Решение №28/41039/23 Решение №223ФЗ-192/23 от 25 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-192/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

22.05.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>,

<...>: <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерного и технологического оборудования на объекты строительства <...> (извещение № 1143/ОАЭ-ДКРС/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик)
при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерного и технологического оборудования на объекты строительства <...> (извещение № 1143/ОАЭ-ДКРС/23, размещенное
на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1
Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной
или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что
в случае, если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания .

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Аукциона
(далее – Извещение), аукционной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. извещение размещено на сайте Оператора – 27.04.2023;

  2. начальная (максимальная) цена договора – 461 907 057,35 руб.;

  3. дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 16.05.2023;

  4. на участие в Аукционе поданы заявки двух участников закупки;

  5. дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе – 01.06.2023;

  6. дата подведения итогов Аукциона – 01.06.2023;

В ходе заседания 19.05.2023 Комиссией ФАС России с целью изучения
представленных материалов
объявлен перерыв до 22.05.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг,
в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки опыта поставки инженерного и технологического оборудования по предмету закупки.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении
Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 1.9.1 Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам закупки:

«Участник должен иметь опыт поставки инженерного
и/или технологического оборудования, стоимость которого составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении № 1.1 к
Документации.

При этом учитывается стоимость всего поставленного участником закупки
(с учетом правопреемственности) инженерного и/или технологического оборудования (по выбору участника закупки).

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности
на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих
на стороне участника
».

В подтверждение опыта осуществления поставок инженерного
и/или технологического оборудования участник в составе заявки пред
оставляет:

1) документ, подготовленный в соответствии с формой сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной
в приложении № 1.3 Аукционной документации о наличии требуемого опыта;

2) накладные о поставке товаров;

3) договоры на поставку товаров (представляются все листы договоров
со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

4) документы, подтверждающие оплату по договору (выписки
из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в
форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 к Аукционной документации,
с отметкой обслуживающего банка об исполнении);

5) документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления
в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт
и др.).

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика сообщили,
что требование
о наличии у участника закупки опыта поставки инженерного
и/или технологического оборудования
установлено Заказчиком с учетом специфики предмета поставки, поскольку участник закупки должен иметь опыт поставки соответствующего технически сложного в изготовлении и доставке оборудования.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что отсутствие у участника закупки опыта поставки товара по предмету закупки, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Аукциона, ограничивает количество участников закупки, в связи
с чем установление вышеуказанного требования противоречит требованиям
Закона о закупках.

При этом заявка участника закупки, не имеющего опыт поставки инженерного и/или технологического оборудования по предмету закупки,
но имеющего опыт поставки иного оборудования, подлежит отклонению
и не допускается к участию в
Аукционе.

Кроме того, представителями Заказчика не представлены доказательства, подтверждающие, что указанное требование установлено на основании действующего законодательства, предусматривающего обязательные квалификационные требования к участникам закупок товаров по аналогичному предмету закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего к участникам Аукциона вышеуказанное требование, ограничивают количество участников Аукциона, что противоречит пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленн
ого нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

      1. Признать жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерного
        и технологического оборудования на объекты строительства <...> (извещение № 1143/ОАЭ-ДКРС/23, размещенное на сайте
        https://www.rts-tender.ru) обоснованной.

      2. Признать <...> нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением
        от
        22.05.2023 № 223ФЗ-192/23.

      4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 22.05.2023 № 223ФЗ-192/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны