Решение №28/47019/21 Решение № 223ФЗ-286/21 от 8 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-286/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Просперити» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

03.06.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства
в Нижегородской области <...>,

ООО «Просперити» <...>,

представители ООО «Элторг» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-
конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Просперити» от 26.05.2021 на действие (бездействие) заказчика Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства в Нижегородской области при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение комплекса работ по завершению строительства: «Жилые дома № 6-7 и № 6-8
(по генплану) со встроенно-пристроенными административно-торговыми помещениями, подземной автостоянкой, встроенной ТП, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Советский район, 1-ая и 2-ая Оранжерейные, рядом с домами № 7, № 11 по ул. Тимирязева» (извещение

№ 32110309995), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Просперити» (далее – Заявитель)
от 26.05.2021 на действие (бездействие) заказчика Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства в Нижегородской области (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение комплекса работ по завершению строительства: «Жилые дома № 6-7 и № 6-8 (по генплану)
со встроенно-пристроенными административно-торговыми помещениями, подземной автостоянкой, встроенной ТП, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Советский район, 1-ая и 2-ая Оранжерейные, рядом
с домами № 7, № 11 по ул. Тимирязева» (извещение № 32110309995) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки,
конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие)
организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами,
регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупках товаров, работ, услуг Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства Нижегородской области (Положение), утвержденного решением совета Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства
в Нижегородской области (протокол от 12.02.2021 № 10) (далее – Положение
о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки,
за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой
информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе
извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора,
являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной
закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти
извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная
информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений,
документацией о Запросе предложений (далее – Документация):

1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в единой
информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 24.05.2021;

2) начальная (максимальная) цена договора – 1 349 952 620 рублей;

3) дата окончания подачи заявок – 09.06.2021.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком:

1) ненадлежащим образом установлено требование о наличии в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства;

2) в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок
по подкритерию № 1 нестоимостного критерия «Наличие отсрочки по оплате выполненных работ (форма 5.6)» (далее – Подкритерий № 1);

3) в Документации не установлен срок выполнения строительных работ
по объекту закупки.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

В ходе рассмотрения Жалобы 02.06.2021 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы в заседании Комиссии ФАС России объявлен перерыв до 03.06.2021.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит
основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование о наличии в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 27 раздела 4 Документации установлено, что участником закупки может быть в том числе субъект малого и среднего предпринимательства (далее МСП). Если участником закупки является субъект МСП, определяемый в соответствии с условиями Федерального закона от 24.07.2007 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон о развитии малого и среднего предпринимательства), то в составе заявки участник прикладывает документ, включающий в себя сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства – в случае если сведения об участнике включены в указанный реестр или декларацию по форме, установленной в разделе I.4.3 Документации – при отсутствии сведений в указанном реестре в случае, если участник является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом.

Согласно подпункту «в» пункта 4 положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее Положения), закупки
у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком
в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении
к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 11 Положения 11 подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), предусмотренного подпунктом «в»
пункта 4 Положения, к субъектам малого и среднего предпринимательства является наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), предусмотренного подпунктом «в» пункта 4 Положения, предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Учитывая изложенное, требование о предоставлении от участников Запроса предложений информации и документов, подтверждающих их принадлежность
к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленное
в Документации, является излишним.

Таким образом, указанные действия Заказчика, противоречат пункту 2
части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункты 2 части 10 статьи 4
Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

2. Согласно Жалобе Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по Подкритерию № 1.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок и Документации объектом закупки является выполнение комплекса работ по завершению строительства (далее – Работы).

Согласно Документации закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в закупке в соответствии с системой критериев оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в приложении № 3

к Документации.

Пунктом 2.1 приложения № 3 к Документации установлено, что оценка
по Подкритерию № 1 производится в следующем порядке: «Оценка производится
в баллах за наличие/отсутствие отсрочки, оплаты выполненных работ:

  • в течении 90 календарных дней с даты подписания Акта выполненных работ О=100,

  • в течении 60 календарных дней с даты подписания Акта выполненных работ О=50,

  • в течении 45 календарных дней с даты подписания Акта выполненных работ О=25,

  • в течении 30 календарных дней с даты подписания Акта выполненных работ О=5,

  • при отсутствии отсрочки О=0.

При указании участником значения количества дней отсрочки отличного
от расчета критерия, указанного выше, заказчиком принимается в расчет значение меньшего диапазона.

При отсутствии в заявке информации по отсрочке Заказчик не учитывает при оценке заявки участника данный критерий, признает равный 0.

Отсутствие информации по отсрочке по оплате выполненных работ не является основанием для признания заявки на участие в Запросе предложений в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком Запросе предложений.

Для заказчика лучшим условием исполнения договора по данному критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя)».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Подкритерий № 1, установленный в Документации, ставит в неравное положение участников закупки, так как участники закупки, относящиеся к субъектам среднего предпринимательства, не смогут получить максимальное количество баллов
по Подкритерию № 1, ввиду ограниченного срока оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), предусмотренного Положением.

Согласно пункту 14.3 Положения при осуществлении закупки в соответствии
с подпунктом «а» пункта 4 Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Комиссией ФАС России установлено, что Подкритерий № 1 ставит участников в неравное положение, поскольку участники закупки, относящиеся к субъектам среднего предпринимательства, не смогут получить максимальное количество баллов в связи с ограничением срока оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), предусмотренного Положением.

Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности Подкритерия № 1, поскольку Подкритерий № 1 ставит участников закупки в неравное положение, не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора и объективно сопоставить предложения участников Запроса предложений.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 1, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

3. Согласно Жалобе Заказчик в Документации не установил срок выполнения строительных работ, предусмотренных проектом договора Документации.

Пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком 02.06.2021 в Документацию внесены изменения, согласно которым из проекта договора Документации исключен пункт, в котором указан срок выполнения Работ.

Вместе с тем в пункте 9 раздела 4 Документации указано: «Срок выполнения работ – устанавливается согласно заявке участника, с которым будет заключаться договор, но не более 14 месяцев с даты заключения договора».

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Просперити» (ИНН: 1660138021; ОГРН: 1101690016405) от 26.05.2021 на действие (бездействие) заказчика Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Нижегородской области
(ИНН: 5262366450; ОГРН: 1195275050002) при проведении запроса предложений
в электронной форме на выполнение комплекса работ по завершению строительства: «Жилые дома № 6-7 и № 6-8 (по генплану) со встроенно-пристроенными административно-торговыми помещениями, подземной автостоянкой, встроенной ТП, расположенные по адресу: Нижегородская область,
г. Нижний Новгород, Советский район, 1-ая и 2-ая Оранжерейные, рядом с домами № 7, № 11 по ул. Тимирязева» (извещение № 32110309995) обоснованной в части доводов о том, что Заказчиком:

ненадлежащим образом установлено требование о наличии в составе заявки
на участие в закупке документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства;

в Документации установлены неправомерно требования о наличии
у участника кадровых, а также материально-технических ресурсов.

2. Признать Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Фонду защиты прав граждан – участников долевого строительства
в Нижегородской области, ООО «Элторг» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 03.06.2021 № 223ФЗ-286/21.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела
от 03.06.2021 № 223ФЗ-286/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Фонд Защиты Прав Граждан – Участников Долевого Строительства в Нижегородской области
ИНН 5262366450, ОГРН 1195275050002
ООО «ЭЛТОРГ»
ИНН 5260158743, ОГРН 1055238174045
ООО «Просперити»
ИНН 1660138021, ОГРН 1101690016405