Решение №28/74512/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-316/22 от 8 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-316/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельнми видами юридических лиц»

 

03.08.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...> (далее – Заказчик): <...>, <...>,

<...>: <...>,

<...>: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 22.07.2022 № ИСХ-2207/22-1 на действия (бездействие) оператора электронной площадки <...> при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку продукции химических производств (извещение № 2814/ОАЭ-ЦДЗС/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 22.07.2022 № ИСХ-2207/22-1 на действия (бездействие) оператора электронной площадки <...> (далее – Оператор) при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку продукции химических производств (извещение № 2814/ОАЭ-ЦДЗС/22, размещенное на сайте
https://www.rts-tender.ru)
(далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон
о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг
и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с документацией о конкурентной закупке
(далее – Документация) заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.rts-tender.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов
с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: www.rts-tender.ru, регулируются
регламентом работы электронной площадки <...> для корпоративных закупок, утвержденным приказом генерального директора <...> № 59-П/22 от 21.07.2022 (далее – Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках
при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки
и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные
в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), Документацией, протоколами, составленными
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС)30.06.2022.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 41 186 760, 84 рублей.

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 18.07.2022.

  4. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Аукционе –
    11.08.2022.

  5. Дата подачи ценовых предложений – 12.08.2022.

  6. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
    в Аукционе – 19.08.2022.

  7. Дата подведения итогов – 19.08.2022.

Согласно доводу Жалобы, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором неправомерно возвращена заявка Заявителя.

Представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России
с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Документации и Регламента.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней.
За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 15 статьи 3.4 Закона о закупках в течение одного часа
с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке
с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки
и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк
в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере
обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа.
В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным
частью 15 статьи 3.4 Закона о закупках, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения соответствующей информации от банка.

Частью 9 дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки
с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018
№ 657 «Об утверждении дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки
с участием субъектов малого и среднего предпринимательства»
установлено, что Оператор направляет в банк информацию для прекращения блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки
в течение 1 часа в случае отклонения заявки на участие в конкурентной закупке, а также в случае отмены заказчиком конкурентной закупки.

В соответствии с пунктом 1.4 части 1 Документации размер обеспечения заявки на участие в закупке составляет 686 446, 01 рублей без НДС.

Пунктом 3.16.1 Документации установлено, что обеспечение аукционной заявки может быть представлено как в форме внесения денежных средств, так и в форме банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в Аукционе осуществляется участником Аукциона.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и сообщил, что Заявителем при подаче заявки на участие в Аукционе указан специальный счет № 40702810353000013766, открытый
в Банке ВТБ (ПАО) (далее – Специальный счет, Банк), на котором имелось достаточно денежных средств, необходимых для обеспечения заявки, вместе
с тем Оператором неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие
в Аукционе.

Представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что Оператором 18.07.2022 направлен запрос в Банк на блокировку денежных средств на Специальном счете, при этом Банком направлен ответ о превышении суммы блокировки над доступным остатком на Специальном счете, в связи с чем заявка Заявителя возвращена Оператором.

Учитывая изложенное, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено,
что 19.10.2021 Банком по запросу Оператора осуществлено блокирование денежных средств в размере 512 779, 28 рублей, являющихся обеспечением заявки Заявителя на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку материалов для проведения мероприятий по недопущению распространения и заражения вирусными инфекциями с номером извещения № 32110684486 (далее – Аукцион № 2).

При этом протоколом подведения итогов от 25.10.2021
№ 5029/ОАЭ-ЦДЗС/21/1 установлено, что Аукцион № 2 признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие подана одна заявка.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что прекращение блокирования денежных средств, являющихся обеспечением заявки Заявителя на участие в Аукционе № 2, произведено Банком по запросу Оператора 20.07.2022, что противоречит требованиям Закона о закупках.

Также представитель Оператора подтвердил, что Аукцион № 2
завершен на сайте Оператора в ручном режиме, в связи с чем запрос на прекращение блокирования направлен Оператором в Банк несвоевременно.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора и Заказчика, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Оператора, несвоевременно направившего запрос на прекращение блокирования денежных средств на специальном счете Заявителя при проведении Аукциона № 2, что впоследствии привело
к возврату заявку Заявителя при проведении Аукциона по причине недостаточности денежных средств на специальном счете Заявителя,
не соответствуют требованиям Закона о закупках, Документации и Регламента
и нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 22.07.2022 № ИСХ-2207/22-1 на действия (бездействие) оператора электронной площадки <...> при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку продукции химических производств (извещение № 2814/ОАЭ-ЦДЗС/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) необоснованной.

  2. Признать в действиях <...> нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
    на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 03.08.2022 по делу № 223ФЗ-316/22.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны