Решение №28/102677/23 Решение 223фз-438/23 от 5 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-438/23

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Проект-Феникс»
на действия (бездействие) заказчика, организатора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

30.11.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

Московский фонд реновации жилой застройки: <...> (доверенность от 27.12.2022 № ФР-31-769/22, <...> (доверенность от 27.11.2022
№ ФР-31-766/22),

ГКУ «УКС»: <...>(доверенность от 27.12.2022
№ УКС/22-60-168(1),

ООО «Проект-Феникс»: <...> (доверенность от 26.06.2023
б/н),

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Проект-Феникс» от 20.11.2023 № 5 на действия (бездействие) заказчика Московского фонда реновации жилой застройки при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: «Жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории (со сносом жилых домов по адресам: г. Москва, г. Щербинка,
ул. Чапаева, д. 4, 6) по адресу: г. Москва, внутригородская тер. г.о. Щербинка,
г. Щербинка, ул. Чапаева, земельный участок 4 (Чапаева ул., вл. 4, 6) (Новомосковский административный округ)» (извещение № 32312876529),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Проект-Феникс» (далее – Заявитель) от 20.11.2023 № 5 на действия (бездействие) заказчика Московского фонда реновации жилой застройки (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ
и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: «Жилой дом с инженерными сетями
и благоустройством территории (со сносом жилых домов по адресам: г. Москва,
г. Щербинка, ул. Чапаева, д. 4, 6) по адресу: г. Москва, внутригородская тер.
г.о. Щербинка, г. Щербинка, ул. Чапаева, земельный участок 4 (Чапаева ул., вл. 4, 6) (Новомосковский административный округ)» (извещение № 32312876529)
(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд Московского фонда реновации жилой застройки, утвержденным решением совета Московского фонда реновации жилой застройки (протокол от 18.08.2023) (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки
в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о конкурентной закупке (далее – Извещение), конкурсной документации (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) – 20.10.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 239 638 182 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 13.11.2023;

  4. На участие в Конкурсе подано 4 заявки;

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 15.11.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок к участию в Конкурсе допущены
    2 заявки участников закупки;

  7. Дата подведения итогов – 15.11.2023;

  8. По результатам подведения итогов Конкурса победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером заявки «1870»
    с предложением о цене договора в размере 1 227 241 000 руб.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 27.11.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного
и всестороннего рассмотрения представленных материалов объявлен перерыв
до 30.11.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя
нарушены действиями Заказчика, неправомерно
отказавшего Заявителю в допуске
к участию в Конкурсе ввиду несоответствия
независимой гарантии, представленной для обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям Документации.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие
в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации
о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования
к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с Законом о закупках).

Согласно части 27 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик не устанавливает
в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие
в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации
о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Пунктом 13.4.3 Положения о закупках установлено, что участник процедуры закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию
в закупке в случае непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в закупке,
если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке, в том числе представление обеспечения заявки на участие в закупке, не соответствующего требованиям Положения о закупках или документации о закупке, за исключением случаев обеспечения заявки на участие в закупке в электронной форме в виде внесения денежных средств на лицевой счет участника закупки на электронной площадке или специальный счет в банке. В указанном случае подтверждение наличия обеспечения заявки осуществляется посредством функционала оператора электронной площадки.

Согласно пункту 14.1.9 Положения о закупках заказчик может установить обязательное требование к составу заявки на участие в закупке, а именно документ (копия документа), подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие
в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации
о закупке (за исключением случаев предоставления обеспечения заявки на участие
в закупке в электронной форме в виде внесения денежных средств на лицевой счет участника закупки на электронной площадке оператора или специальный счет
в банке. В указанном случае подтверждение наличия обеспечения заявки осуществляется посредством функционала электронной площадки оператора).

В соответствии с пунктом 21 Документации размер обеспечения заявки, поданной на участие в Конкурсе, составляет 3,5 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 43 387 336, 37 руб.

Пунктом 22 Документации установлено, что независимая гарантия, выданная участнику закупки организацией для целей обеспечения заявки на участие в закупке, должна соответствовать требованиям частей 1-7, 8.2, 11-13 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон
о контрактной системе).

Аналогичное положение установлено пунктом 15.1 Положения о закупке.

В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон
о контрактной системе) дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения
и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий,
в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы
по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013
№ 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление
№ 1005) установлен перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы
по независимой гарантии.

Комиссией ФАС России установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе представлена независимая гарантия от 08.11.2023
№ 864986-БГ/23, выданная ПАО АКБ «Металлинвестбанк» (далее – Независимая гарантия, Банк).

Подпунктами «а» и «б» пункта 3 Независимой гарантии установлено,
что при наступлении случаев: а) принципал уклонился или отказался от заключения договора с бенифициаром; б) принципал не предоставил или предоставил
с нарушением условий, установленных Законом о закупках, положением о закупке бенифициара (Заказчик) обеспечение исполнения договора. Бенифициар (Заказчик) вправе до окончания срока действия настоящей независимой гарантии предъявить
в размере обеспечения заявки на участие в закупке, установленном в извещении
об осуществлении конкурентной закупки, требование об уплате денежной суммы
по настоящей независимой гарантии при наступлении хотя бы одного
из вышеуказанных случаев.

Подпунктом «а» пункта 7 Независимой гарантии установлено, что в случае направления требования по Независимой гарантии бенефициар (Заказчик) обязан одновременно с таким требованием направить гаранту (Банку) документ, содержащий информацию о наступлении хотя бы одного из случаев, предусмотренных пунктом 3 Независимой гарантии (протокол, составленный в ходе осуществления закупки (по результатам этапа закупки), или протокол, составленный по итогам закупки, или иной предусмотренный положением о закупке бенефициара документ).

Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе,
от
15.11.202389-1023-ОК-1 Заказчиком принято решение об отказе Заявителю
в допуске к участию в Конкурсе
в соответствии с пунктом 13.4.3 статьи 13 Положения о закупках. В нарушение пункта 14.1.9 статьи 14 Положения о закупках, представленная в составе заявки участника независимая гарантия не соответствует требованиям пункта 22 конкурсной документации, а именно подпункт «а» пункта 7 независимой гарантии содержит условие, непредусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что
Независимая гарантия составлена в соответствии с требованиями Положения
о закупках и Документации.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили,
что
перечень документов, предусмотренных пунктом 7 Независимой гарантии, противоречит перечню документов, установленных Постановлением № 1005,
что не соответствует части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе и, как следствие, нарушает требования Положения о закупке и Документации, в связи
с чем Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию
в Конкурсе.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено,
что
Постановлением № 1005 утвержден перечень документов, представляемых Заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, а именно документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по независимой гарантии (доверенность).

Кроме того, Заявитель, подавая заявку на участие в Конкурсе, согласился
с условиями и требованиями, предусмотренными Документацией, в связи с чем наличие в Независимой гарантии Заявителя иных требований нарушает положения Документации, Положения о закупке и Закона о закупках.

Вместе с тем представитель Заявителя не представил сведений
и доказательств, подтверждающих, что Независимая гарантия соответствует
требованиям Документации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, принявшего решение отказать Заявителю в допуске
к участию в Конкурсе ввиду несоответствия Независимой гарантии положениям Документации, не противоречат требованиям Закона о закупках и Положения
о закупке.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Проект-Феникс» (ИНН: 9715253736;
ОГРН: 1167746352784) от 20.11.2023 № 5 на действия (бездействие) заказчика Московского фонда реновации жилой застройки (ИНН: 7703434808;
ОГРН: 1177700018319) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика
на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: «Жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории
(со сносом жилых домов по адресам: г. Москва, г. Щербинка, ул. Чапаева, д. 4, 6)
по адресу: г. Москва, внутригородская тер. г.о. Щербинка, г. Щербинка, ул. Чапаева, земельный участок 4 (Чапаева ул., вл. 4, 6) (Новомосковский административный округ)» (извещение № 32312876529) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

Московский фонд реновации жилой застройки
ИНН 7703434808, ОГРН 1177700018319
ООО "Проект-Феникс"
ИНН 9715253736, ОГРН 1167746352784