Решение №28/63053/23 Решение № 223ФЗ-295/23 от 7 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-295/23
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЖДКСЭ»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»
02.08.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,
членов Комиссии ФАС России:
<...>,
<...>,
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: <...>,
ООО «ЖДКСЭ»: <...>,
представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «ЖДКСЭ» от 14.07.2023 № 10/2023, направленную письмом Московского УФАС России от 19.07.2023 № НП/30594/23, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса
в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте Забайкальской дирекции инфраструктуры (извещение № 1201/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «ЖДКСЭ» (далее – Заявитель)
от 14.07.2023 № 10/2023, направленная письмом Московского УФАС России
от 19.07.2023 № НП/30594/23, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте Забайкальской дирекции инфраструктуры (извещение
№ 1201/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)
(далее – Жалоба, Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной
или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, конкурсной документацией (далее – Документация):
-
извещение размещено на сайте Оператора – 31.05.2023;
-
начальная (максимальная) цена договора – 146 111 002,80 руб.;
-
дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 20.06.2023;
-
на участие в Конкурсе поданы заявки трех участников закупки;
-
дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе
– 05.07.2023; -
по результатам рассмотрения заявок к участию в закупке допущены
все поданные заявки; -
дата подведения итогов – 06.07.2023;
-
по результатам подведения итогов Конкурса победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки «1» с предложением о цене договора в размере 140 997 117,71 руб.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 25.07.2022 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения продлен до 02.08.2023.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом применившего порядок оценки по подкритерию «Опыт участника 1» критерия «Квалификация участника» (далее – Подкритерий) при расчете баллов заявке Заявителя.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией
о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого
по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.
В соответствии с пунктами 2.1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию, согласно которому оценка заявок участников закупки осуществляется следующим образом:
«Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым (j-ым) участником в составе заявки в соответствии с п. 1.9.1 конкурсной документации следующим образом:
Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником строительно-монтажных работ при осуществлении строительства и/или капитального ремонта и/или реконструкции и/или модернизации
на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:
, где
j = 1…n, n – количество участников;
Б j – количество баллов j-го участника;
Цj Σ опыт – стоимость выполненных j-ым участником строительно-монтажных работ при осуществлении строительства и/или капитального ремонта
и/или реконструкции и/или модернизации (без учета НДС);
Ц нач.макс. – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).
10 – максимально возможное количество баллов.
В случае, если стоимость выполненных строительно-монтажных работ
при осуществлении строительства и/или капитального ремонта и/или реконструкции и/или модернизации равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику сразу присваивается 10 баллов».
Подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации оценка заявок участников закупки осуществляется, в том числе на основании документов, подтверждающих наличие у участника опыта выполненных
строительно-монтажных работ при осуществлении строительства и/или капитального ремонта и/или реконструкции и/или модернизации на объектах железнодорожного пути:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной
в приложении № 1.3 к конкурсной документации о наличии требуемого опыта;
- акты о выполнении работ;
- договоры на выполнение работ (предоставляются все листы договоров
со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
- документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления
в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами,
не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.);
-документы, подтверждающие оплату по договору (выписки
из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в Форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной
в приложении № 1.3 документации о закупке, с отметкой обслуживающего банка об исполнении, заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, и/или копии актов приёмки исполненных обязательств в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключенных с ОАО «РЖД» или его дочерними обществами.)
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок
от 05.07.2023 № № 1201/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23/1 Заказчиком заявке Заявителя («Участник № 2») по Подкритерию присвоено 8,82 балла.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что Заказчиком неправомерно не учтены в полном объеме сведения по договору
от 24.03.2022 № 8/2022 (далее – Договор), представленного Заявителем в качестве подтверждения наличия опыта по Подкритерию, поскольку Заказчиком к оценке
не приняты сведения по актам выполненных работ от 31.05.2023 КС-3 № 10,
от 31.05.2023 КС-3 № 13 (далее – Акты), ввиду отсутствия документов, подтверждающих оплату по Актам, что, по мнению Заявителя,
не свидетельствуют об отсутствии опыта оказания услуг по предмету Конкурса,
а следовательно требование о предоставлении документов, подтверждающих оплату в рамках Подкритерия является избыточными и ограничивающими количество участников закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что Заявителем в составе заявки представлены форма сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров (далее – Форма сведений), содержащая сведения о Договоре на общую сумму 130 810 513,32 руб., подтвержденные представленными Заявителем в составе заявки актами выполненных работ по Договору.
Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что Заявителем в составе заявки представлены документы, подтверждающие оплату по актам выполненных работ к Договору на общую сумму 107 424 407,24 руб., в связи с чем Заказчиком к оценке приняты исключительно акты выполнения работ, по которым произведена оплата.
Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено,
положение Документации в части предоставления в составе заявок участников закупки документов, подтверждающих оплату по договорам, представляемым
в рамках Подкритерия, является избыточным и ограничивающим количество участников закупки, поскольку наличие опыта оказания услуг по предмету Конкурса, а также стоимость оказания таких услуг по договору можно определить на основании акта приемки оказанных услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что само по себе составление и подписание сторонами акта оказанных услуг устанавливает фактическое участие контрагента в исполнении принятых на себя обязательств по договору, что, в свою очередь, уже свидетельствует о факте оказания услуг в соответствии с условиями заключенного договора, в связи с чем акта оказания услуг достаточно для подтверждения опыта по оцениваемому Подкритерию (если иное не предусмотрено договором).
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом осуществившего оценку заявки Заявителя
по Подкритерию, ввиду установления ненадлежащго порядка оценки заявок
в части предоставления документов, подтверждающих оплату по договорам, представляемым в рамках Подкритерия, противоречат положениям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения части 6 статьи 3
Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «ЖДКСЭ» (ИНН: 4230004896;
ОГРН: 1124230000828) от 14.07.2023 № 10/2023, направленную письмом Московского УФАС России от 19.07.2023 № НП/30594/23, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте Забайкальской дирекции инфраструктуры (извещение № 1201/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной. -
Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения,
в соответствии с принятым решением от 02.08.2023 № 223ФЗ-295/23. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления
контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 02.08.2023 № 223ФЗ-295/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России:
Члены Комиссии ФАС России: |
<...>
<...>
<...> |