Решение №28/33521/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-205/21 от 26 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-205/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ПроектЭксперт» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

20.04.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок в составе: <...>(далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «Сбербанк»: <...>,

ООО «ПроектЭксперт»: <...>

представители АО «Сбербанк-АСТ» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу ООО «ПроектЭксперт» от 12.04.2021 № 24 на действия (бездействие) заказчика
ПАО «Сбербанк» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию (извещение № 32109979031),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ПроектЭксперт» (далее – Заявитель) от 12.04.2021 № 24 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию (извещение № 32109979031) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и
утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора,
являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе
предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках ПАО «Сбербанк России», утвержденным Решением
Наблюдательного совета ПАО «Сбербанк России» (далее - Положение
о закупках).

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, документацией о Конкурсе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. извещение о проведении Конкурса размещено в единой
        информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.02.2021;

      2. начальная (максимальная) цена договора по лоту № 8 - 163 096 305,18 рублей, по лоту № 9 - 122 067 947,82 рублей, по лоту № 10 - 43 645 845,10 рублей;

      3. дата окончания подачи заявок - 12.03.2021;

      4. на участие в Конкурсе подано: по лоту № 8 - 5 заявок; по лоту № 9 - 5 заявок; по лоту № 10 - 2 заявки;

      5. дата рассмотрения первых частей заявок - 16.03.2021;

      6. признаны соответствующими требованиям документации по
        результатам рассмотрения первых частей заявок по лотам №№ 8, 9, 10 все
        поданные заявки;

      7. дата рассмотрения вторых частей заявок - 23.03.2021;

      8. признаны соответствующими требованиям документации по
        результатам рассмотрения вторых частей заявок по лотам №№ 9, 10 все
        поданные заявки; по лоту № 8 - 4 заявки;

      9. дата подведения итогов Конкурса - 30.03.2021;

      10. победителем Конкурса по лоту № 8 признано ООО «АМАЗОН»
        с предложением о цене договора 150 048 600,77 рублей, по лоту № 9 -
        ООО «ОЛИМПИЯ» с предложением о цене договора 112 656 509,04 рублей, по лоту № 10 - Заявитель с предложением о цене договора 42 074 594,68.

В ходе рассмотрения Жалобы 16.04.2021 Комиссией ФАС в целях
полного и всестороннего рассмотрения Жалобы Заявителя объявлен перерыв до 20.04.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган впорядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика призакупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки снарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единойинформационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

  1. Заказчиком ненадлежащим образом оформлен протокол подведения итогов;

  2. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках,
следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом
оформлен протокол подведения итогов.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при
закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом
информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках
протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем
этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных
предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о
присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению
значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок
(в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

Аналогичное положение предусмотрено в Приложении № 5 Положения о закупках.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что протокол
подведения итогов от 02.04.2021 № 26-1 не содержит присвоенных Заказчиком

значений по каждому из предусмотренных Документацией критериев оценки заявок на участие в Конкурсе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, противоречат
пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава
административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об
административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом
осуществлена оценка заявки Заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и
сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к
участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к
условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Разделом 6 Документации установлен порядок и методика
сопоставление заявок
.

2.1 В соответствии с пунктом 2 раздела 6 Документации установлен
следующий порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Опыт
работы»:

«Опыт участника исчисляется исходя из продолжительности оказания участником услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем жизнеобеспечения.

Под комплексным техническим обслуживанием инженерных систем жизнеобеспечения (далее – КТО ИСЖ) понимается обслуживание основных инженерных систем объекта недвижимости в составе не менее: система
электроснабжения, система теплоснабжения, система водоснабжения/
водоотведения, система вентиляции/кондиционирования.

Подтверждение вышеуказанного критерия осуществляется путем
предоставления копий договоров на обслуживание инженерных систем, а также
подписанных сторонами актов сдачи-приемки выполненных работ на
обслуживание инженерных систем.

В случае, если предоставленные документы не содержат сведений об
обслуживании всего комплекса инженерных систем в составе не менее: система электроснабжения, система теплоснабжения, система водоснабжения/
водоотведения, система вентиляции/кондиционирования, либо в случае если
предоставленные документы не содержат сведения, позволяющие исчислить период оказания услуг, Банк вправе не рассматривать такие документы и не учитывать их в расчете критерия.

Расчет критерия осуществляется исходя из продолжительности КТО ИСЖ за последние пять календарных лет.

В случае, если общая продолжительность КТО ИСЖ за последние пять календарных лет составляет менее одного года (1 – 11 месяцев) значение критерия принимается равным – 0,3.

В случае, если общая продолжительность КТО ИСЖ за последние пять календарных лет составляет от одного года до двух лет включительно (12 – 24 месяца) значение критерия принимается равным – 0,8.

В случае если общая продолжительность КТО ИСЖ за последние пять календарных лет составляет более двух лет (25 месяцев и более) значение
критерия принимается равным – 1.

Значимость критерия: 20%».

Вместе с тем изучив указанный порядок оценки заявок участников
закупки, Комиссия ФАС России установила, что в вышеуказанном порядке
оценки отсутствует пропорциональная зависимость между предметом оценки по установленным критериям и начисляемым количеством баллов участнику
закупки, поскольку участникам закупки, представившим различные сведения об опыте работ по предмету закупки, например 2 года и 5 лет, будет присвоено одинаковое количество баллов, что свидетельствует об отсутствии
объективности оценки по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение при сопоставлении заявок таких участников, а также не позволяет однозначным образом выявить лучшее предложение.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что
по вышеуказанному критерию отсутствует максимальное предельное значение, которое могло бы обеспечить выбор наиболее выгодного предложения.

Также,  согласно Документации в рамках критерия «Опыт работы»
Заказчиком будут оцениваться исключительно договоры, содержащие сведения о выполнении работ по обслуживанию всех систем, указанных в
вышеназванном критерии, в связи с чем, исходя из указанного критерия, иные договоры, в том числе содержащие сведения об обслуживании только системы электроснабжения или только системы теплоснабжения и водоснабжения не
будут учтены Заказчиком при расчете баллов заявок участников закупки,
представивших такие договоры.

2.2 Согласно пункту 3 раздела 6 Документации оценка заявок
участников Конкурса по критерию «Договорные объемы» осуществляется
следующим образом:

«Под критерием «Договорные объемы» понимается общая площадь объектов (объекта) недвижимости, на которых участник за последние 12
месяцев осуществлял комплексное техническое обслуживание инженерных
систем жизнеобеспечения.

Подтверждение критерия «Договорные объемы» осуществляется путем предоставления копий договоров на обслуживание инженерных систем, а также подписанных сторонами актов сдачи-приемки выполненных работ на
обслуживание инженерных систем.

Под комплексным техническим обслуживанием инженерных систем жизнеобеспечения понимается обслуживание основных инженерных систем объекта недвижимости в составе не менее: система электроснабжения, система теплоснабжения, система водоснабжения/водоотведения, система вентиляции/кондиционирования.

Копии предоставляемых договоров должны содержать сведения, позволяющие исчислить общую площадь обслуживаемых объектов недвижимости, в противном случае Банк вправе не рассматривать такие договоры и не учитывать их в расчете критерия.

Оценка осуществляется по формуле:

Вi/Вmax,

где:

Вi- предложение участника;

Вmax- максимальное из предложений участников.

Значимость критерия: 30 %».

Вместе с тем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности вышеуказанного порядка оценки, поскольку участник закупки, представивший в составе заявки копии договоров на
обслуживание инженерных систем, заключенных ранее 12 месяцев до даты окончания подачи заявок, например за 13 месяцев, получит 0 баллов по
вышеуказанному критерию оценки, что не соответствует правовой природе оценки заявок участников.

Кроме того, Комиссия ФАС России установила, что  согласно
Документации в рамках критерия «Договорные объемы»  Заказчиком будут
оцениваться исключительно договоры, содержащие сведения об выполнении работ по обслуживанию всех систем, указанных в вышеназванном критерии, в связи с чем, исходя из указанного критерия, иные договоры, в том числе

содержащие сведения об обслуживании только системы электроснабжения или только системы теплоснабжения и водоснабжения не будут учтены Заказчиком при расчете баллов заявок участников закупки, представивших такие договоры.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по критериям «Опыт работы», «Договорные объемы», что не позволяет объективно сопоставить заявки участников Конкурса, и как
следствие, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя по указанным критериям, нарушают часть 6 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного
правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена
частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

1. Признать жалобу ООО «ПроектЭксперт» (ИНН: 7203241406;
ОГРН: 1097232031346) от 12.04.2021 № 24 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк» (ИНН: 7707083893; ОГРН: 1027700132195) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только
субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения
договора на выполнение работ по комплексному эксплуатационно-
техническому обслуживанию (извещение № 32109979031) обоснованной.

2. Признать ПАО «Сбербанк» нарушившим часть 6 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4, пункт 6 части 14 статьи 3.2 Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 20.04.2021
по делу № 223ФЗ-
205/21 не выдавать, поскольку предписание ранее выдано по делу от 20.04.2021 № 223ФЗ-204/21.

4. Материалы дела от 20.04.2021 № 223ФЗ-205/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушений не передавать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, поскольку соответствующие материалы ранее переданы по делу от 20.04.2021 № 223ФЗ-204/21.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ООО «ПроектЭксперт»
ИНН 7203241406, ОГРН 1097232031346
ПАО Сбербанк
ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195
АО «Сбербанк - АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441