Решение №17/21782/21 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-135/21 от 22 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-135/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Манис» на действия (бездействие) оператора электронной площадки, заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011

223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

17.03.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

Банка ВТБ (ПАО): <...>,

АО «ЕЭТП»: <...>,

ООО «Манис»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу ООО «Манис» от 10.03.2021 № 106 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО «ЕЭТП», заказчика Банка ВТБ (ПАО) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по хозяйственному обслуживанию помещений подразделения Банка ВТБ (ПАО), расположенного в г. Москве (извещение № 32009588546), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Манис» (далее Заявитель) от 10.03.2021 № 106 на действия (бездействие) оператора электронной
площадки АО «ЕЭТП» (далее
Оператор), заказчика Банка ВТБ (ПАО)
(далее
Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в
электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по
хозяйственному обслуживанию помещений подразделения Банка ВТБ (ПАО), расположенного в г. Москве (извещение № 32009588546)

(далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с
законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а
также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о
закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров,
работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и
утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при
осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация
о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки,
документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об
осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой
документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки,
итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о
закупке товаров, работ, услуг Банка ВТБ (ПАО) (далее Положение о закупке).

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: vtb.roseltorg.ru, регулируются Регламентом процесса размещения заказов с использованием специализированной электронной торговой площадки для нужд Банка ВТБ (ПАО) и Участников Группы ВТБ, утвержденным генеральным директором АО «ЕЭТП» <...> (далее – Регламент).

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, документацией о Запросе предложений, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. извещение о Запросе предложений размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 16.10.2020;

      2. начальная (максимальная) цена договора – 547 122 840, 51 рублей;

      3. дата окончания подачи заявок – 28.10.2020;

      4. на участие в Запросе предложений подано – 23 заявки;

      5. дата рассмотрения заявок и подведения итогов Запроса предложений – 12.11.2020;

      6. к участию в Запросе предложений допущено – 17 заявок;

      7. победителем Запроса предложений признан участник ООО «Профиндустрия» с предложением о цене договора – 365 613 626 рублей.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя,
а именно:

  • Заказчиком не исполнено предписание ФАС России от 25.11.2020
    № 223ФЗ-928/20;

  • Оператором не разблокированы денежные средства, внесенные Заявителем в качестве обеспечение заявки для участия в Запросе предложений.

Представители Оператора, Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Оператор, Заказчик действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, документацией о Запросе предложений и Регламентом.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Оператора, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком не исполнено предписание ФАС России от 25.11.2020 № 223ФЗ-928/20.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Представитель Заказчика пояснил, что Комиссией ФАС России 25.11.2020 рассмотрена жалоба на действия (бездействие) Заказчика при проведении Запроса предложений (далее – Жалоба № 1).

По результатам рассмотрения Жалобы № 1 Комиссией ФАС России принято решение от 25.11.2020 № 223ФЗ-928/20 (далее – Решение № 1), в соответствии с которым в действиях Заказчика выявлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном отказе в допуске ООО «Региональная Сервисная Компания» к участию в Запросе предложений.

На основании Решения № 1 Заказчику выдано предписание ФАС России от 25.11.2020 № 223ФЗ-928/20 (далее – Предписание № 1), согласно которому Заказчику необходимо отменить протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 12.11.2020 б/н (далее – Протокол) и назначить новую дату рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, дату подведения итогов Запроса предложений, со сроком предоставления подтверждения исполнения указанного Предписания № 1 до 11.12.2020.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не исполнено Предписание № 1, поскольку Заказчиком подано заявление в Арбитражный суд города Москвы о признании Решения № 1 и Предписания № 1 недействительными.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано
в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. При этом в статье 18.1 Закона о защите конкуренции отсутствует указание на приостановление исполнения предписания в случае его обжалования в судебном порядке.

Таким образом, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, который не входит в процедуру рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, и, соответственно, положения части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи выдачи антимонопольным органом предписаний при нарушении заказчиками положений Закона о закупках.

Учитывая изложенное, предписание антимонопольного органа, выданное в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, не подлежит исполнению только в случае принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания, при этом указанные обеспечительные меры не приняты.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неисполнении Предписания № 1 ФАС России и, как следствие, несоблюдении требований Закона о защите конкуренции, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы, Оператором не разблокированы денежные средства, внесенные Заявителем в качестве обеспечения заявки для участия в Запросе предложений.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 21.7 Регламента любой участник процедуры, за исключением участников, заявки которых получили первые три порядковых номера в соответствии с протоколом подведения итогов, вправе отозвать свою заявку, направив уведомление об этом Оператору, с момента опубликования указанного протокола до подписания договора на электронной торговой площадке.

Согласно пункту 21.8 Регламента Оператор прекращает блокирование денежных средств в течение 1 рабочего дня исключительно в следующих случаях:

    • cо дня поступления уведомления об отзыве заявки на участие в процедуре, направленного в соответствии с пунктом 21.7 Регламента;

    • со дня заключения договора на электронной торговой площадке в электронном виде либо со дня подтверждения заключения договора со стороны организатора торгов в письменной форме.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что по итогам проведения Запроса предложения заявке Заявителя присвоено 17 место и в настоящий момент денежные средства Заявителя заблокированы в соответствии с требованиями, установленными Регламентом, в связи с тем, что в настоящее время договор не заключен по результатам проведения Запроса предложений.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя о непревомерной блокировке Оператором денежных средств является необоснованным.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      1. Признать жалобу ООО «Манис» (ИНН: 5503113384; ОГРН: 1075503011319) от 10.03.2021 № 106 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» (ИНН: 7707704692;
        ОГРН: 1097746299353), заказчика Банка ВТБ (ПАО) (ИНН: 7702070139;
        ОГРН: 1027739609391) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по хозяйственному обслуживанию помещений подразделения Банка ВТБ (ПАО), расположенного в г. Москве (извещение № 32009588546) обоснованной в части не исполнения Заказчиком ранее выданного предписания по делу от 25.11.2020 № 223ФЗ - 928/20.

      2. Признать Банк ВТБ (ПАО) нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
        от 17.03.2021 по делу № 223ФЗ-135/21 не выдавать, поскольку предписание ранее выдано по делу от 02.03.2021 № 223ФЗ-108/21;

      4. Материалы дела от 17.03.2021 № 223ФЗ-135/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушений не передавать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, поскольку соответствующие материалы ранее переданы по делу от 02.03.2021 № 223ФЗ-108/21.

         

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ООО «Манис»
ИНН 5503113384, ОГРН 1075503011319
Банк ВТБ (ПАО)
ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391
АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353