Решение №28/41992/24 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-148/24 от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-148/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СБП «Орион»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

13.05.2024 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России –<...>.,

членов Комиссии ФАС России:

<...>.,

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...> (доверенность от 30.11.2022
№ ЦДЗС-121),

ООО «СБП «Орион»: <...> (приказ от 15.12.2022 № 1),

представители ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу ООО «СБП «Орион» от 21.04.20241047/2024 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем оборудования электропоездов серии ЭД4М (извещение № 206/ОКЭ-ЦДМВ/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «СБП «Орион» (далее – Заявитель)
от 21.04.20241047/2024 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора
на оказание услуг по техническому обслуживанию
и текущему ремонту систем оборудования электропоездов серии ЭД4М (извещение № 206/ОКЭ-ЦДМВ/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)

(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции
с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД
от 22.06.2023 (протокол № 13)) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), Конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 27.02.2024.

  2. Начальная (максимальная) цена договора 160 299 307,23 руб.

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 15.03.2024.

  4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки.

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе 11.04.2024.

  6. По результатам рассмотрения заявок участников закупки соответствующим требованиям Документации признан 1 участник закупки.

  7. Дата подведения итогов Конкурса 11.04.2024.

  8. По результатам подведения итогов Конкурс признан несостоявшимся, поскольку соответствующей требованиям Документации признана единственная заявка участника закупки.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 26.04.2024 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 13.05.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы в ходе проведения Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно отклонившего заявку Заявителя ввиду несоответствия независимой гарантии, представленной
в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, требованиям Документации.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках следующими принципами: информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией
о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого
по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие
в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации
о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования
к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с
Законом о закупках). Обеспечение заявки на участие
в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации,
за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4
Закона
о закупках
, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 Закона о закупках. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

В соответствии с пунктом 15.1 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке.

Пунктом 5 Извещения установлено, что обеспечение заявки может предоставляться в форме денежных средств или независимой гарантии. При этом размер обеспечения заявки составляет – 2 671 655, 12 руб.

Согласно подпунктом 8 пункта 3.15.11 части 3 Документации в независимой гарантии должны быть указаны, в том числе обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии, а именно:

изменение или отзыв принципалом поданной заявки на участие в закупке, если такой отзыв (изменение) проведены после окончания срока подачи заявок
на участие в закупке;

отказ принципала подписать договор в порядке, установленном Документацией;

непредставление принципалом договора в срок, установленный Документацией;

непредставление принципалом обеспечения исполнения договора (в случае если обеспечение исполнения договора предусмотрено Документацией);

представление принципалом обеспечения исполнения договора
не в соответствии с требованиями документации о закупке (в случае если обеспечение исполнения договора предусмотрено Документацией);

непредставление сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).

В соответствии с пунктом 3.15.15 Документации основанием для отказа
в допуске к участию в закупке является несоответствие независимой гарантии условиям, изложенным в Документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок участников Конкурса от 11.04.2024 № 206/ОКЭ-ЦДМВ/24/1 Заказчиком принято решение отклонить заявку Заявителя ввиду несоответствия независимой гарантии, представленной в составе заявки в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, требованиям Документации, поскольку такая независимая гарантия не содержит полный перечень обязательств, исполнение по которым обеспечивается независимой гарантией.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что Заявителем в составе заявки, поданной на участие
в Конкурсе, приложена независимая гарантия от 14.03.2024 № 9991-4R1/1534111, выданная ПАО «Банк Уралсиб» (далее – Независимая гарантия), положения которой включают предусмотренный Документацией полный перечень обязательств, исполнение по которым обеспечивается Независимой гарантией.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Независимая гарантия, представленная в составе заявки Заявителя, не соответствует требованиям Документации, поскольку в Независимой гарантии не указаны следующие обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии: изменение или отзыв принципалом поданной заявки на участие
в закупке, если такой отзыв (изменение) проведены после окончания срока подачи заявок на участие в закупке; непредставление принципалом договора в срок, установленный Документацией; непредставление сведений в отношении
всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).

Изучив представленные материалы, а также выслушав представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что Документация содержит полный и достаточный перечень требований, предъявляемых
к обеспечению исполнения заявки, поданной на участие в Конкурсе,
при этом Независимая гарантия, представленная в составе заявки Заявителя
в качестве обеспечения исполнения заявки, не содержит ряд предусмотренных Документацией обстоятельств, исполнение по которым обеспечивается независимой гарантией, в связи с чем Комиссией ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о соответствии такого обеспечения заявки требованиям Документации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России установила, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя ввиду несоответствия Независимой гарантии требованиям Документации, не противоречат положениям Закона
о закупках, Положения о закупке и Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СБП «Орион» (ИНН: 7731287802; ОГРН: 1157746645671) от 21.04.20241047/2024 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем оборудования электропоездов серии ЭД4М (извещение № 206/ОКЭ-ЦДМВ/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "СБП "Орион"
ИНН 7731287802, ОГРН 1157746645671
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666