Решение №28/103283/23 Решение № 223ФЗ-443/23 от 6 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-443/23

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энергостар» на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

01.12.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ПАО «Аэрофлот»: <...> (доверенность от 14.09.2023
№ 77 АД 4408358),
<...> (доверенность от 01.12.2022
№ 77 АД 2191389),

ООО «Энергостар»: <...> (доверенность от 17.11.2023
№ 1-17-11/П2023),

представители АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Энергостар» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» при проведении сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту
и оперативному сопровождению инженерного оборудования модульных центров обработки данных ПАО «Аэрофлот» (извещение № 32312854185), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Энергостар» (далее – Заявитель)
б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» (далее – Заказчик)
при проведении сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту
и оперативному сопровождению инженерного оборудования модульных центров обработки данных ПАО «Аэрофлот» (извещение № 32312854185)
(далее – Сбор коммерческих предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной
или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что в случае, если жалоба признана обоснованной комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Советом директоров
ПАО «Аэрофлот» от 19.09.2023 (протокол от 16.03.2023 №11)
(далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте,
за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации
о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение
и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые
при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4
Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе,
не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор
в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с извещением о проведении Сбора коммерческих предложений (далее – Извещение), Документацией о проведении
Сбора коммерческих предложений (далее – Документация):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 13.10.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 557 066 666 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 25.10.2023;

  4. По результатам окончания срока подачи заявок на участие в закупке поданы заявки 3 участников закупки;

  5. Дата проведения переторжки – с 07.11.2023 по 09.11.2023;

  6. В результате проведения переторжки ценовые предложения подали
    все участники закупки;

  7. Дата рассмотрения заявок – 09.11.2023;

  8. Заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям Документации;

  9. Дата подведения итогов – 09.11.2023;

  10. По результатам подведения итогов Сбора коммерческих предложений победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки «8500» с предложением о цене договора в размере 528 627 600 руб.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 27.11.2023 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 01.12.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовкии (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенномв единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки участника.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Сбора коммерческих предложений Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
Положения о закупке и Документации.

В соответствии с частью 6 статьи 3 заказчик определяет требования
к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии
с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки,
к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке
по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым
ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии
и порядок оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке.

Приложением № 2 к разделу 4 Информационной карты Документации установлены следующие критерии оценки заявок:

1) наличие у участника подтвержденного действующими или полностью исполненными договорами опыта предоставления услуг по сопровождению модульных ЦОД с организацией круглосуточной смены на объекте Заказчика, емкостью от 45 серверных стоек (стойкомест), суммарной полезной мощностью
от 500кВт, оснащенных дизель-генераторной установкой мощностью от 1500 кВт,
за последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявок;

2) наличие у участника подтвержденного действующими или полностью исполненными договорами опыта непрерывного (не менее 1 года) комплексного обслуживания и эксплуатации инженерных систем модульных ЦОД,
с организацией круглосуточной смены на объекте Заказчика, включая:

- общую систему электроснабжения;

- системы бесперебойного питания;

- систему технологического кондиционирования;

- систему гарантированного электроснабжения;

- систему газового пожаротушения;

- систему контроля доступа и охранной сигнализации;

- автоматизированной системы диспетчерского управления;бг

- прочие системы обеспечения ЦОД, за последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявок (далее – Критерии).

Вместе с тем Заказчиком к оценке по указанным критериям принимается следующий перечень документов:

- копии договора, исполненного частично (в части календарных сроков
не менее 6 месяцев) или в полном объеме за период: последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявок (с возможностью сокрытия содержания части договора, имеющего конфиденциальный характер, при этом не содержащего данных необходимых для подтверждения требуемого опыта в соответствии
с вышеуказанными требованиями);

- копии документов, подтверждающих исполнение договоров в указанном выше объеме: актов выполненных/оказанных работ/услуг, подписанных сторонами, заверенных печатями сторон или подписанных ЭЦП представителями сторон в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил,
что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя
по Критериям, поскольку Заявителем в целях оценки представлены договоры, подтверждающие наличие опыта по предмету закупки.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что Заявителем в составе заявки в целях оценки представлены договор от 18.11.2021 № 2021-09604-50360200-1, договор
от 18.11.2023 № 2021-08-547-20360200-1 (далее – Договоры), по которым Заявителем оказаны услуги по обслуживанию
исключительно стационарных центров обработки данных (далее – ЦОД), в связи с чем Договоры Заказчиком
не приняты к оценке.

Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений, свидетельствующих, что услуги по обслуживанию модульных ЦОД существенным образом отличаются от услуг по обслуживанию стационарных ЦОД.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что участник закупки, обладающий опытом обслуживания стационарных ЦОД может в полной мере оказать услуги по обслуживанию модульных ЦОД, в связи
с чем вышеуказанный порядок оценки, по мнению Комиссии ФАС России, предоставляет необоснованное преимущественное положение отдельным участникам закупки, а также не позволяет получить максимальное количество баллов участникам, обладающим аналогичным предмету закупки опытом.

Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя, ввиду установления необъективных критериев оценки заявок, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают
часть 6 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность
за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Энергостар» (ИНН: 7717547255;
    ОГРН: 1057749442300) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
    ПАО «Аэрофлот» (ИНН: 7712040126; ОГРН: 1027700092661) при проведении сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту
    и оперативному сопровождению инженерного оборудования модульных центров обработки данных ПАО «Аэрофлот» (извещение № 32312854185) обоснованной.

  2. Признать ПАО «Аэрофлот» нарушившим часть 6 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать ПАО «Аэрофлот», АО «Сбербанк-АСТ» обязательное
    к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений,
    в соответствии с принятым решением от 01.12.2023 по делу № 223ФЗ-443/23.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 01.12.2023
    по делу № 223ФЗ-443/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел
    об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 


 

 

Исп.Магомедов Д.Р.

тел.8(499) 755-23-23 вн.088-453

 

 

2023-152789

 

 

Связанные организации

ПАО "Аэрофлот"
ИНН 7712040126, ОГРН 1027700092661
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Энергостар"
ИНН 7717547255, ОГРН 1057749442300