Решение №17/29924/20 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-217/20 от 9 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-217/20

по результатам рассмотрения жалобы ОАО «Энергетические системы» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.03.2020 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО «Атомкомплект»: <...>

АО «Концерн Росэнергоатом»: <...>

представители АО «Энергетические системы» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Энергетический системы» от 16.03.2020 № 1/2020, направленную письмом Московского УФАС России от 20.03.2020 № АК/14555/20, на действия (бездействие) заказчика АО «Атомкомлект» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку комплекса электрооборудования системы управления и защиты энергоблока №1 Ростовской АЭС (извещение № 200311/1065/058, размещенное на сайте http://zakupki.rosatom.ru/2003111065058) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Энергетический системы» (далее - Заявитель) от 16.03.2020 № 1/2020, направленная письмом Московского УФАС России от 20.03.2020 № АК/14555/20, на действия (бездействие) заказчика АО «Атомкомлект» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку комплекса электрооборудования системы управления и защиты энергоблока №1 Ростовской АЭС (извещение № 200311/1065/058, размещенное на сайте http://zakupki.rosatom.ru/2003111065058) (далее – Жалоба, Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Документацией:

    1. Извещение о проведении Запроса предложений, документации о проведении Запроса предложений (далее — Извещение, Документация) размещены на сайте Оператора электронной площадки, на сайте Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» – 11.03.2020;

    2. Начальная (максимальная) цена договора — 548 667 738 рублей:

    3. Дата окончания подачи заявок — 09.04.2020;

    4. Дата рассмотрения заявок — 29.04.2020;

    5. Дата подведения итогов — 08.05.2020.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

    1. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлено требование о подтверждении участниками Запроса предложений наличия опыта у изготовителя.

    2. Заказчиком неправомерно размещен Запрос предложений исключительно на сайте Оператора и официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеющий адрес www.zakupki.rosatom.ru, предназначенный для публикации информации о закупках организаций атомной отрасли, а именно по адресу: http://zakupki.rosatom.ru/2003111065058 (далее – сайт zakupki.rosatom.ru).

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

    1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлено требование о подтверждении участниками Запроса предложений наличия опыта у изготовителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом «б» пункта 1 Положения о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно подпункту 3.3 части 1 Документации установлено требование о подтверждении участниками Запроса предложений наличия опыта изготовителя, а именно: «Изготовитель, указанный в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, должен иметь в рамках заключенных договоров завершенные в 2017-2020 гг. работы по изготовлению оборудования КЭ СУЗ** 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001 не менее 10 (десяти) единиц

Для подтверждения указанному требованию Документации участникам Запроса предложений в составе заявки необходимо представить:

«справка об опыте выполнения договоров (подраздел 5.1, Форма 3, Таблица 2) в формате Word или Excel (желательно в Excel) с обязательным приложением копий следующих документов:

документов, подтверждающих состав выполненных поставок, работ, услуг по договору, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- перечень изготовленного оборудования;

- класс безопасности изготовленного оборудования по НП-001;

документов, подтверждающих передачу изготовленного оборудования, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

  • реквизиты договора (номер и дата);

  • перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования;

- класс безопасности изготовленного оборудования по НП-001;

- количество изготовленного оборудования;

документов, указывающих на изготовителя и подтверждающих изготовление указанного оборудования данным изготовителем, содержащих следующие сведения:

- наименование изготовителя;

- подписи представителя заказчика и данного изготовителя по договору о выполнении технологических операций по изготовлению оборудования и проведении контроля за качеством;

  • подпись и штамп представителя уполномоченного органа (органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии) о приемочной инспекции, за исключением случая, если договором между заказчиком по договору и изготовителем не предусмотрено привлечение такого уполномоченного органа».

Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя оборудования по предмету закупки как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении, в срок до окончания подачи заявок на участие в закупке, подтверждающих документов о том, что такой производитель обладает опытом изготовления, возможность участников закупки подать заявку на участие в Запросе предложений в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя оборудования, что ограничивает возможность участия в Запросе предложений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту «б» пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 и пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком размещен Запрос предложений исключительно на сайте Оператора и официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеющий адрес www.zakupki.rosatom.ru, предназначенный для публикации информации о закупках организаций атомной отрасли, а именно по адресу: http://zakupki.rosatom.ru/2003111065058 (далее – сайт zakupki.rosatom.ru).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что закупка проводится на основании части 16 статьи 4 Закона о закупках в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. №2662-р «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте» (далее – Распоряжение №2662-р).

Пункт 2 части 16 статьи 4 Закона о закупках регламентирует, что Правительство Российской Федерации вправе определить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе. Во исполнение указанной нормы действует Распоряжение №2662-р в соответствии с которым Заказчиком проведен Запрос предложений.

Вместе с тем, согласно статье 3.5 Закона о закупках закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом, проводится в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение в соответствии с пунктом 2 или 3 части 8 статьи 3.1 Закона о закупках, или если в отношении такой закупки Правительством Российской Федерации принято решение в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 4 статьи 3.5 Закона о закупках Правительством Российской Федерации утвержден перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, являющийся приложением № 2 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ» (далее – Распоряжение №1447-р).

Таким образом, заказчики осуществляют закрытые конкурентные закупки в электронной форме на электронных площадках, включенных в перечень, являющийся приложением № 2 к Распоряжению №1447-р, при совокупности следующих условий:

1) закупка осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3.5 Закона о закупках;

2) заказчиком принято решение об осуществлении такой закупки в электронной форме.

Учитывая, что Заказчиком Запрос предложений опубликован на сайте Оператора, а также на сайте zakupki.rosatom.ru, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 3.5 и нарушают часть 2 статьи 3.5 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ООО «Энергетические системы» (ИНН: 7719410993, ОГРН: 1157746370517от 16.03.2020 № 1/2020, направленную письмом Московского УФАС России от 20.03.2020 № АК/14555/20, на действия (бездействие) заказчика АО «Атомкомлект» (ИНН: 7706738770, ОГРН: 1107746480490) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку комплекса электрооборудования системы управления и защиты энергоблока №1 Ростовской АЭС (извещение № 200311/1065/058, размещенное на сайте http://zakupki.rosatom.ru/2003111065058) обоснованной.

    2. Признать АО «Атомкомплект» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4, часть 2 статьи 3.5 Закона о закупках.

    3. Выдать АО «Атомкомплект» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 25.03.2020 № 223ФЗ-217/20.

    4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.03.2020 № 223ФЗ-217/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ"
ИНН 7719410993, ОГРН 1157746370517
АО «Атомкомплект»
ИНН 7706738770, ОГРН 1107746480490
АО «Концерн Росэнергоатом»
ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951