Решение №28/4972/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-32/22 от 25 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-32/22

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Центртелекомстрой»

на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

20.01.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

ПАО «Ростелеком»: <...>,

ООО «Центртелекомстрой»: <...>,

представители АО «ЕЭТП» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Центртелекомстрой» от 31.12.2021 № 128 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству сетей связи В2С/В2В/B2G/B2O для нужд Воронежского филиала
ПАО «Ростелеком» (извещение № 32110749082)
, в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Центртелекомстрой»
(далее – Заявитель) от 31.12.2021 № 128 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» (далее – Заказчик) при проведении конкурса
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству сетей связи В2С/В2В/B2G/B2O для нужд Воронежского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение № 32110749082)(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон
о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг
и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом
о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона
о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ и услуг ПАО «Ростелеком»,
утвержденного решением Совета директоров ПАО «Ростелеком» (протокол от 15.06.2021
№ 12) (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе
(далее – ЕИС) предусмотрено Законом о закупках и положением
о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16

статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией
о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Конкурса, документация
        о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация) размещены
        в ЕИС – 21.10.2021;

      2. Начальная (максимальная) цена договора – 299 556 000 рублей;

      3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 22.11.2021;

      4. На участие в Конкурсе подано 15 заявок;

      5. Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе – 29.11.2021;

      6. По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие
        в Конкурсе допущено 15 участников закупки;

      7. Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе – 30.12.2021;

      8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок
        на участие в Конкурсе соответствующим требованиям Документации признаны 8 заявок
        участников закупки;

      9. Дата подведения итогов Конкурса – 30.12.2021;

      10. По итогам проведения Конкурса победителями Конкурса признаны участники закупки с идентификационными номерами «740666»
        с предложением о цене договора в размере 39 810 578,48 рублей, «728068»
        с предложением о цене договора в размере 37 717 732,65 рубля без учета НДС, «729156» с предложением о цене договора в размере 43 531 193,29 рубля без учета НДС, «728842» с предложением о цене договора в размере
        45 391 500,70 рублей без учета НДС, «741805» с предложением о цене договора в размере 40 043 116,91 рублей без учета НДС, «741947»
        с предложением о цене договора в размере 13 952 305,54 рублей без учета НДС, «733601» с предложением о цене договора в размере 34 694 733,12 рубля без учета НДС (далее – Победители).

      11. Между Заказчиком и Победителями заключены договоры
        от 13.01.2022 №№ 3827895, 3827896, от 14.01.2022 №№ 3827898, 3827900.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки, с нарушением требований Закона
о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение
об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе, в связи с ее

несоответствием требованиям Документации.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился
и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит
основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках определено, что не допускается
предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки,
к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона
о закупках в документации о закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии
с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

Согласно пунктам 1 и 2 части 11 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) юридическое лицо,
в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления обязаны уплатить в полном объеме:

1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;

2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее – СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено
ГрК РФ.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член СРО имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору
строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

если совокупный размер обязательств по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В соответствии с частью 5 статьи 55.8 ГрК РФ член СРО самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса
в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств
до следующего уровня ответственности члена СРО по обязательствам, предусмотренного частью 11 статьи 55.16 ГрК РФ, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами СРО.

Вместе с тем пунктом 1 части 11 статьи 55.16 ГрК РФ установлено,
что минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО в области инженерных изысканий или СРО в области архитектурно-строительного проектирования, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров,
в соответствии с первым уровнем ответственности составляет сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает двадцать пять миллионов рублей.

Подпунктом 1 пункта 11 раздела 2 «Информационная карта»
к Документации установлено требование к участникам закупки
о соответствии требованиям устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

В соответствии с положениями вышеуказанного пункта Документации:

«Участник закупки должен быть членом СРО зарегистрированной
в соответствии с ГрК РФ.

При этом участник должен соответствовать не менее чем: Первому уровню ответственности члена СРО в области строительства, по подготовке проектной документации, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда
на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 55.16 ГрК РФ.

Соответствие Участника данным требованиям подтверждается выписками из реестров членов СРО, выданных не позднее 1 (одного) месяца
до планируемой даты окончания подачи заявок, в соответствии
с требованиями, ГрК РФ.

Указанное требование не применяется в случаях, указанных в ГрК РФ.

Требования к СРО: Внесение саморегулируемой организации
в государственный реестр саморегулируемых организаций».

При этом подпунктом 2 пункта 7.1.9 Документации установлено,
что основанием для отказа в допуске участнику Конкурса
является в том числе несоответствие участника закупки требованиям Документации.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов закупки от 30.12.2021 № 32110749082/2 Заказчиком принято решение
о признании Заявителя не соответствующим требованиям Документации, поскольку у Заявителя отсутствует право заключения договоров
на подготовку проектной документации по договорам подряда,
заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что Заявителем в составе заявки представлена, в том числе выписка из реестра членов СРО
от 10.11.2021 № 414 (далее – Выписка), в которой отсутствуют сведения
об уровне ответственности
члена СРО по обязательствам по договору подряда
на выполнение инженерных изысканий, подготовке проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам,
в соответствии с которым указанным членом внесен взнос
в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что
в пункте 3.3 Выписки также отсутствует информация о взносе
в компенсационный фонд возмещения вреда и взносе в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, в связи с чем Заказчиком в силу подпункта 2 пункта 7.1.9 Документации принято решение отклонить заявку Заявителя от участия в Конкурсе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, рассмотревшего заявку Заявителя на соответствие положениям Документации и и принявшего решение об ее отклонении,
не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке
и Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что положения Документации, устанавливающие требования о наличии у участника закупки членства одновременно в двух СРО: в области строительства и в области подготовки проектной документации, не соответствуют требованиям Закона
о закупках, поскольку выполнение каждого вида работ подразумевает наличие специальной правоспособности (членства в СРО), в связи с чем установление указанных требований Документации влечет за собой невозможность участия в такой закупке участника, не обладающего правом выполнения части работ, предусмотренных техническим заданием (например: осуществление разработки проектной документации).

Кроме того, учитывая, что участником закупочной процедуры может быть привлечен субподрядчик для выполнения работ по предмету закупки, требование о наличии у участника закупки членства одновременно в двух СРО является избыточным, поскольку отсутствие у участника Конкурса членства одновременно в двух СРО в области строительства и в области подготовки проектной документации не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому
по результатам Конкурса.

Таким образом, вышеуказанное требование Документации ограничивает количество участников закупки, что не соответствует требованиям Закона о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу
о том, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона
о закупках и нарушают требования пункта 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона
о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Центртелекомстрой» от 31.12.2021 № 128 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» (ИНН: 7707049388; ОГРН: 1027700198767) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству сетей связи В2С/В2В/B2G/B2O для нужд Воронежского филиала
    ПАО «Ростелеком» (извещение № 32110749082)
    необоснованной.

  2. Признать ПАО «Ростелеком» нарушившим пункт 6 части 19.1 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Обязательное к исполнению предписание, направленное
    на устранение выявленного нарушения, не выдавать, поскольку по результатам закупки заключены договоры.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 20.01.2022 № 223ФЗ-32/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ООО "Центртелекомстрой"
ИНН 3662208687, ОГРН 1143668047599
ПАО "Ростелеком"
ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767