Решение №28/45029/22 Решение 223ФЗ-174/22 от 5 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-174/22
по результатам рассмотрения жалобы АО «ПВК Аудит»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
28.04.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
при участии представителей:
АК «Алроса» (ПАО): <...>,
представители АО «ПВК Аудит», АО «Сбербанк-АСТ» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
АО «ПВК Аудит» от 21.04.2022 № 602-2022/OGC/ао на действия (бездействие) заказчика АК «Алроса» (ПАО), комиссии по осуществлению закупок заказчика
АК «Алроса» (ПАО) (далее – Комиссии по осуществлению закупок) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги
по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
АК «Алроса» (ПАО), подготовленной в соответствии с российским законодательством,
и консолидированной финансовой отчетности группы Алроса, подготовленной
в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, по итогам
2022-2024 годов (извещение № 0416000000222000001), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «НКЦ «Аудитор-Ч»
(далее – Заявитель) на действия (бездействие) заказчика АК «Алроса» (ПАО)
(далее – Заказчик), Комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги
по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
АК «Алроса» (ПАО), подготовленной в соответствии с российским законодательством,
и консолидированной финансовой отчетности группы Алроса, подготовленной
в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, по итогам
2022-2024 годов (извещение № 0416000000222000001) (далее – Конкурс, Жалоба).
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2008 № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается
по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или)
к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 31.03.2022;
2. Начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 183 177 561, 60 руб.;
3. Дата окончания подачи заявок – 18.04.2022;
4. Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок – 19.04.2022;
5. На участие в Конкурсе подано 4 заявки, признанные соответствующими требованиям Извещения;
6. Дата подведения итогов Конкурса – 20.04.2022.
В ходе заседания 27.04.2022 Комиссией ФАС России в целях полного
и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 28.04.2022.
Из Жалобы следует, что нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует
с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика,
и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок
на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2
части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной
в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию
и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии
с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение
о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке,
в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению
об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1
статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением
об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке,
после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе
для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования
и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта,
и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 утверждено положение
об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).
Согласно пункту 2 Положения «Оценка заявок» – действия членов комиссии
по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных
Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 24 Постановления № 2604 для оценки заявок
по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно сведениям ЕИС, установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Критерий «Цена контракта» – значимость критерия 40 %, коэффициент значимости равен 0,4;
2) Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие
у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов
на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного
с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» – значимость критерия 60 %, коэффициент значимости равен 0,6 (далее – Критерий).
В рамках Критерия установлены следующие детализированные показатели:
1) наличие у участников закупки финансовых ресурсов (далее – Показатель № 1);
2) наличие у участников специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – Показатель № 2).
Заказчиком 06.04.2022 внесены изменения в Извещение в части приложения № 3
к Извещению «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе», в рамках которого предусмотрено 3 детализированных показателя, а именно: Показатель № 1, Показатель № 2, наличие у участников закупки опыта работы, связанного
с предметом контракта.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие
в открытом конкурсе в электронной форме от 19.04.2022 № ПРОII1 оценка заявок участников закупки осуществлялась по вышеуказанным показателям.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что в связи с технической ошибкой указанные изменения не внесены в Извещение в ЕИС, что повлекло ненадлежащую оценку заявок участников закупки, в том числе заявки Заявителя.
Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, пояснения Заказчика, установила, что:
– вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42
Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2
статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее – КоАП РФ);
– действия Комиссии по осуществлению закупок, осуществившие ненадлежащим образом оценку заявок всех участников закупки исключительно по Показателям №№ 1, 2,
в том числе заявки Заявителя, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
Признать жалобу АО «ПВК Аудит» (ИНН: 7705051102;
ОГРН: 1027700148431) от 21.04.2022 № 602-2022/OGC/ао на действия (бездействие) заказчика АК «Алроса» (ПАО), конкурсной комиссии заказчика
АК «Алроса» (ПАО) (ИНН: 1433000147, ОГРН: 1021400967092) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора
на оказание услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АК «Алроса» (ПАО), подготовленной в соответствии с российским законодательством, и консолидированной финансовой отчетности группы Алроса, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, по итогам 2022-2024 годов (извещение № 0416000000222000001) обоснованной. -
Признать в действиях АК «Алроса» (ПАО) нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
-
В действиях Комиссии по осуществлению закупок пункт 1 части 11
статьи 48 Закона о контрактной системе. -
Выдать АК «Алроса» (ПАО), АО «Сбербанк-АСТ» обязательное
к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений,
в соответствии с принятым решением от 27.04.2022 № 223ФЗ-174/22. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от от 27.04.2022 № 223ФЗ-174/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.