предложением о цене договора в размере 84 000 000 руб.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку:

  1. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки;

  2. Заказчиком для оценки заявок участников Конкурса неправомерно установлен показатель «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования
    и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – Показатель);

  3. Заказчиком неправомерно установлено условие, согласно которому
    по итогам проведения Конкурса заключается единый договор на оказание услуг по аудиту 77 организаций.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации, Законом о контрактной системе
и Извещения.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено следующее.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2008 № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) установлено, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки,
конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если
торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися,
а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом
о закупках.

При этом Жалоба содержит сведения о наличии в действиях (бездействии) Заказчика признаков нарушения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем подлежит рассмотрению в порядке, установленном положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы,
в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона
о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено,
что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические
и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно Извещению предметом закупки является оказание услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год Госкорпорации «Роскосмос»
и организаций Госкорпорации «Роскосмос».

Пунктом 1 единых требований Извещения установлено, что участник закупки должен иметь действующую лицензию на проведение работ, связанных
с использованием сведений, составляющих государственную тайну, имеющих степень секретности разрешенных к использованию сведений не ниже «совершенно секретно».

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что Заказчиком неправомерно объединены в один лот организации
Госкорпорации «Роскосмос», подлежащие аудиту, проверка которых требует наличия у исполнителя лицензий ФСБ разного уровня секретности, а именно: допуск
к сведениям, составляющим государственную тайну, «совершенно секретно», «секретно», а также организации, при аудите которых не требуется наличие вышеуказанных лицензий.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что перечень аудируемых организаций установлен приложениями №№ 1, 2 технического задания Извещения с учетом собственной потребности Заказчика и включает, в том числе организации, при проведении аудита которых требуется наличие допуска на работу со сведениями, составляющих государственную тайну уровня «совершенно секретно», что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, пунктом 4.1.1 технического задания Извещения установлено, что услуги должны оказываться (производиться) с соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов в области защиты государственной тайны и информации.

Согласно пункту 4.1.2 технического задания Извещения степень секретности услуг в части, касающейся использования сведений, составляющих государственную тайну, и носителей таких сведений – «совершенно секретно».

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представили сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком для оценки заявок участников Конкурса неправомерно установлен Показатель.

В соответствии с частью 3.1 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.

Согласно Показателю при расчете баллов заявке участника закупки оценивается квалификация участников закупки, а именно наличие специалистов, имеющих квалификационный аттестат аудитора, выданный после 01.01.2011.

Вместе с тем согласно порядку оценки заявок участников закупки
по Показателю: «оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом «б» пункта 20 Положения:

, где:

- максимальное значение общего количества специалистов участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок) участников закупки, подлежащих оценке по детализирующему показателю;

Хi - значение общего количества специалистов участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке
по детализирующему показателю;

- минимальное значение общего количества специалистов, содержащееся
в заявках, подлежащих оценке по детализирующему показателю».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что при расчете баллов по Показателю Заказчиком учитываются исключительно сотрудники, имеющие квалификационный аттестат аудитора, выданный после 01.01.2011, что предоставляет необоснованное преимущество участникам закупки, имеющим превалирующее количество специалистов, имеющих соответствующий квалификационный аттестат.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что приложениями №№ 1, 2 к техническому заданию Извещения установлен перечень аудируемых организаций, включающий в том числе организации, соответствующие критериям общественно значимых организаций,
в связи с чем Заказчиком в Извещении установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю, направленный на оценку квалификации сотрудников участника закупки и на выявление лучших условий исполнения договора.

Кроме того, сотрудники, имеющие квалификационный аттестат аудитора, выданный после 01.01.2011, могут осуществлять услуги по аудиту как общественно значимых организаций, так и организаций, не соответствующих критериям общественно значимых организаций.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представили сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, установившего в Извещении порядок оценки заявок участников закупки по Показателю, не противоречит требованиям Закона
о контрактной системе.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Заказчиком неправомерно установлено условие, согласно которому
по итогам проведения Конкурса заключается единый договор на оказание услуг
по аудиту 77 организаций.

Пунктом 2.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Извещения, установлено, что исполнитель обязуется оказать Заказчику на условиях договора, заключаемого по результатам Конкурса, и в соответствии с требованиями технического задания Извещении услуги по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год Госкорпорации «Роскосмос» и организаций Госкорпорации «Роскосмос», предусмотренных приложениями №№ 1, 2 к техническому заданию Извещения, которые состоят из бухгалтерского баланса на 31.12.2022, отчета
о финансовых результатах за 2022 год и приложений к ним, включая краткий обзор основных положений учетной политики, а Заказчик обязуется оплатить надлежащим образом оказанные и принятые им услуги.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что по результатам проведения Конкурса, предметом которого является проведения услуг по аудиту 77 организаций, указанных в приложениях №№ 1, 2 технического задания Извещения, заключается единый договор с Заказчиком, при этом,
по мнению Заявителя, Заказчик не наделен правами на заключение договора
на оказание услуг аудита в интересах организаций, представленных в приложении №№ 1, 2 технического задания Извещения.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и пояснил, что организациями, указанными в приложениях №№ 1, 2 технического задания Извещения, подписано соглашение от 10.11.2022 № 114, согласно которому вышеуказанные организации уполномочивают Заказчика провести Конкурс по отбору аудиторской организации.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представили сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, установившего в Извещении условие о заключении единого договора по результатам Конкурса, не противоречат требованиям Закона
о контрактной системе.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу <...> от 02.12.2022 № 1007 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на оказание услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год Госкорпорации «Роскосмос» и организаций Госкорпорации «Роскосмос» (извещение № 0995000000222000035) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны