Решение №28/43782/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-266/21 от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ(ред. от 05.04.2021)"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-266/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО Институт «Газэнергопроект» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.05.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: <...>,

ООО Институт «Газэнергопроект»: <...>,

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения посредством системы
видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО Институт «Газэнергопроект» от 19.05.2021 № 381-ГП-21, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 19.05.2021 № 78/13836/21, на действия (бездействие) заказчика ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектных работ по разработке рабочей документации, конструкторской документации на нестандартное оборудование и строительно-монтажных работ по реконструкции комплекса обработки осадка со строительством двух линий сжигания на Центральной станции аэрации по адресу: СанктПетербург, Кировский район, о. Белый, д. 1 (извещение № 32110259415), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО Институт «Газэнергопроект»
(далее - Заявитель) от 19.05.2021 № 381-ГП-21, направленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 19.05.2021 № 78/13836/21, на действия (бездействие) заказчика ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектных работ по разработке рабочей документации, конструкторской документации на нестандартное оборудование и строительно-монтажных работ по реконструкции комплекса обработки осадка со строительством двух линий сжигания на Центральной станции аэрации по адресу: СанктПетербург, Кировский район, о. Белый, д. 1 (извещение № 32110259415) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация
о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения
об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением
о закупке, за исключением случаев, предусмотренных
частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Водоканал
Санкт-Петербурга», утвержденным приказом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от
29.05.2020 № 80 в редакции от 02.04.2021 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении закупочной процедуры (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 30.04.2021;

      2. Начальная (максимальная) цена договора – 7 426 951 319,42 рублей;

      3. Дата окончания срока подачи заявок – 20.05.2021;

      4. Дата рассмотрения заявок – 27.05.2021;

      5. Дата подведения итогов – 27.05.2021.

В ходе рассмотрения Жалобы 24.05.2021 Комиссией ФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы Заявителя объявлен перерыв
до 25.05.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, поскольку Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по критериям «Аналогичный опыт выполнения проектных работ», «Аналогичный опыт поставки», «Аналогичный опыт выполнения строительно-монтажных работ», поскольку:

  1. Заказчиком к оценке принимаются исключительно договоры, исполненные в полном объеме;

  2. Заказчиком в Документации не предусмотрена пропорциональная зависимость между предметом оценки по установленным критериям и начисляемым количеством баллов участнику закупки.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением
о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по критериям «Аналогичный опыт выполнения проектных работ», «Аналогичный опыт поставки», «Аналогичный опыт выполнения строительно-монтажных работ», поскольку Заказчиком к оценке принимаются исключительно договоры, исполненные в полном объеме.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Разделом 12 тома 2 Документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в том числе критерии «опыт выполнения проектных работ», «опыт поставки», «опыт выполнения строительно-монтажных работ».

Согласно пункту 2 раздела 12 тома 2 Документации по критериям «Аналогичный опыт выполнения проектных работ», «Аналогичный опыт поставки», «Аналогичный опыт выполнения строительно-монтажных работ» к оценке принимаются исключительно договоры, исполненные в полном объеме с приложением:

- копий контрактов /договоров, копий заданий на проектирование, дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам, со всеми приложениями, копиями актов сдачи-приемки проектной продукции (либо иного документа, предусмотренного положениями о приемке выполненных работ, подтверждающего факт сдачи и приемки выполненных работ) по заявленным договорам/контрактов;

- копий контрактов /договоров, дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам, со всеми приложениями, копиями накладных, актов выполненных работ (КС-2,КС-3) (либо иного документа, предусмотренного положениями о приемке оборудования и выполненных работ, подтверждающего факт сдачи и приемки оборудования и выполненных работ), по представленному договору/контракту.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что требование о предоставлении в составе заявки договоров является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по предмету договора, а также позволяет определить объем выполненных работ, подлежащих к оценке.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.

Учитывая изложенное, а также изучив положения Документации, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по критериям «Аналогичный опыт выполнения проектных работ», «Аналогичный опыт поставки», «Аналогичный опыт выполнения строительно-монтажных работ», поскольку Заказчиком в Документации не предусмотрена пропорциональная зависимость между предметом оценки по установленным критериям и начисляемым количеством баллов участнику закупки.

Пунктом 3.2.1 раздела 12 тома 2 Документации установлен следующий рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Аналогичный опыт выполнения проектных работ»:

«Общая стоимость работ по разработке проектной и/или рабочей документации по строительству или реконструкции или капитальному ремонту объектов утилизации и/или обезвреживания и/или деструкции сточных вод и их осадка, а так же других видов отходов термическим способом, которые выполнены в рамках договоров и/или контрактов генподряда и/или субподряда, исполненных участником в полном объеме в период с 2016 года до даты окончания подачи заявок:

- от 0 до 99 999 999,99 рублей с НДС – 0 баллов;

- от 100 000 000,00 до 149 999 999,99 рублей с НДС – 35 баллов;

- от 150 000 000,00 до 199 999 999,99 рублей с НДС – 70 баллов;

- от 200 000 000,00 рублей с НДС и более – 100 баллов».

Пунктом 3.2.2 раздела 12 тома 2 Документации установлен следующий рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Аналогичный опыт выполнения поставки оборудования»:

«Общая стоимость поставки с монтажом и/или шеф-монтажом и/или пуско-наладкой оборудования по утилизации и/или обезвреживанию и/или деструкции сточных вод и их осадка, а так же других видов отходов термическим способом, которая выполнена в рамках договоров и/или контрактов, исполненных участником в полном объеме в период с 2016 года до даты окончания подачи заявок:

- от 0 до 2 499 999 999,99 рублей с НДС – 0 баллов;

- от 2 500 000 000,00 до 2 999 999 999,99 рублей с НДС – 35 баллов;

- от 3 000 000 000,00 до 3 499 999 999,99 рублей с НДС – 70 баллов;

- от 3 500 000 000,00 рублей с НДС и более – 100 баллов».

Пунктом 3.2.3 раздела 12 тома 2 Документации установлен следующий рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Аналогичный опыт выполнения строительных работ»:

«Общая стоимость строительно-монтажных работ по строительству или реконструкции или капитальному ремонту объектов утилизации и/или обезвреживания и/или деструкции сточных вод и их осадка, а так же других видов отходов термическим способом, которые выполнены в рамках договоров и/или контрактов генподряда и/или субподряда, исполненных участником в полном объеме в период с 2016 года до даты окончания подачи заявок:

- от 0 до 49 999 999,99 рублей с НДС – 0 баллов;

- от 50 000 000,00 до 99 999 999,99 рублей с НДС – 35 баллов;

- от 100 000 000,00 до 149 999 999,99 рублей с НДС – 70 баллов;

- от 150 000 000,00 рублей с НДС и более – 100 баллов».

Так, например, по критерию «Аналогичный опыт выполнения поставки оборудования», в случае предоставления участником закупки сведений, подтверждающих наличие опыта поставки оборудования на сумму
2 499 999 999,99 рублей с НДС, такому участнику закупки будет присвоено 0 баллов, при этом участнику закупки, предоставившему сведения, подтверждающие наличие опыта поставки оборудования на сумму 2 500 000 000,00 рублей с НДС – 35 баллов.

Вместе с тем, изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия ФАС России установила, что в вышеуказанном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между предметом оценки по установленным критериям и начисляемым количеством баллов участнику закупки, поскольку участник закупки, представший договоры, например, подтверждающие наличие опыта поставки оборудования на сумму
2 000 000 000,00 рублей с НДС согласно указанному критерию получит 0 баллов, что не позволяет участнику набрать максимальное количество баллов и не соответствует требованиям Закона о закупках.

Кроме того, иной подход не отвечал бы самой цели Закона о закупках, предусмотренной в статьей 1 Закона о закупках (развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по критериям «Аналогичный опыт выполнения проектных работ», «Аналогичный опыт поставки», «Аналогичный опыт выполнения строительно-монтажных работ», что не позволяет объективно сопоставить заявки участников Конкурса, нарушает пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО Институт «Газэнергопроект»
(ИНН: 7728589306; ОГРН: 1067746822142) от 19.05.2021 № 381-ГП-21, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 19.05.2021
№ 78/13836/21, на действия (бездействие) заказчика ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ( 
ИНН: 7830000426; ОГРН: 1027809256254) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектных работ по разработке рабочей документации, конструкторской документации на нестандартное оборудование и строительно-монтажных работ по реконструкции комплекса обработки осадка со строительством двух линий сжигания на Центральной станции аэрации по адресу: СанктПетербург, Кировский район, о. Белый, д. 1 (извещение № 32110259415) обоснованной в части установления ненадлежащего порядка присвоения баллов.

2. Признать ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нарушившим
пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 25.05.2021 № 223ФЗ-266/21.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела
от 25.05.2021 № 223ФЗ-266/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 9102201633, ОГРН 1159102131781
ООО Институт «Газэнергопроект»
ИНН 7728589306, ОГРН 1067746822142
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254