Решение №17/50244/20 Решение №223ФЗ-440/20 от 15 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-440/20
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЛИДЕР-СТРОЙ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
08.06.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии – «...».,
членов Комиссии:
«...» (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ООО «Лидер-Строй»: «...»,
ПАО «Туполев»: «...»,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «ЛИДЕР-СТРОЙ» от 29.05.2020 № 05 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Туполев» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объекте: «Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО «Туполев», г. Москва» (извещение № 32008958052), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «ЛИДЕР-СТРОЙ» (далее — Заявитель) от 29.05.2020 № 05 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Туполев» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объекте: «Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО «Туполев», г. Москва» (извещение № 32008958052) (далее — Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГК «Ростех» (далее – Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
-
-
Извещение о проведении Конкурс, конкурсная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 05.03.2020;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 1 371 339 250 рублей;
-
Дата окончания подачи заявок — 23.03.2020;
-
Дата подведения итогов Конкурса — 06.04.2020;
-
На участие в Конкурсе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям Документации.
-
-
В ходе заседания 08.06.2020 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 09.06.2020.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение не заключать договор с Заявителем, заявка которого признана соответствующей требованиям Документации и провести повторную процедуру закупки.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно подпункту 11.8.1(10) Положения о закупке конкурентная закупка признается несостоявшейся, если по результатам рассмотрения заявок (отборочная стадия), поданных на конкурентный способ закупки (подп. 12.8.14(2) Положения), закупочной комиссией (далее – ЗК) принято решение о признании только 1 (одной) заявки соответствующей требованиям извещения, документации о закупке.
В соответствии с подпунктом 11.8.7 Положения о закупке в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся по основаниям, указанным в подпунктах 11.8.1(10), 11.8.1(16), 11.8.1(18) Положения о закупке и принятия ЗК решения о соответствии указанной заявки и участника процедуры закупки всем установленным требованиям, ЗК вправе:
1. принять решение о заключении договора с участником закупки, в отношении которого ЗК было принято решение о соответствии участника процедуры закупки и его заявки и всем установленным требованиям (п. 11.7.4 Положения);
2. принять решение о проведении повторной закупки;
3. отказаться от проведения закупки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 29.05.2020 № 31908571568-02 (далее – Протокол) на участие в конкурсе подана одна заявка Заявителя, признанная соответствующей требованиям документации. При этом согласно Протоколу закупку несостоявшейся, так как требованиям документации о закупке соответствует только одна заявка, поданная на участие в закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил Документы и пояснил, что Заказчиком принято решение о проведении повторной процедуры на основании требований Положения о закупках, поскольку заявка Заявителя признана единственной соответствующей требованиям Документации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Таким образом, по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у заказчика возникает обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям Документации.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседание Комиссии ФАС не представил доказательств опровергающих довод Жалобы.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего положения о праве Заказчика не заключать договор в случае признания Конкурса несостоявшимся (при наличии хотя бы одной заявки) Положения о закупках, нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Дополнительно сообщаем, что текст Жалобы не содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
-
-
Признать жалобу ООО «Лидер-Строй» (ИНН: 6213009640, ОГРН: 1106215000946) от 29.05.2020 № 05 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Туполев» (ИНН: 7705313252, ОГРН: 1027739263056) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объекте: «Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО «Туполев», г. Москва» (извещение № 32008958052) обоснованной.
-
Признать в действиях ПАО «Туполев» нарушение части 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать ПАО «Туполев» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 08.06.2020 № 223ФЗ-440/20.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.