Решение №28/99995/21 Решение 223ФЗ-598/21 от 24 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Московского УФАС России от 03.03.2020 по делу N 077/07/00-15862/2019Нарушение: п. 2 ч. 1 ст. 3, п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-598/21

по результатам рассмотрения жалобы САО «ВСК»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

19.11.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

АО «Почта России»: <...>, <...>,

САО «ВСК»: <...>, <...>,

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
САО «ВСК» от 11.11.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Почта России» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение № 32110782908),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба САО «ВСК»
(далее – Заявитель) от 11.11.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Почта России» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса
в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг
по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение
№ 32110782908) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися,
а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными
с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке,
за исключение
м случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4
Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России», утвержденным решением совета директоров АО «Почта России» (протокол от 20.09.2021
№ 11) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией
о закупке (далее – Документация):

  1. Извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 29.10.2021;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 615 922 504 рубля;

  3. Дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 23.11.2021;

  4. Дата завершения оценочной стадии – 02.12.2021;

  5. Дата подведения итогов Конкурса – 02.12.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке тако
го заказчика.

В ходе заседания 18.11.2021 Комиссией ФАС России в целях полного
и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв
до 19.11.2021.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю «Размер уставного капитала» (далее – Показатель № 1), «Среднее значение страховых выплат
к страховым премиям по ДМС в 2018 г., 2019 г., 2020 г.» (далее – Показатель
№ 2), «Средняя численность застрахованных лиц по одному договору ДМС
с юридическим лицом за 2020 г.» (далее – Показатель № 3), «Наличие дополнительных онлайн сервисов для застрахованных лиц и интерактивных инструментов для администрирования договора со стороны страхователя» критерия «Качество технического предложения и квалификация участника закупки» (далее – Показатель № 4) (далее – Критерий).

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке

и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных
в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно информационной карте Документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, а также величины
их значимости и порядок оценки заявок участников закупки.

1.1 В соответствии с Документацией при оценке заявок участников закупки по Показателю № 1 Критерия учитывается копия бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс страховой организации» за 2020 отчетный год (код Формы по ОКУД 0420125, раздел 3. Капитал, строка 41). При этом, сведения подтверждаются данными статистической формы отчетности участников, размещенными на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации (https://cbr.ru/statistics/insurance/).

Кроме того, расчет по Показателю № 1 Критерия осуществляется следующим образом: «15 000 000 тыс. руб. и более - 25 баллов, 10 000 000 тыс. руб. – 14 999 999 тыс. руб. – 15 баллов, 5 000 000 тыс. руб. - 9 999 999 тыс. руб. – 10 баллов, 4 999 999 и менее – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 25».

1.2 В соответствии с Документацией при оценке заявок участников закупки по Показателю № 2 Критерия учитываются сведения о деятельности страховщика за январь-декабрь 2018 г., 2019 г. и 2020 г. (код Формы по ОКУД 0420162, раздел 1, код строки 126, страница 3 и страница 10). При этом, сведения подтверждаются данными статистической формы отчетности Участника, размещенными на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации (https://cbr.ru/statistics/insurance/).

Кроме того, расчет по Показателю № 2 Критерия осуществляется следующим образом: «диапазон 70,00 - 79, 99 % – 25 баллов, диапазоны: 60,01- 69,99 % и 80-89,99% – 10 баллов, диапазоны: (60% и менее) и (90.00 % и более) – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 25».

1.3 В соответствии с Документацией при оценке заявки участника закупки по Показателю № 3 Критерия учитываются формы «Сведения
о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2020 г. (код формы по ОКУД 0420162, подраздел 7.2, страница 112, страница 6, страница 112, страница 5). При этом, сведения подтверждаются данными статистической формы отчетности Участника, размещенными на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации (https://cbr.ru/statistics/insurance/).

Кроме того, расчет по Показателю № 3 осуществляется следующим образом: «от 100 и более человек – 25 баллов, от 45 до 99 человек – 10 баллов,
от 0 до 44 человек – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 25».

1.4 В соответствии с Документацией при оценке заявок участников закупки по Показателю № 4 Критерия учитываются скриншоты работающих версий интернет ресурсов/мобильного приложения и предоставить тестовый доступ к указанным ресурсам.

К Пункту 1 предоставляются следующие данные:

ссылка на кабинет с официального сайта участника;

инструкция пользователя*;

снимок экрана и/или распечатка всех заявленных возможностей интернет ресурса**;

предоставление тестовой версии ресурса, позволяющей протестировать заявленный функционал интернет ресурса***.

К Пункту 2 предоставляются следующие данные:

– возможность скачивания мобильного приложения для Android
в Google Play и iOS в App Store (программа-магазин для поиска и загрузки приложений). Отсутствуют ограничения для скачивания мобильной версии приложения для Android и iOS;

– инструкция пользователя*;

– снимок экрана и/или распечатка предоставляемого сервиса демонстрацией возможностей, прописанных в пункте 2.**;

– предоставление тестовой версии ресурса, позволяющей протестировать заявленный функционал интернет ресурса.***.

К Пункту 3 предоставляются следующие данные:

– ссылка на интерфейсе для HR-менеджера с официального сайта участника;

– инструкция пользователя*;

– снимок экрана и/или распечатка всех заявленных возможностей интернет ресурса**;

– предоставление тестовой версии ресурса, позволяющей протестировать заявленный функционал интернет ресурса***;

– два или более писем от клиентов участника с подтверждением использования сервиса и реализации возможностей, указанных в пункте 3
в полном объеме.

Кроме того, расчет по Показателю № 4 Критерия осуществляется следующим образом: «Есть (подтверждение трех пунктов) – 25 баллов; Есть (подтверждение двух пунктов) – 10 баллов; Есть (подтверждение одного
и менее пунктов) – 0 баллов».

Вместе с тем, изучив указанные Показатели № 1, 2, 3, 4, а также установленный порядок оценки заявок участников закупки по соответствующим Показателям, Комиссия ФАС России установила, что вышеуказанный порядок ограничивает количество участников закупки, поскольку в порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между предметом оценки
по установленным критериям и начисляемым количеством баллов участников закупки, что свидетельствует об отсутствии объективности оценки
по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение при сопоставлении заявок таких участников, а также не позволяет однозначным образом выявить лучшее предложение.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по Показателям 1-4 Критерия, что нарушает пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

      1. Признать жалобу САО «ВСК» (ИНН: 7710026574;
        ОГРН: 1027700186062) от 11.11.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
        АО «Почта России» (ИНН: 7724490000, ОГРН: 1197746000000) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора
        на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан
        (извещение № 32110782908) обоснованной.

      2. Признать АО «Почта России» нарушившим пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
        на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением
        от 19.11.2021 № 223ФЗ-598/21.

      4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 19.11.2021 № 223ФЗ-598/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ОСАО "ВСК"
ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
АО "Почта России"
ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000