Решение №28/92195/23 Решение № 223ФЗ-414/23 от 3 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-414/23

 

по результатам рассмотрения жалобы ИП Рыжонкова Д.В. на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

31.10.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

АО «МАШ»: <...>,

ИП Рыжонкова Д.В.: <...>,

представители АО «ЕЭТП» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ИП Рыжонкова Д.В. от 12.10.2023 № 02/12102023, направленную письмом Московского УФАС России от 13.10.2023 № ЕП/43561/23, на действия (бездействие) заказчика АО «МАШ» при проведении запроса предложений
в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке и содержанию Терминалов F, E, паркинга, прилегающей к ним привокзальной территории, административных, производственных зданий и территорий Международного аэропорта Шереметьево (извещение № 32312602223),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ИП Рыжонкова Д.В. (далее – Заявитель)
от 12.10.2023 № 02/12102023, направленная письмом Московского УФАС России
от 13.10.2023 № ЕП/43561/23, на действия (бездействие) заказчика АО «МАШ»
при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке и содержанию Терминалов F, E, паркинга, прилегающей к ним привокзальной территории, административных, производственных зданий и территорий Международного аэропорта Шереметьево (извещение № 32312602223) (далее – Жалоба, Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупках АО «МАШ», утвержденным решением совета директоров
АО «МАШ» от 38.06.2023 № П-10.6.-32-18, версия 12.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте,
за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации
о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение
и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4
Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией
о проведении Запроса предложений (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте единой информационной системы
    в сфере закупок (https://www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) – 20.07.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 728 855 085,40 руб.
    (далее – НМЦД);

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений – 12.10.2023;

  4. На участие в закупке поданы заявки 3 участников закупки;

  5. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 18.10.2023;

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 20.10.2023 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 31.10.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Согласно доводам Жалобы права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями:

  1. Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по критерию
    «Опыт участника» (далее – Критерий).

  2. Заказчиком ненадлежащим образом сформирована НМЦД.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по Критерию, поскольку к оценке неправомерно принимается
опыт участника закупки по уборке одного отдельно взятого строения/здания
с площадью не менее 51 000 кв. м., что, по мнению Заявителя, приводит
к ограничению количества участников закупки.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.

В соответствии с подпунктом 5 раздела 5 Документации «Открытие доступа к заявкам, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие
в запросе предложений» по результатам рассмотрения заявок тендерная комиссия оценивает и сопоставляет предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в документации Запроса предложений.

Подпунктом 20.4.1(4) пункта 7.14 раздела 7 «Информационная карта» Документации установлен Критерий, согласно которому оценивается наличие/отсутствие у участника «Опыта оказания услуг по уборке и содержанию зданий» и «Опыта уборки и содержания прилегающих территорий», а именно:

1) опыта оказания услуг по уборке и содержанию зданий, одновременно отвечающего следующим условиям:

- площадь здания не менее 51 000 кв.м.;

- уборка в здании выполняется с применением не менее 2 различных видов средств механизации для уборки внутри помещений (например, поломоечные машины и моющие пылесосы);

- срок непрерывного оказания услуг по уборке и содержанию одного здания должен составлять не менее одного календарного года за последние 3 года до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящей закупочной процедуры.

В качестве документов, подтверждающих наличие требуемого опыта, предоставляется Справка по форме 4 «Справка об опыте участника»
с приложением копий договоров/контрактов, отвечающих одновременно вышеуказанным условиям, и копий актов оказанных услуг или копий иных документов, подтверждающих исполнение представленных договоров/контрактов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил,
что установленный Заказчиком порядок оценки по Критерию является неправомерным, поскольку Заказчиком оценивается исключительно опыт
по уборке отдельно взятого здания с площадью не менее 51 000 кв.м.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и сообщил, что порядок оценки заявок по указанному Критерию позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить и сопоставить заявки участников закупки.

Дополнительно представитель Заказчика сообщил, что установление
в порядке оценки по Критерию положения о принятии к оценке опыта уборки исключительно здания обусловлено терминологией Федерального закона
от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий
и сооружений» (далее – Технический регламент).

Так, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2 Технического регламента под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения
и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по Критерию направлен на выявление лучших условий исполнения договора
и не ограничивает количество участников закупки.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил сведений, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, вышеуказанный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Заказчиком ненадлежащим образом сформирована НМЦД, поскольку
при формировании цены договора не учтены объемы оказываемых услуг
и количество персонала, требуемого для оказания услуг по предмету закупки.

Согласно пункту 1 статьи 11.1 Положения о закупке начальная (максимальная) цена договора определяется и обосновывается Заказчиком посредством применения одного или нескольких из следующих методов:

- сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

- тарифный метод;

- метод сметной стоимости;

- нормативный метод;

- затратный метод.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Положения о закупке метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным
для определения и обоснования НМЦД, применяется для всех закупочных процедур, за исключением закупок строительно-монтажных и проектно изыскательских работ.

При этом согласно пункту 2.1 статьи 11.1 Положения о закупке метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦД на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 1 раздела 11 «порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора» для определения НМЦД Заказчиком выбран метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил,
что Заказчиком в Документации не представлена информация о структуре НМЦД, что не позволяет участнику закупки определить размер затрат
на исполнение предмета Запроса предложений.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и сообщил, что при определении НМЦД Заказчиком в соответствии
с Положением о закупках выбран метод сопоставимых рыночных
цен (анализ рынка), при этом Положение о закупке не содержит требования
об указании Заказчиком в Документации структуры НМЦД.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, установившего НМЦД путем метода анализа рынка,
не противоречат Закону о закупках и Положению о закупке.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представил сведений, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Рыжонкова Д.В. (ИНН: 502202669786;
ОГРН: 318502200025545) от 12.10.2023 № 02/12102023, направленную письмом Московского УФАС России от 13.10.2023 № ЕП/43561/23, на действия (бездействие) заказчика АО «МАШ» (ИНН: 7712094033; ОГРН: 1027739374750) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке и содержанию Терминалов F, E, паркинга, прилегающей к ним привокзальной территории, административных, производственных зданий и территорий Международного аэропорта Шереметьево (извещение № 32312602223) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

<...>

<...>

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
АО "МАШ"
ИНН 7712094033, ОГРН 1027739374750
ИП Рыжонков Д.В.
ИНН 502202669786, ОГРН 318502200025545