Решение №28/56728/23 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-266/23 от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-266/23

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Сити24»
на действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

12.07.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии –<...>.,

членов Комиссии ФАС России:

<...>.,

<...>.,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>. (доверенность от 30.11.2022
№ ЦДЗС-121/Д),

ООО «Сити24»: <...> (доверенность от 07.07.2023 № 7/23),

ООО «РТС-тендер»: <...>. (доверенность от 12.05.2022 № 21-48),

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ООО «Сити24» от 03.07.2023 № 10 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД»,
оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров на выполнение работ по замене систем пожарной сигнализации и систем пожаротушения, установленных на электропоездах (извещение № 671/ОКЭ-ЦДМВ/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Сити24» (далее – Заявитель)
от 03.07.2023 № 10 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик), оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер»
(далее – Оператор) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров на выполнение работ
по замене систем пожарной сигнализации и систем пожаротушения, установленных на электропоездах (извещение № 671/ОКЭ-ЦДМВ/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru)
(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено,
что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД»
от
07.03.2023 (протокол № 9) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 31.03.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 –
    61 171 239,60 руб., по лоту № 2 – 6 986 484 руб., по лоту № 3 –
    56 795 403,60 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 19.06.2023;

  4. На участие в Конкурсе по лоту № 1 подана 1 заявка, по лоту № 2 подано 2 заявки, по лоту № 3 подано 3 заявки;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 23.06.2023;

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию
    в Конкурсе по лоту № 1 допущен 1 участник закупки, по лоту № 2 допущен 1 участник закупки, по лоту № 3 допущены 2 участника закупки;

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе –
    27.07.2023;

  8. Дата подведения итогов Конкурса – 27.07.2023.

В ходе заседания 10.07.2023 Комиссией ФАС России с целью
изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен
до 12.07.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный
орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ,
услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением
требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, Оператора, поскольку ранее поданная заявка Заявителя оставлена без рассмотрения.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Оператора, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3.3 Закона о закупках оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации
о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до окончания срока подачи заявок, окончательных предложений.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней.
За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов
с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://www.rts-tender.ru, регулируются Регламентом работы электронной площадки ООО «РТС-тендер» для корпоративных закупок, утвержденным приказом Генерального директора от 26.04.2023 № 22-П/23 (далее – Регламент).

Пунктом 8.7 Регламента установлено, что заявки на участие в аукционе
с двумя частями заявки направляются участником закупки Оператору в форме двух электронных документов. Указанные электронные документы подаются одновременно.

В соответствии с пунктом 21.4 Регламента по наступлении времени окончания подачи заявок Оператор предоставляет Заказчику доступ к первым частям заявок для их рассмотрения.

При этом Комиссией ФАС России установлено, что 23.05.2023 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Ремтранссистем» на действия (бездействие) Заказчика при проведении Конкурса принято решение по делу
№ 223ФЗ-195/23 (далее – Решение)
о признании Заказчика нарушившим положения пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Вместе с тем
в соответствии с Решением выдано предписание от 23.05.2023 по делу
№ 223ФЗ-195/23
(далее – Предписание) об устранении выявленного нарушения,
а именно:

1. Заказчику, Оператору отменить протоколы, составленные в ходе
проведения Конкурса, уведомить участников об отмене указанных протоколов
(при наличии).

2. Заказчику внести изменения в Документацию в соответствии
с требованиями Закон
а о закупках, а также с учетом принятого Решения.

3. Заказчику, Оператору назначить новую дату и время окончания
срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новую дату рассмотрения первых
частей заявок, дату рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
в Конкурсе, новую дату подведения итогов Конкурса, а также разместить
на сайте Оператора указанную информацию в соответствии с Законом
о закупках, Положением
о закупке, Решением

При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе
должна быть назначена не ранее чем через 4 рабочих дня с даты совершения
действий, указанных в пункте 2 настоящего предписания.

4. Заказчику, Оператору продолжить проведение Конкурса
в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке,
Документации и с учетом Решения.

Вместе с тем Заказчиком в адрес ФАС России направлено уведомление
от 08.06.2023 б/н, свидетельствующее об исполнении Предписания в срок
и в полном объеме.

Согласно протоколу подведения итогов по лоту № 1 Конкурса
от 23.06.2023 № 671/ОКЭ-ЦДМВ/23/1 на участие в Конкурсе по лоту № 1 подана одна заявка участника закупки, в связи с чем Конкурс по лоту № 1 признан несостоявшимся.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком во исполнение Предписания на сайте Оператора опубликовано уведомление от 02.06.2023 б/н, свидетельствующее о внесении изменений
в Документацию, а также информирующее участников закупки о возможности изменить или отозвать заявку, поданную на участие в Конкурсе.

Дополнительно представитель Заявителя пояснил, что заявка на участие
в Конкурсе не отзывалась, изменения в состав заявки не вносились,
поскольку сведения содержащиеся в заявке актуальны на момент размещения вышеуказанного уведомления, в связи с чем Заказчиком неправомерно не принято к рассмотрению ранее поданная заявка Заявителя на участие в Конкурсе.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что Заказчик обладает информацией об участниках закупки
и о составе заяв
ок таких участников исключительно после направления Оператором заявок, поданных на участие в Конкурсе.

Так, Оператором предоставлен доступ к единственной заявке участника закупки по лоту № 1 Конкурса, которая рассмотрена Заказчиком в порядке, предусмотренном Документацией.

Вместе с тем представителем Заказчика на заседании Комиссии
ФАС России представлено письмо Оператора от 07.07.2023 № 1000, свидетельствующее о некорректной работе сайта Оператора, вследствие чего ранее поданные заявки участников по лоту № 1 Конкурса не направлены Заказчику на повторное рассмотрение.

Представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что 05.06.2023 информационная система Оператора подверглась воздействию DdoS-атак, что отразилось на корректности работы сайта Оператора,
в связи с чем Заказчику в период рассмотрения заявок по лоту № 1
Конкурса
не были доступны ранее поданные заявки участников Конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком не рассмотрены ранее поданные заявки участников закупки ввиду отсутствия доступа к таким заявкам участников закупки, связанного
с некорректной работ
ой сайта Оператора.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Конкурса, что нарушает часть 12
статьи 3.3 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Сити24» (ИНН: <...>;
ОГРН: <...>) от 03.07.2023 № 10 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД»
(ИНН: 7708503727; ОГРН: <...>) оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров на выполнение работ по замене систем пожарной сигнализации и систем пожаротушения, установленных на электропоездах (извещение № 671/ОКЭ-ЦДМВ/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) обоснованной.

2. Признать в действиях ООО «РТС-тендер» нарушение части 12
статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением
от 12.07.2023
по делу 223ФЗ-266/23.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии ФАС России: <...>

 

Члены Комиссии ФАС России: <...>

 

Связанные организации

ООО "РТС - тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "Сити24"
ИНН 2460224099, ОГРН 1102468033030