Решение №1 15/39-12 Решение по делу по нарушению антимонопольного законодательст... от 5 июля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/39-12

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «21» июня 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «05» июля 2012 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии Цыганова А.Г. - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы, членов Комиссии: Трусовой Г.Н. – начальника отдела агропромышленного комплекса Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса; Пастухова А.А. – советника отдела агропромышленного комплекса Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса; Дроздова Б.Б. – заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления; Рябова И.В. – начальника отдела целевого планирования, анализа и аудита результатов Аналитического управления; Буйловой А.Н. – начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа, в присутствии заявителя – Пожогина Ю. П. <...>; ответчика - заместителя начальника судебной работы Департамента правового обеспечения Минсельхоза России Настиной Н.А. (доверенность № 40 от 14.06.2012); заинтересованных лиц - заместителя директора ФГБУ «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению «Плодородие» Муртазина Ф.А. (доверенность № 21 от 18.06.2012), начальника юридического отдела ФГБУ «Управление «Рязаньмелиоводхоз» Резюкова В.В. (доверенность № 8 от 20.06.2012), рассмотрев дело № 1 15/39-12 о нарушении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Орликов пер., д. 1/11, Москва, 107139) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ),

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Погожина Ю.П. о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации о размещении заказов при привлечении Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление Рязаньмелиоводхоз» специализированной организации Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению «Плодородие» (далее - ФГБУ «Управление плодородие») для осуществления функций по размещению заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 94-ФЗ), привлечение Заказчиком специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа производится на основе государственного или муниципального контракта.
Пунктом 2 статьи 6 Закон № 94-ФЗ установлено, что специализированная организация может привлекаться для осуществления функций по размещению заказа только в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ, а именно: выбор специализированной организации осуществляется заказчиком путем проведения торгов, запроса котировок цен на товары, работы, услуги.
Однако в случае, когда стоимость услуг специализированной организации не превышает установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в России между юридическими лицами по одной сделке (100 тыс.руб.) в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, заказчик вправе привлечь специализированную организацию на основе гражданско-правового договора. В этом случае заказ на оказание услуг специализированной организацией может быть размещен у единственного исполнителя, т.е. без проведения торгов, запроса котировок.
При размещении заказов на оказание государственных услуг и работ в сфере мелиорации Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление Рязаньмелиоводхоз» заключило договор на оказание услуг по подготовке и проведению торгов от 18 мая 2011 г. № 11/04-11 с ФГБУ «Управление «Плодородие».
Пунктом 1.1 указанного договора установлено, что Договор заключен на основании рекомендаций Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Указанные рекомендации содержатся в Протоколе совещания с руководителями федеральных государственных учреждений, подведомственных Департаменту мелиорации Минсельхоза России, в Московском государственном университете природообустройства от 22.03.2011 № 2 (далее – Протокол).
В соответствии с пунктом 2.10 Протокола Департамент мелиорации Минсельхоза России рекомендовал руководителям федеральных государственных учреждений по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, по эксплуатации каналов и гидроузлов межрегионального значения «государственным заказчикам, являющимися таковыми в соответствии с Программой, в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о размещении заказов заключить гражданско-правовой договор с ФГБУ «Управление «Плодородие» для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций».
С ФГБУ «Управление «Плодородие» в соответствии с рекомендациями Минсельхоза указанными организациями заключались гражданско-правовые договоры об оказании услуг по подготовке и организации торгов без проведения торгов, как у единственного исполнителя, ввиду того, что размер оплаты услуг ФГБУ «Управление «Плодородие» составлял менее 100 000 руб.
Исследовав материалы дела № 1 15/39-12, выслушав объяснения лиц, присутствующих на заседании, Комиссия установила следующее.
В соответствии с информацией, представленной ФГБУ «Управление «Плодородие» в период с мая 2011 года по февраль 2012 года ФГБУ «Управление «Плодородие» более 32 раз выступало организацией, размещающей заказ на оказание государственных услуг и работ в сфере мелиорации для федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Департамента мелиорации Минсельхоза России, расположенных в Алтайском, Камчатском, Красноярском, Ставропольском краях, Республиках Бурятия и Калмыкия, Брянской, Кировской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской областях.
Так, например, ФГБУ «Управление «Плодородие» выступало организацией, размещающей заказ на оказание государственных услуг и работ в сфере мелиорации для ФГБУ «Управление Рязаньмелиоводхоз» в июне 2011 года 8 раз.
ФГБУ «Управление «Плодородие» выступало организацией, размещающей заказ на оказание государственных услуг и работ в сфере мелиорации для ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Брянской области» в мае и июне 2011 года 5 раз.
ФГБУ «Управление «Плодородие» также неоднократно выступало организатором торгов для проведения мелиоративных мероприятий в других субъектах Российской Федерации.
Как следует из представленных ФГБУ «Управление «Плодородие» договоров на оказание услуг специализированной организации по подготовке и проведению торгов, в ряде договоров в предмете договора указаны наименование конкретных работ по размещаемым заказам и по определенному типу объектов, а в отдельных договорах не указаны конкретные виды и типы работ, на которые производится подготовка и организация торгам.
Cтоимость услуг специализированной организации по подготовке и проведению торгов определяется на основании сметы на оказание услуг специализированной организации по подготовке и проведению торгов, которая является приложением к договору на оказание услуг специализированной организации по подготовке и проведению торгов.
Как следует из представленных материалов ФГБУ «Управление «Плодородие» вне зависимости от количества проведенных процедур по договору, оплата производилось одноразово и составляла 20 000 рублей, 25 000 рублей, 30 000 рублей в зависимости от стоимости расходов, указанных в смете расходов на оказание услуг специализированной организации по подготовке и проведению торгов в рамках Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года».
Таким образом, виду того, что размер оплаты услуг ФГБУ «Управление «Плодородие» составлял менее 100 000 рублей, конкурентные процедуры при выборе специализированной организации для организации и проведения торгов не проводились.
При этом в соответствии с законодательством о размещении заказов функции специализированной организации могут осуществляться юридическим лицом любой формы собственности.
Законодательство Российской Федерации не содержит указаний на то, что услуги по организации подготовки и проведении торгов могут осуществляться исключительно подведомственным Минсельхозу России ФГБУ «Управление «Плодородие».
Реестр специализированных организаций отсутствует.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в лице Департамента мелиорации выдало рекомендации подведомственным Департаменту мелиорации учреждениям о заключении гражданско-правовых договоров с ФГБУ «Управление «Плодородие».
Данные рекомендации содержатся в пункте 2.10 Протокола.
Следует отметить, что основанием заключения гражданско-правовых договоров с ФГБУ «Управление «Плодородие» послужили рекомендации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, закрепленные пунктом 1.1. указанных договоров.
Из объяснений Минсельхоза России (исх. № 14-8/203 от 04.06.2012) по делу № 1 15/39-12 следует, что привлечение специализированных организаций осуществляется по усмотрению заказчика, а право заказчиков на выбор специализированной организации не зависит от чьих-либо рекомендаций.
Кроме того, по мнению Минсельхоза России, Протокол не является нормативным правовым актом; а рекомендации не являются обязательными для исполнения.
Из объяснений ФГБУ «Управление «Плодородие» (исх. № 90 от 30.05.2012) по делу № 1 15/39-12 следует, что данные рекомендации не являются обязательными, следовательно, они не могут привести к ограничению конкуренции на рынке по размещению заказа.
Более того, по мнению ФГБУ «Управление «Плодородие», заказчик сам принимает решение о необходимости привлечения специализированной организации к размещению заказа.
На заседании Комиссии представитель Минсельхоза России пояснил, что выбор конкретного хозяйствующего субъекта ФГБУ «Управление «Плодородие» основывался на том факте, что сотрудники ФГБУ «Управление «Плодородие» прошли обучение по осуществлению функций по размещению госзаказа и иных услуг, связанных с обеспечением проведения торгов, а иные подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения такое обчение не проходили.
Однако, как следует из представленных материалов ФГБУ «Управление «Плодородие», в соответствии с протоколами итогов открытых аукционов в электронной форме более 20 аукционов признаны несостоявшимися и государственный контракт заключался с единственным хозяйствующим субъектом по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Согласно размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru информации имеется, по крайней мере, 15 юридических лиц, оказывающих услуги специализированных организаций, такие как, например, ООО «Специализированная организация «Конкурсные торги», ООО «Специализированная организация по размещению заказов «Тендер», ООО «Специализированная организация «Электронный аукцион» и другие, что свидетельствует о существовании на территории РФ рынка оказания услуг специализированных организаций.
Учитывая это, Комиссия считает, что выполнение услуг по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций являются конкурентными видами деятельности и могут осуществляться любыми хозяйствующими субъектами и любой организационно-правовой формы.
Таким образом, Комиссия считает, что услуги по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций могут осуществляться также другими хозяйствующими субъектами, подведомственными Департаменту мелиорации Минсельхоза России, а также любыми иными хозяйствующими субъектами.
Учитывая изложенное, положения Закона № 94-ФЗ, Закона № 135-ФЗ, а также последовательность действий Минсельхоза России, ФГБУ «Управление «Плодородие», Комиссия приходит к выводу, что действия Минсельхоза России направлены на создание преимущественных условий ФГБУ «Управление «Плодородие» в части приоритетного доступа к оказанию услуги по размещению госзаказа и иных услуг, связанных с обеспечением проведения торгов.
Комиссия считает, что действия Минсельхоза России, выразившиеся в выдаче рекомендаций руководителям федеральных государственных учреждений по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, по эксплуатации каналов и гидроузлов межрегионального значения заключать гражданско-правовые договоры для осуществления функций по размещению госзаказа и иных услуг, связанных с обеспечением проведения торгов, с ФГБУ «Управление «Плодородие»;
могли создать преимущественные условия ФГБУ «Управление «Плодородие» в оказании услуги по осуществлению функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций;
могли привести к тому, что федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные Департаменту мелиорации Минсельхоза России, были вынуждены приобретать услуги по организации подготовки и проведении торгов только у ФГБУ «Управление «Плодородие», в соответствии с рекомендацией Минсельхоза России;
могли создать ограничения неопределенному кругу лиц, которые могли претендовать на оказание услуги по организации подготовки и проведении торгов.
Согласно части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации нарушившим часть 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, в части создания преимущественных условий деятельности ФГБУ «Управление «Плодородие» путем выдачи подведомственным Департаменту мелиорации Минсельхоза России рекомендаций о заключении в приоритетном порядке договоров с ФГБУ «Управление «Плодородие», а также приводящее к ограничению выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по подготовке и организации торгов, что могло привести к ограничению конкуренции.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии А.Г. Цыганов

Члены Комиссии

Г.Н. Трусова

А.А. Пастухов

Б.Б. Дроздов

И.В. Рябов

А.Н. Буйлова


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


05.07.2012 № ЦА/21453

Предписание
о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции
по делу № 1 15/39-12


05.07.2012 г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии Цыганова А.Г. - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы, членов Комиссии: Трусовой Г.Н. – начальника отдела агропромышленного комплекса Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса; Пастухова А.А. – советника отдела агропромышленного комплекса Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса; Дроздова Б.Б. – заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления; Рябова И.В. – начальника отдела целевого планирования, анализа и аудита результатов Аналитического управления; Буйловой А.Н. – начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 21 июня 2012 года по делу № 1 15/39-12 о нарушении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Орликов пер., д. 1/11, Москва, 107139) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в выдаче подведомственным Департаменту мелиорации Минсельхоза России рекомендаций о заключении в приоритетном порядке договоров с ФГБУ «Управление «Плодородие», а также приводящее к ограничению выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по подготовке и организации торгов, путем исключения пункта 2.10 из Протокола совещания с руководителями федеральных государственных учреждений, подведомственных Департаменту мелиорации Минсельхоза России, в Московском государственном университете природообустройства от 22.03.2011 № 2.
2. Проинформировать об исполнении пункта 1 данного предписания подведомственные Департаменту мелиорации федеральные государственные бюджетные учреждений по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, по эксплуатации каналов и гидроузлов межрегионального значения.
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 21.07.2012.


Председатель Комиссии А.Г. Цыганов

Члены Комиссии

Г.Н. Трусова

А.А. Пастухов

Б.Б. Дроздов

И.В. Рябов

А.Н. Буйлова


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны