Решение №28/40997/23 Решение 223ФЗ-197/23 от 25 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-197/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

22.05.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>, <...>,

представители <...> (далее – Оператор), <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 15.05.2023 № 197 на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении отбора предложений в электронной форме
на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/сооружений/помещений и прилегающих территорий Корпоративного центра <...> (извещение № 32312363926, размещенное на сайте https://www.roseltorg.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 15.05.2023 № 197 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении отбора предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/сооружений/помещений и прилегающих территорий Корпоративного центра <...> извещение № 32312363926, размещенное на сайте https://www.roseltorg.ru) (далее – Отбор предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1
Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> (редакция 26) (протокол от 13.02.2023 № 09) (далее – Положение о закупке).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4
Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора
с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией
о проведении Отбора предложений (далее – Документация):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 05.05.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 262 950 204, 17 руб. с учетом НДС;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Отборе предложений – 17.05.2023;

  4. На участие в Отборе предложений подана 1 заявка;

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Отборе предложений – 02.06.2023;

  6. Дата оценки и сопоставления заявок – 09.06.2023;

  7. Дата подведения итогов – 09.06.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы при проведении Отбора предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, ввиду установления в Документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по критериям «Величина коэффициента снижения цены по комплексной уборке внутренних помещений и прилегающих территорий (клининговые услуги), дополнительным работам и услугам» (далее – Критерий № 1), «Величина коэффициента снижения цены по услугам технического обслуживания» (далее – Критерий № 2).

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Отбора предложений Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого
с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки
и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3
Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения
и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участника закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии
оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок
оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 2 раздела IV Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию № 1, согласно которому «оцениваются сведения, предоставленные участником в составе заявки, а именно величина коэффициента снижения цены по комплексной уборке внутренних помещений и прилегающих территорий (клининговые услуги), дополнительным работам и услугам.

Требования к документам, подтверждающим оцениваемые сведения: предложение о величине коэффициента снижения цены по комплексной уборке внутренних помещений и прилегающих территорий (клининговые услуги), дополнительным работам и услугам должно быть предоставлено участником путем ее указания в технико-коммерческом предложении по форме 3 раздела III
«Формы для заполнения участниками закупки».

Порядок оценки заявок: рейтинг, присуждаемый заявке по Критерию № 1, определяется по формуле:

R1=(Amin/Ai×100)×K1, где: R1 – рейтинг заявки, присуждаемый i-й заявке,
по Критерию № 1; Amin – минимальная величина коэффициента снижения цены
по комплексной уборке внутренних помещений и прилегающих территорий (клининговые услуги), дополнительным работам и услугам, предложенная
в заявках допущенных участников; Ai – предложение i-го участника о величине коэффициента снижения цены по комплексной уборке внутренних помещений
и прилегающих территорий (клининговые услуги), дополнительным работам
и услугам; К1 – коэффициент значимости критерия оценки заявки (K1)».

Пунктом 3 раздела IV Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию № 2, согласно которому «оцениваются сведения, предоставленные участником в составе заявки, а именно величина коэффициента снижения цены по услугам технического обслуживания.

Требования к документам, подтверждающим оцениваемые сведения: предложение о величине коэффициента снижения цены по услугам технического обслуживания должно быть предоставлено участником путем их указания в технико-коммерческом предложении по форме 3 раздела III «Формы для заполнения участниками закупки».

Порядок оценки заявок: рейтинг, присуждаемый заявке по Критерию № 2, определяется по формуле:

R2=(Amin/Ai×100)×K2, где: R2 – рейтинг заявки, присуждаемый i-й заявке,
по Критерию № 2; Amin – минимальная величина коэффициента снижения цены
по услугам технического обслуживания, предложенная в заявках допущенных участников; Ai – предложение i-го участника о величине коэффициента снижения цены по услугам технического обслуживания;

К2 – коэффициент значимости критерия оценки заявки (K2)».

По мнению Заявителя, в методике оценки заявок участников Отбора предложений Заказчику необходимо предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам, а именно необходимо принимать цену договора без учета НДС.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлена обязанность заказчика
по указанию в документации о закупке сведений, определенных положением
о закупке, в том числе сведений о начальной (максимальной) цене договора,
либо формуле цены и максимальное значение цены договора, либо цене единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, порядок формирования цены договора либо цены единицы товара, работа, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, а также критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок их оценки и сопоставления.

Следовательно, при определении в документации о закупке начальной максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки, вне зависимости от применяемой
ими системы налогообложения.

Комиссия ФАС России отмечает, что требования, предъявляемые Заказчиком
к участникам закупочной процедуры в соответствии с частью 6 статьи 3
Закона о закупках, применяются в равной степени ко всем участникам закупки
и не содержат положения, обязывающие победителя закупки заключить договор
по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.

При этом, по мнению Комиссии ФАС России, Заказчик не имеет правовых оснований возлагать на участника закупки обязанность подавать ценовое предложение, исходя из представленной в порядке оценки по Критериям №№ 1, 2 системы налогообложения, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков, обратное ставит
в неравное положение участников закупки при оценке и сопоставлении заявок участников.

В Законе о закупках отсутствуют нормы, возлагающие на Заказчика обязанность применять при осуществлении оценки и сопоставления заявок участников закупочной процедуры единый базис оценки цены, предложенной участником, без учета НДС.

Учитывая вышеизложенное, оценка и сопоставление цены, предложенной участником закупки, исходя из режима налогообложения, может привести
к дискриминации, а также созданию преимущественных условий для отдельных участников закупки.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что установленный порядок оценки заявок участников закупки
по Критериям №№ 1, 2 не противоречит требованиям Закона о закупках,
Положения о закупке и Документации.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России
не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> от 17.03.2023 № 171 на действия (бездействие) заказчика <...>
при проведении отбора предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/сооружений/помещений и прилегающих территорий Корпоративного центра <...> (извещение № 32312363926, размещенное на сайте https://www.roseltorg.ru) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны