Решение №28/90680/22 Решение 223ФЗ-382/22 от 30 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-382/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

28.09.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 20.09.2022 № 157/22 на действия (бездействие) заказчика <...>
при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «ЛЭП-10 Кв в ячейке № 3 (фидер Ф-4-10 кВ)
и в ячейке № 5 (фидер Ф-6-10 кВ) РУ-10 кВ от ТП Чик, Новосибирской ЭЧ. Технологическое присоединение ЭПУ по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, р.п. Чик, АО «РЭС», расположенному в границах
Западно-Сибирской железной дороги» (извещение № 1367/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
от 20.09.2022 № 157/22 на действия (бездействие) заказчика <...>
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «ЛЭП-10 Кв в ячейке № 3
(фидер Ф-4-10 кВ) и в ячейке № 5 (фидер Ф-6-10 кВ) РУ-10 кВ от ТП Чик, Новосибирской ЭЧ. Технологическое присоединение ЭПУ по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, р.п. Чик, АО «РЭС», расположенному
в границах Западно-Сибирской железной дороги» (извещение № 1367/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений
части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими
правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (в редакции от 30.06.2022 протокол № 20) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):

1. Извещение размещено на сайте Оператора – 31.08.2022.

2. Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) – 367 770 924 руб.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 27.09.2022.

4. На участие в Конкурсе подано 2 заявки.

5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 10.10.2022.

6. Дата подведения итогов Конкурса – 11.10.2022.

В ходе заседания 27.09.2022 Комиссией ФАС России в целях полного
и всестороннего изучения Жалобы объявлен перерыв до 28.09.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном
в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритериям «Опыт участника», «Квалификация персонала», «Наличие производственных мощностей» критерия «Квалификация участника».

2. Заказчиком размещена проектная документация не в полном объеме.

3. Заказчиком в Документации неправомерно установлено право Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки.

4. Заказчиком неправомерно установлено требование к составу заявки
о предоставлении сведений об опыте выполнения работ в части указания «Наличия жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи
с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору», «Сведения
об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений».

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены
в подпунктах 2, 3 пункта 32 Положения о закупке.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритериям «Опыт участника», «Квалификация персонала», «Наличие производственных мощностей» критерия «Квалификация участника».

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом
понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией
о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных
в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в такой закупке.

1.1 Пунктом 2.1.1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Опыт участника 1»
(далее – Подкритерий № 1) критерия «Квалификация участника», согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии с пунктом 1.9.2 Документации следующим образом:

Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения
и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления
и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач
и/или выполнения строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения, включая поставку оборудования на максимальную
из предложенных участниками стоимость выполненных строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач и/или выполнения строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения, включая поставку оборудования, по формуле:

Цj Σ опыт

Б j = ───────── *15 , где:

Ц Σ max

 

Б j – количество баллов j-го участника;

Цj Σ опыт – стоимость выполненных j-ым участником строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач и/или выполнения
строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения
и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно-монтажных работ
по объектам технологического присоединения и/или электрификации
и/или электроснабжения, включая поставку оборудования (без учета НДС);

Ц Σ maх– максимальная стоимость выполненных строительно-монтажных работ
на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач и/или выполнения строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения, включая поставку оборудования из всех предложенных участниками.

15 – максимально возможное количество баллов по подкритерию 2.1.1.

1.2 Пунктом 2.1.2 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Опыт участника 2» (далее – Подкритерий № 2) критерия «Квалификация участника», согласно которому:

Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4
к конкурсной документации следующим образом:

Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения
и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта комплекса строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения, включая поставку оборудования на максимальную
из предложенных участниками стоимость выполненных строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения
и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения
на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта комплекса строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения, включая поставку оборудования, по формуле:

Цj Σ опыт ж/д

Б j = ───────── *5, где:

Ц Σ max ж/д

Б j – количество баллов j-го участника;

Цj Σ опыт ж/д – стоимость выполненных j-ым участником строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения
на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта комплекса строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения, включая поставку оборудования (без учета НДС);

Ц Σ max ж/д – максимальная стоимость выполненных строительно-монтажных работ
на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения
и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения
на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта комплекса строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения, включая поставку оборудования из всех предложенных участниками.

5 – максимально возможное количество баллов по подкритерию 2.1.2.

Подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлено,
что оценка заявок участников закупки осуществляется на основании документов, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных и кабельных линий электропередач инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств воздушных
и кабельных линий электропередач инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта
комплекса строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно монтажных работ по объектам технологического присоединения
и/или электрификации и/или электроснабжения, включая поставку оборудования
,
а именно:

1) документ, подготовленный в соответствии с формой сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 к Документации о наличии требуемого опыта;

2) акты о выполнении работ и/или акты о выполнении работ и накладные
о поставке товаров;

3) договоры на выполнение работ и/или договоры на выполнение работ, включая поставку товаров (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

4) документы, подтверждающие оплату по договору (выписка
из обслуживающего банка по расчетному счету участника конкурса, подтверждающая факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 к Документации,

с отметкой обслуживающего банка об исполнении);

5) документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления
в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками конкурса (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритериям №№ 1, 2, поскольку Заказчиком не установлено предельное максимальное количество договоров по предмету закупки, подлежащих оценке,
что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритериям №№ 1, 2 направлен на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить лучшее предложение возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений с помощью формулы, установленной в пунктах 2.1.1 и 2.1.2 приложения № 1.4 к Документации.

Кроме того, исходя из условий Документации, на стороне одного участника
может выступать несколько лиц. В указанном случае оценка заявки такого участника
на соответствие требованиям осуществляется в совокупности на основании
сведений в отношении всех лиц, выступающих на стороне такого участника,
что нацелено на предоставление участникам наиболее широких возможностей
для участия в Конкурсе.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы
в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

1.3 Пунктом 2.2 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация персонала»
(далее – Подкритерий № 3) критерия «Квалификация участника», согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и представленных в заявках участников.

Оценивается путем деления количества специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV имеющихся у каждого (j-ого) участника
на максимальное количество специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV, из всех имеющихся у участников:

Пj

Aj = ──── *5,

Пmax

где:

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника;

Пj – количество специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV имеющихся у каждого (j-ого) участника;

Пmax – максимальное количество специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV из всех имеющихся у участников.

5 – максимально возможное количество баллов по критерию.

Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлено,
что оценка заявок участников закупки осуществляется на основании документов, подтверждающих наличие у участника специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV, а именно:

документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации
с приложением согласий на обработку персональных данных каждого специалиста;

копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии участника необходимо представить:

действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности;

действующий приказ руководителя участника о назначении комиссии участника для проведения проверки знаний у электротехнического
и/или электротехнологического персонала участника, а также документы, подтверждающие наличие у членов комиссии группы по электробезопасности
и прохождения проверки знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные комиссией органа Федеральной службы по экологическому контролю, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии органа Ростехнадзора необходимо представить:

действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности».

1.4 Пунктом 2.3 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация персонала»
(далее – Подкритерий № 4) критерия «Квалификация участника», согласно которому:

«Оценивается путем деления количества рабочих следующих профессий:

электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения
и контактной сети с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

машинист крана автомобильного с группой допуска по электробезопасности
не ниже III;

машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами
с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, имеющихся у каждого (j-ого) участника
на максимальное количество рабочих (в совокупности) следующих профессий:

электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения
и контактной сети с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

машинист крана автомобильного с группой допуска по электробезопасности
не ниже III;

машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами
с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, из всех имеющихся у участников:

 

Пj кс

Aj = ──── *3 +

Пmax кс

Пj мка

────── *3 +

Пmax мка

Пj жсм

────── *3+

Пmax жсм

Пj мкс

────── *3, где:

Пmax мкс

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника.

Пj – количество рабочих по профессиям:

Пj кс – электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

Пj мка – машинист крана автомобильного с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

Пj жсм – машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

Пj мкс – машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, имеющихся у каждого (j-ого) участника.

Пmax – максимальное количество рабочих по профессиям:

Пmax кс – электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

Пmax мка – машинист крана автомобильного с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

Пmax жсм – машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

Пmax мкс – машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, из всех имеющихся у участников;

12 – максимально возможное количество баллов по критерию.

Максимальное количество баллов в подтверждение каждой профессии, которое может быть присвоено участнику, равно 3».

Подпунктом 2.3 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлено,
что оценка заявок участников закупки осуществляется на основании документов, подтверждающих наличие у участника рабочих следующих профессий: электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения
и контактной сети с группой допуска по электробезопасности не ниже III; машинист крана автомобильного с группой допуска по электробезопасности не ниже III; машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска
по электробезопасности не ниже III; машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска по электробезопасности не ниже III , а именно:

документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации
с приложением согласий на обработку персональных данных каждого специалиста;

копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных в соответствии
с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии участника необходимо представить:

действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности;

действующий приказ руководителя участника о назначении комиссии участника для проведения проверки знаний у электротехнического
и/или электротехнологического персонала участника, а также документы, подтверждающие наличие у членов комиссии группы по электробезопасности
и прохождения проверки знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные комиссией Ростехнадзор
а.

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии органа Ростехнадзора необходимо представить:

действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности».

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритериям №№ 3, 4, поскольку Заказчиком не установлено предельное максимальное количество специалистов, подлежащих оценке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритериям №№ 3, 4 направлен
на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить лучшее предложение возможно путем сопоставления представленных участниками
закупки сведений с помощью формулы, установленной в пунктах 2.2 и 2.3 приложения № 1.4 к Документации.

Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствии
с пунктом 5.16 распоряжения ОАО «РЖД» от 07.11.2018 № 2364/р
«Об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств, железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» для обеспечения безопасности движения поездов
и сохранности инженерных коммуникаций работы в устройствах электроснабжения,
на действующих энергетических установках работы выполняются под руководством ответственного за производство работ, имеющего группу допуска
по электробезопасности не ниже IV.

Также, в соответствии с должностными обязанностями и особыми условиями допуска к работе, установленных Приказом Минтруда России от 06.10.2021 № 682н, Распоряжением ОАО «РЖД» от 16.02.2021 № 301/р «Об утверждении Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети» и иными нормативными документами предусмотрено наличие особого условия допуска к работе
по указанным профессиям – наличие допуска не ниже III группы
по электробезопасности.

В связи с вышеизложенным, привлечение к выполнению входящих в предмет Конкурса работ, связанных с электроустановками, лицами, не имеющими соответствующих групп допуска по электробезопасности будет являться прямым нарушением установленных требований по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках, и может повлечь за собой гибель людей и причинение значительного ущерба электрооборудованию Заказчика.

Таким образом, требование об оценке наличия у участников персонала, имеющего III и IV группы допуска по электробезопасности предусмотрено Заказчиком в целях исполнения законодательно установленных требований по безопасному проведению работ в электроустановках.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода Жалобы
в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

1.5 Пунктом 2.4 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Наличие производственных мощностей» (далее – Подкритерий № 5) критерия «Квалификация участника», согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, указанных в подпункте 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и представленных в заявках участников.

Оценивается путем деления количества строительной техники, указанной
в таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, имеющихся
у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество строительной техники, указанной в таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации
из всех имеющихся у участников:

Тj к

Aj = ──── *2,

Тmax к

где:

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника.

Тj – количество строительной техники по видам:

Тj к – кран.

Тmax – максимальное количество строительной техники по видам:

Тmax к – кран;

2 – максимально возможное количество баллов по критерию.

Тmax убм – универсальная бурильная машина (Бурильно-крановая машина);

6 – максимально возможное количество баллов по критерию.

Максимальное количество баллов в подтверждение каждого вида строительной техники, которое может быть присвоено участнику, равно 3.

В случае отсутствия у участника документов, указанных в подпункте 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и/или отсутствия производственных мощностей хотя бы одного вида строительной техники, указанного в таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации баллы по соответствующему виду строительной техники в формуле не начисляются».

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 5, поскольку Заказчиком не установлено предельное максимальное количество строительной техники, подлежащей к оценке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 5 направлен
на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить лучшее предложение возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений с помощью формулы, установленной в пункте 2.4 приложения № 1.4
к Документации.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы
в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком размещена проектная документация
не в полном объеме.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении
об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу положения части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 223 Положения о закупке.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе,
с проектной документацией.

В силу части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем)
и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные
и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности
и безопасности объектов капитального строительства.

Вместе с тем согласно пункту 11 части 12 статьи 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые
с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

При этом состав проектной документации определен частью 12 статьи 48 ГрК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
(далее – Постановление № 87).

В соответствии с пунктом 28 Постановления № 87 проектная документация
на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна содержать, в том числе раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства».

При этом в силу положений пункта 30 Постановления № 87 сметная документация, предусмотренная в пункте 28 Постановления № 87, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные
и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Таким образом, смета на строительство объектов капитального строительства
и сметная документация являются неотъемлемой частью проектной документации.

Согласно приложению № 1.1 «Техническое задание» к Документации НМЦД сформирована Заказчиком проектно-сметным методом, предусмотренным подпунктом
4 пункта 54 Положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 65 Положения о закупке проектно-сметный метод заключается в определении НМЦД на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с нормативными документами заказчика или методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, то в составе документации о закупке должна быть размещена проектно-сметная документация в полном объеме с целью обеспечения возможности участникам закупки ознакомиться с объемом и стоимостью подлежащих выполнению работ и сформировать свое ценовое предложение.

Согласно Извещению и Документации предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «ЛЭП-10 Кв в ячейке № 3 (фидер Ф-4-10 кВ) и в ячейке № 5 (фидер Ф-6-10 кВ) РУ-10 кВ от ТП Чик, Новосибирской ЭЧ. Технологическое присоединение ЭПУ по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, р.п. Чик, АО «РЭС»», расположенному в границах Западно-Сибирской железной дороги.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заказчиком размещена проектная документация не в полном объеме, а именно отсутствует раздел сметной документации, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил,
что Заказчиком размещена вся информация о работах по предмету Конкурса, необходимая участникам закупки для формирования заявки на участие
в закупочной процедуре.

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, положения Документации установила, что приложении № 1.7 «Проектная документация»
к Документации размещена только часть сведений, установленных пунктом 30 Постановления № 87, а именно отсутствуют сметные расчеты, что также подтверждено представителями Заказчика на заседании Комиссии ФАС России.

На основании изложенного, действия Заказчика, не разместившего проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлено
в Документации право Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки.

Пунктом 3.6.8 Документации установлено требование о том, что Заказчик вправе до подведения итогов закупки в письменной форме однократно (в отношении каждого документа/информации) запросить у участников закупки информацию
и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в документации о закупке.

В ходе рассмотрения заявок заказчик вправе потребовать от участников закупки разъяснения положений заявок. Запрос информации осуществляется
в обязательном порядке при необходимости уточнения информации, содержащейся
в заявке участника.
Ответ от участника закупки, полученный после даты, указанной в запросе, не подлежит рассмотрению.

Комиссией ФАС России установлено, что возможность получения дополнительной информации и документов, с учетом указанных положений Документации, полностью зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы у участников закупки, принимать решения о допуске/отклонении заявки участника при наличии несоответствий (неточностей) в составе заявки может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса
и создает преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении дозапроса документов.

Кроме того, выявление несоответствий (неточностей) в составе заявки могут повлиять на оценку заявок участников закупки при принятии решения о допуске (недопуске) заявки участника закупки, в связи с чем в случае несоответствия заявки требованиям Документации, такие заявки подлежат отклонению.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, предусмотревшего в Документации возможность осуществления дополнительного запроса информации и документов у участников Конкурса, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к составу заявки о предоставлении сведений об опыте выполнения работ в части указания «Наличия жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору», «Сведения об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений».

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров приложения № 1.3 Документации участнику закупки необходимо предоставить информацию, в том числе о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору, а также сведения об обоснованности
и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений.

Вместе с тем Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, пришла к выводу, что вышеуказанные требования к составу заявки не позволяют Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора, а также не являются подтверждением надлежащего исполнения участником закупки обязательств
по договору, заключаемого по результатам Конкурса.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к составу заявки участника закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 20.09.2022 № 157/22 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «ЛЭП-10 Кв в ячейке № 3 (фидер Ф-4-10 кВ) и в ячейке № 5 (фидер Ф-6-10 кВ) РУ-10 кВ от ТП Чик, Новосибирской ЭЧ. Технологическое присоединение ЭПУ по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, р.п. Чик, АО «РЭС», расположенному в границах Западно-Сибирской железной дороги» (извещение № 1367/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной в части:

неправомерного установления в Документации права Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки;

размещения проектной – сметной документации не в полном объеме;

неправомерного установления требования к составу заявки
о предоставлении сведений об опыте выполнения работ в части указания «Наличия жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи
с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору», «Сведения
об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений».

  1. Признать <...> нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9, пункты 1, 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  2. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии
    с принятым решением от 28.09.2022 по делу № 223ФЗ-382/22.

  3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
    ФАС России материалы дела от 28.09.2022 по делу № 223ФЗ-382/22
    для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны