Решение №28/79818/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-370/23 от 29 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-370/23

 

по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Росстрой» на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

26.09.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

МАОУ «Судский центр образования № 1» (далее – Заказчик): <...>,

ООО «РТС-Тендер»: <...>,

ЗАО «Росстрой»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ЗАО «Росстрой» от 14.09.2023 б/н, направленную письмом
Вологодского УФАС России от 19.09.2023 № АР/2750/23, на действия
(бездействие)
оператора электронной площадки ООО «РТС-Тендер» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение
работ по капитальному ремонту здания
МАОУ «Судский центр образования № 1» (извещение № 32312721087), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ЗАО «Росстрой» (далее – Заявитель)
от 14.09.2023 б/н, направленная письмом Вологодского УФАС России от 19.09.2023
№ АР/2750/23, на действия (бездействие) оператора электронной площадки
ООО «РТС-Тендер» (далее – Оператор) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ «Судский центр образования № 1» (извещение № 32312721087)
(далее
Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1
Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии
при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам
торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

Закупочной документацией (далее – Документация) установлено,
что заявки подаются через автоматизированную систему Оператора
по адресу в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.rts-tender.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://www.rts-tender.ru, регулируются Регламентом работы электронной площадки ООО «РТС-тендер» для корпоративных закупок, утвержденным приказом Генерального директора от 31.08.202355-П/23 (далее – Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе,
не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора
с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), Документацией, протоколами, составленными
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 30.08.2023;

  1. Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) –
    122 405 360 руб.;

  2. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 15.09.2023;

  3. На участие в Аукционе подано 4 заявки;

  4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе – 18.09.2023;

  5. По результатам рассмотрения заявок до участия в Аукционе допущено 3 участника закупки;

  6. Дата подведения итогов – 19.09.2023;

  7. По результатам подведения итогов Аукциона победителем признан
    участник c идентификационным номером заявки «1» с предложением о цене
    договора в размере 109 552 797,20 руб.

Согласно доводу Жалобы Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств, используемых при проведении Аукциона,
в результате чего Оператором при формировании заявки установлен только
один вид обеспечения заявки, что не соответствует Документации.

Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Аукциона Оператор действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Документации
и Регламента.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Оператора, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных
и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки
в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупке
в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований
Оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 основных терминов Регламента «гарантийное обеспечение заявки – значение поля «Обеспечение заявки», устанавливаемое Заказчиком
при формировании Извещения о закупке
в процентах к начальной цене лота
или в виде фиксированной суммы в рублях путем зачисления денежных средств
либо предоставления независимой/банковской гарантии. Гарантийное обеспечение заявки устанавливается для каждого лота Закупки отдельно».

Пунктом 9.1 Регламента установлено, что для объявления Аукциона Заказчику необходимо сформировать в личном кабинете и опубликовать на сайте Оператора Извещение о проведении аукциона.

В соответствии с пунктом 16 раздела 2 информационной карты Документации размер обеспечения заявки составляет 1% от НМЦД. Обеспечение заявки может быть предоставлено участником закупки путем перечисления денежных средств, предоставления банковской гарантии, иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил сведения и сообщил, что функционал сайта Оператора предусматривает следующие варианты обеспечения заявки:

– процент от НМЦ (с внесением д/с на эл. площадку);

– фиксированная сумма (с внесением д/c на эл. площадку);

– банковская гарантия или денежные средства (с внесением д/с на эл. площадку);

– без обеспечения;

– в соответствии с документацией (без внесения д/с на эл. площадку).

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заявителем получена независимая (банковская) гарантия, предоставляемая
в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе от 14.09.2023 № 965928, которая не применена в качестве способа обеспечения заявки, поскольку функционал Оператора позволял применить только один вид обеспечения заявки,
а именно фиксированная сумма (с внесением д/c на эл. площадку),
что не позволило Заявителю принять участие в Аукционе.

Согласно пояснениям Заказчика формирование Извещения осуществляется
в региональной информационной системе в сфере закупок (далее – РИС), функционал которой предусматривает указание Заказчиком исключительно размера обеспечения заявки без возможности установить виды обеспечения заявки.
При этом в рамках интеграции РИС с ЕИС Оператором получены сведения
на электронную площадку об Извещении.

В свою очередь, представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Заказчиком для ранее проведенных закупок в личном кабинете на сайте Оператора сформирован и применен шаблон Извещения, где в качестве варианта обеспечения заявки выбран параметр – без обеспечения.

Таким образом, при сопоставлении имеющихся данных, Оператором выявлены расхождении между информацией, полученной из ЕИС и информацией, указанной в Извещении на сайте Оператора, а именно о необходимости обеспечения заявки, в результате чего Оператором самостоятельно применен единственный вариант обеспечения заявки – фиксированная сумма (с внесением д/c на эл. площадку).

Кроме того, представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Заказчик мог самостоятельно выбрать нужный вариант
из предложенных способов обеспечения заявки, предусмотренных функционалом сайта Оператора. При этом в подтверждении указанного Оператором представлены соответствующие графические материалы.

Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено,
что Оператором неправомерно самостоятельно выбран параметр способа обеспечения заявки исключительно в виде фиксированн
ой суммы (с внесением д/c на эл. площадку). При этом функционалом сайта Оператора не предусмотрена возможность выбора иного способа обеспечения заявки, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации и Документацией, что повлекло ограничение выбора необходимого варианта способа обеспечения заявки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Оператором
не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств,
что нарушает часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.

Также Комиссией ФАС России установлено, что 26.09.2023 при рассмотрении жалобы ООО «Абсолют-М» от 14.09.2023 № 27, направленной письмом
Вологодского УФАС России от 19.09.2023 № АР/2749/23, на действия (бездействие) Оператора и Заказчика при проведении Аукциона Комиссией ФАС России принято решение по делу № 223ФЗ-369/23 (далее – Решение) о наличии в действиях Оператора нарушения части 12 статьи 3.3 Закона о закупках, Заказчика части 25 статьи 3.2 Закона о закупках. В соответствии с Решением Оператору выдано обязательное к исполнению предписание от 26.09.2023 по делу № 223ФЗ-369/23, направленное на устранение выявленного нарушения.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России в ходе рассмотрения Жалобы решила предписание об устранении выявленного не выдавать.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ЗАО «Росстрой» (ИНН: 3525317148;
    ОГРН: 1143525000827)
    от 14.09.2023 б/н, направленную письмом
    Вологодского УФАС России от 19.09.2023 № АР/2750/23, на действия
    (бездействие) оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер»
    (ИНН: 7710357167; ОГРН: 1213500018710) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ «Судский центр образования № 1» (извещение № 32312721087) обоснованной.

  2. Признать в действиях ООО «РТС-тендер» нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 26.09.2023
    по делу 223ФЗ-370/23 не выдавать, поскольку предписание ранее выдано
    в соответствии с решением от
    26.09.2023 № 223ФЗ-369/23.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

<...>

<...>


 

 

 

 

Связанные организации

ЗАО "Росстрой"
ИНН 3525317148, ОГРН 1143525000827
ООО "РТС-Тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
МАОУ "Судский Центр Образования №1"
ИНН 3523023921, ОГРН 1213500018710