Решение №28/80204/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-343/22 от 25 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-343/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

22.08.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

в<...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 09.08.2022 № 08/2022-3, направленную письмом Московского УФАС России от 12.08.2022 № ЕИ/42223/22, на действия (бездействие)
заказчика <...> при проведении открыт
ого аукциона среди
субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора
на поставку инженерного и технологического оборудования
на объекты строительства <...>(извещение № 796/ОАЭ-ДКРС/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
от 09.08.2022 № 08/2022-3, направленная письмом Московского УФАС России
от 12.08.2022 № ЕИ/42223/22, на действия (бездействие) заказчика
<...> (далее – Заказчик) при проведении открыт
ого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерного и технологического оборудования
на объекты строительства<...> (извещение № 796/ОАЭ-ДКРС/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее –
Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 28.06.2018 (в редакции от 10.02.2022 протокол
№ 10) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Аукциона
(далее – Извещение), закупочной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте https://www.rts-tender.ru – 28.02.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 116 409 413 рублей;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 21.03.2022;

  4. На участие в Аукционе подано 4 заявки участников закупки;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Аукционе – 15.04.2022;

  6. Дата проведения Аукциона – 18.04.2022;

  7. Дата рассмотрения второй частей заявок, поданных на участие
    в Аукционе – 28.07.2022;

  8. Дата подведения итогов Аукциона – 28.07.2022;

  9. На участие в Аукционе допущено 0 заявок, в связи с чем Аукцион признан несостоявшимся.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 18.08.2022 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок изучения Жалобы продлен до 22.08.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Документации.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены
в подпунктах 2, 3 пункта 32 Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются
в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 3.1.7 Документации установлено, что участник Аукциона обязан придерживаться положений своей заявки и условий Документации в течение 120 (ста двадцати) календарных дней с даты окончания срока подачи заявок.

Согласно пункту 3.6.2 Документации заявки участников Аукциона рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в Документации,
на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных Документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Пунктом 3.6.6.4 Документации установлено, что участник Аукциона
не допускается к участию в Аукционе в случае несоответствия заявки участника Аукциона форме, установленной Документацией, не содержит документов, иной информации согласно Документации.

В силу положений пункта 3.14.1 Документации аукционная заявка должна содержать всю требуемую в Документации информацию и документы, должна быть оформлена в соответствии с требованиями Документации и действовать не менее 120 (ста двадцати) дней с даты окончания срока подачи заявок.

При этом согласно пункту 3.14.2 Документации аукционная заявка участника, не соответствующая требованиям Документации, отклоняется.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок, поданных
на участие в Аукционе, от 28.07.2022 б/н (далее – Протокол) Заявителю отказано
в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 3.6.6.4 Документации в связи с несоответствием заявки Заявителя требованиям пункта 3.14.1 Документации,
а именно истек срок действия заявки на участие в Аукционе.

Кроме того, в соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона
от 28.07.2022 № 640 Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что ни один
из участников закупочной процедуры не допущен к участию в закупке на основании пункта 3.13.1 Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что Заказчиком неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Документации ввиду истечения её срока действия и, как следствие, признания Аукциона несостоявшимся, поскольку Заказчиком намерено затянута процедура проведения Аукциона рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в Аукционе, в связи с чем срок с даты окончания срока подачи заявок до даты рассмотрения вторых частей заявок участников Аукциона составил более 120 дней.

Кроме того, форма заявки участника закупки, установленная Документацией, не предполагает указания срока действия заявки участника Аукциона, в связи с чем, по мнению Заявителя, одностороннее установление Заказчиком срока действия заявки участника Аукциона неправомерно.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что на дату рассмотрения вторых частей заявок участников Аукциона

в соответствии с положениями 3.1.7 Документации у участников закупки,
в том числе у Заявителя, на 28.07.2022 отсутствует обязанность придерживаться положений заявки, поданной на участие в Аукционе, в связи с чем Заказчиком принято решение об отклонении участников Аукциона, в том числе Заявителя, ввиду истечения срока действия заявки участника закупки.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае
установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений
(нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров
по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися,
нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур
в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи
предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции
указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица,
в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения
и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями
и предписаниями срок.

Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено, что 03.06.2022 в ФАС России поступила жалоба Заявителя от 27.05.2022 б/н на действия (бездействие) Заказчика при проведении Аукциона, по итогам рассмотрения которой Комиссией ФАС России принято решение от 07.06.2022 по делу
№ 223ФЗ-240/22 (далее – Решение), согласно которому в действиях Заказчика выявлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся
в неправомерном отклонении заявки Заявителя на участие в Аукциона.

С целью устранения выявленного нарушения Заказчику выдано
обязательное для исполнения предписание от 08.06.2022 по делу № 223ФЗ-239/22

(далее – Предписание), согласно которому Заказчику необходимо:

отменить протокол рассмотрения вторых частей заявок, поданных
на участие в Аукционе, от 23.05.2022 б/н;

–    отменить итоговый протокол от 23.05.2022 № 626/1;

–  назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок, поданных
на участие в Аукционе, дату подведения итогов Аукциона;

рассмотреть заявки участников закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации и с учетом принятого комиссией ФАС России Решения;

продолжить проведение Аукциона в соответствии с требованиями
Закона о закупках, Положения о закупке, принятого Решения и предоставить подтверждение исполнения Предписания до 24.06.2022.

При этом 24.06.2022 в ФАС России поступило информационное письмо Заказчика, свидетельствующее об исполнении выданного Предписания, а именно:

об отмене Протоколов рассмотрения вторых частей заявок от 18.05.2022
№ б/н, итогового протокола от 18.05.2022 № 626/1;

о назначении новой даты рассмотрения вторых частей заявок участников Аукциона и новой даты подведения итогов Аукциона.

Вместе с тем согласно уведомлению Заказчика от 24.06.2022 б/н, размещенному на сайте Оператора, Заказчиком назначен срок рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в Аукционе, на 28.07.2022.

Таким образом, изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также учитывая, что Заказчиком
не рассмотрены вторые части заявок участников Аукциона в срок, установленный Предписанием, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия
Заказчика нарушают положения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках
и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность
за совершение которых предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3, частью 7.2
статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 09.08.2022 № 08/2022-3, направленную письмом Московского УФАС России от 12.08.2022 № ЕИ/42223/22, на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства
    в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерного
    и технологического оборудования на объекты строительства <...>(извещение № 796/ОАЭ-ДКРС/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.

  2. Признать <...> нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6
    статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
    на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
    от 22.08.2022 № 223ФЗ-343/22.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
    ФАС России материалы дела от 22.08.2022 № 223ФЗ-343/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны