Решение №28/52852/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-246/23 от 4 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-246/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика, организатора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

29.06.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>,

<...>: <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 16.06.2023 № 16-06/1 на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении запроса предложений в электронной форме
на право заключения договора на оказание услуг по проведению геотехнического мониторинга с экологическим и производственным контролем за соблюдением САНПИН при строительстве объектов, а также инженерно- геодезических изысканий и лабораторно-инструментальных исследований
по фактически построенным объектам (извещение № 32312469210),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
от 16.06.2023 № 16-06/1 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению геотехнического мониторинга с экологическим и производственным контролем за соблюдением САНПИН при строительстве объектов, а также инженерно- геодезических изысканий и лабораторно-инструментальных исследований по фактически построенным объектам (извещение № 32312469210) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 26.08.2022 (протокол № 408) (в редакции от 05.04.2023 (протокол № 416) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках
при осуществлении закупки в единой информационной системе,
на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом
о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки
и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке
у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если
это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений (далее – Извещение), документацией о проведении закупки (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 07.06.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 125 650 929,16 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений – 23.06.2023;

  4. На участие в Запросе предложений подано 2 заявки;

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе предложений – 26.06.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок до участия в Запросе предложений допущено 2 участника закупки;

  7. Дата подведения итогов – 27.06.2023;

  8. По результатам подведения итогов победителем признано <...> с предложением о цене договора в размере 106 833 610,08 руб. с НДС.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 22.06.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения
Жалобы продлен до 29.06.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, ввиду следующего:

  1. Заказчиком сформирован ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Квалификация персонала».

  2. Заказчиком неправомерно объединены в один лот технически
    и функционально не связанные услуги.

  3. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено разъяснение положений Документации.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал
в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком сформирован ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Квалификация персонала».

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 2.2 приложения № 1.4 к Документации установлен критерий «Квалификация персонала» (далее – Критерий), в соответствии с которым оценка осуществляется следующим образом:

«Требуемые квалификации персонала участника в штате:

- не менее 1 (одного) главного инженеров проекта, состоящие
в Национальном реестре специалистов НОПРИЗ в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;

- не менее 1 (один) инженера-эколога, состоящего в Национальном реестре специалистов НОПРИЗ в области инженерных изысканий
и архитектурно-строительного проектирования;

- не менее 1 (один) инженера-проектировщика пути и сообщений, состоящего в Национальном реестре специалистов НОПРИЗ в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;

- не менее 1 (один) инженера-проектировщика генерального плана, состоящего в Национальном реестре специалистов НОПРИЗ в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;

- не менее 1 (один) инженера-проектировщика водоснабжения
и канализации, состоящих в Национальном реестре специалистов НОПРИЗ
в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;

- не менее 1 (один) инженера сигнализации, централизации, блокировки, состоящего в Национальном реестре специалистов НОПРИЗ в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;

- не менее 1 (один) инженера-проектировщика систем электроснабжения, состоящих в Национальном реестре специалистов НОПРИЗ в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник
в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 Документации;

- сведения о среднесписочной численности за последний отчетный год, по результатам которого указанная отчетность представлялась в Федеральную налоговую службу;

- копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предмету закупки;

- копии действующих разрешений на работу и/или патентов (копия основной и обороной стороны), выданные в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, за исключением иностранных граждан государств, являющихся членами Евразийского экономического союза).

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, при сопоставлении заявок по критерию оценки «Квалификация персонала» оценка осуществляется в совокупности на основании сведений в отношении всех лиц, выступающих на стороне участника.

Квалифицированный персонал, в отношении которого не представлены подтверждающие документы, не учитываются для целей оценки.

Сведения о наличии у участника персонала, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования проверяются заказчиком в Национальном реестре специалистов НОПРИЗ на официальном сайте НОПРИЗ».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили сведения и пояснили, что Заказчиком сформирован ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, поскольку перечень требуемых специалистов не соответствует видам работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого по результатам Запроса предложений договора.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили материалы и сообщили, что порядок оценки сформирован Заказчиком с учетом требований законодательства и направлен на выявление участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика
и способного обеспечить надлежащее выполнение работ по предмету закупки.

Таким образом, изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что сформированный Заказчиком порядок оценки
по Критерию не противоречит требованиям Закона о закупках, Положения
о закупке.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представили достаточных доказательств, свидетельствующих
о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Жалобы.

  1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно объединены
    в один лот технически и функционально не связанные услуги.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках
в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны,
в том числе, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно Извещению и Документации предметом закупки является оказание услуг по проведению геотехнического мониторинга с экологическим
и производственным контролем за соблюдением САНПИН при строительстве объектов, а также инженерно- геодезических изысканий и лабораторно-инструментальных исследований по фактически построенным объектам
.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что указанные в техническом задании Документации виды услуг направлены
на достижение единой цели Заказчика и необходимы для получения заключения о соответствии построенного объекта и разрешения на ввод такого объекта
в эксплуатацию, при этом оказание данных услуг разными видами исполнителей может привести к дополнительным издержкам.

Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, установила, что услуги, оказываемые по результатам закупки, функционально и технически связаны между собой, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках
и Положению о закупке.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представили достаточных доказательств, свидетельствующих
о неправомерности действий Заказчика.

  1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено разъяснение положений Документации.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки
и (или) документации о закупке.

При этом частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено,
что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного
в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что 15.06.2023 Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений Документации, дополняющие ее по содержанию, поскольку в Документации отсутствует указание на необходимость разработки программ мониторинга
и производственного контроля за соблюдением санитарных правил
и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Вместе с тем представители Заявителя сообщили, что по результатам предоставленных разъяснений положений Документации установлено,
что разработка указанных программ должна производиться исполнителем
по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что программа геотехнического мониторинга ранее не разрабатывалась
в составе проектной документации, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020
№ 985» СП 305.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила
проведения геотехнического мониторинга при строительстве»

(далее – СП 305.1325800.2017) не входит в перечень обязательных
к применению нормативных документов, в связи с чем исполнителю
по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, необходимо самостоятельно разработать указанную программу.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.6 санитарных правил
СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного
контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 № 18 «О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01» (далее – СП 1.1.1058-01) программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности,
а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, представители Заказчика сообщили, что исполнителю по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, необходимо изучить объект, определить параметры измерений, количество и периодичность измерений и на основании полученных данных сформировать программы геотехнического мониторинга и производственного контроля с учетом положений СП 305.1325800.2017 и СП 1.1.1058-01.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона
о закупках, Положения о закупке.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представили достаточных доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу <...> от 16.06.2023 № 16-06/1 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению геотехнического мониторинга с экологическим и производственным контролем за соблюдением САНПИН при строительстве объектов, а также инженерно-геодезических изысканий и лабораторно-инструментальных исследований по фактически построенным объектам (извещение № 32312469210) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны