Решение №17/93398/20 Решение ФАС России № 223ФЗ-825/20 от 26 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-825/20

по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «РХЗ «Нордикс» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

20.10.2020 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ЗАО «РХЗ «Нордикс»: <...>,

ООО «Шереметьево Хэндлинг»: <...>,

представили АО «ЕЭТП» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видеоконферец-связи жалобу ЗАО РХЗ «Нордикс» от 13.10.2020 вх. № 173113-ЭП/20 на действия (бездействие) заказчика ООО «Шереметьево Хэндлинг» при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку противообледенительной жидкости в осенне зимний период (ОЗП) 2020 - 2023 гг. для нужд ООО «Шереметьево Хэндлинг» (извещение № 32009547946), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),


 

У С Т А Н О В И Л А:


 

В ФАС России поступила жалоба ЗАО РХЗ «Нордикс» (далее – Заявитель) от 13.10.2020 вх. № 173113-ЭП/20 на действия (бездействие) заказчика ООО «Шереметьево Хэндлинг» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку противообледенительной жидкости в осенне зимний период (ОЗП) 2020 - 2023 гг. для нужд ООО «Шереметьево Хэндлинг» (извещение № 32009547946) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Шереметьево Хэндлинг» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Запрос предложений, документация о проведении Запрос предложений (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 02.10.2020;

      2. Начальная (максимальная) цена договора – 2 842 238 766 рублей;

      3. Дата окончания подачи заявок — 13.10.2020;

      4. Дата подведения итогов Запроса предложений – 26.10.2020.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и(или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком при проведении Запроса предложений нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      1. Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к участникам закупки;

      2. Заказчиком в Документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара, соответствующие товару конкретного производителя ООО «АвиафлюидИнтернешнл», а также установлено неправомерное требование к поставляемому товару.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы и документы представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно подпункту 1 пункта 7.5 информационной карты Документации участник должен подтвердить наличие опыта поставки аналогичного предмету закупки товара.

Наличие опыта поставки ПОЖ Тип-I, соответствующую требованиям  SAE AMS 1424 в количестве не менее 7 046 070 л. (7 800 000кг); ПОЖ Тип-IV  соответствующую требованиям  SAE AMS 1428 в количестве не менее 4 800 000л. (5 184 000кг) за последние  три года. Подтверждается копиями исполненных договоров/контрактов и копиями актов приема-передачи/ товарных накладных, заключенных за последние три года до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящей закупочной процедуры.

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки опыта поставок, а также подтверждающих документов в соответствии с указанными пунктами Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку участником Запроса предложений могут быть осуществлены поставки иного оборудования надлежащим образом.

Также, пунктами 2, 3 пункта 7.5 информационной карты Документации установлено, что участника должен документально подтвердить наличие производственной базы (здания, строения, сооружения, используемые для изготовления и хранения ПОЖ Тип-I, соответствующую требованиям  SAE AMS 1424; ПОЖ Тип-IV, соответствующую требованиям   SAE AMS 1428 на территории Москвы или Московской области), а также наличие автоцистерн, необходимых для поставки ПОЖ.

Кроме того, согласно подпункту 4 пункта 7.5 информационной карты Документации участник должен подтвердить свою финансовую устойчивость, при этом указанное требование подтверждается налоговой декларацией по доходам за 2019 год, в связи с чем допускается(ются) к участию в закупочной процедуре участник(и), представивший(ие) запрашиваемые документы.

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных материально-технических, а также финансовых ресурсов с представлением подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе предложений.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего указанные требования Документации к участникам закупки, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара, соответствующие товару конкретного производителя ООО «АвиафлюидИнтернешнл», а также установлено неправомерное требование к поставляемому товару.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в Документации должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно требованиям Документации ПОЖ Тип-I и Тип-IV должны быть проверены в соответствии с инструкцией, утвержденной АСЦ ФГУП ГосНИИ ГА и внесены в «Перечень противообледенительных жидкостей, разрешенных к применению на ВС ГА в 2019-2020 гг.» и «Перечень противообледенительных жидкостей, разрешенных к применению на ВС ГА в 2020-2021, до момента поставки первой партии товара покупателю.

При этом Документацией установлены требования, в том числе к времени защитного действия товара по предмету закупки.

Из Жалобы следует, что Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к поставляемому товару по предмету закупки в части установления времени защитного действия товара по предмету закупки, а также в части требования о том, что поставляемый товар внесен в указанный перечень.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что при описании технических и функциональных характеристик закупаемого оборудования Заказчиком установлены параметры, исходя из потребностей Заказчика и в соответствии с действующим законодательством в сфере обслуживания воздушного транспорта, при этом установление указанных требований в Документации не противоречит требованиям Закона о закупках.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Учитывая изложенное, в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

      1. Признать жалобу ЗАО «РХЗ «Нордикс» (ИНН: 7701314826; ОГРН: 1027701013526) от 13.10.2020 вх. № 173113-ЭП/20 на действие (бездействие) заказчика ООО «Шереметьево Хэндлинг» (ИНН: 5025018591 , ОГРН: 1025003082048) при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку противообледенительной жидкости в осенне зимний период (ОЗП) 2020 - 2023 гг. для нужд ООО «Шереметьево Хэндлинг» (извещение № 32009547946) обоснованной в части довода о неправомерном установлении в Документации требования о наличии у участника закупки опыта по предмету закупки, соответствующих материально-технических и финансовых ресурсов.

      2. Признать ООО «Шереметьево Хэндлинг» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать ООО «Шереметьево Хэндлинг», АО «ЕЭТП» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 20.10.2020 № 223ФЗ-825/20.

      4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 20.10.2020 № 223ФЗ-825/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ООО «Шереметьево Хэндлинг»
ИНН 5025018591, ОГРН 1025003082048
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОШАЛЬСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД "НОРДИКС"
ИНН 7701314826, ОГРН 1027701013526
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353