Решение №17/24120/21 Решение ФАС России № 223ФЗ-154/21 от 29 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-154/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ИГС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

24.03.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,

ООО «ИГС»: <...>,

представители ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО «ИГС» от 16.03.2021 № 1603-21/ИГС на действие (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 110/ОКЭ-ДКРС/21 на право заключения договоров выполнения полного комплекса работ, включая инженерные изыскания, проектные работы, оформление исходно- разрешительной документации, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы и комплектацию оборудованием на объектах, относящихся к программе «Электрификация участка Ртищево-Кочетовка
Юго- Восточной железной дороги» (извещение № 32110036900), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ИГС» (далее – Заявитель) от 16.03.2021 № 1603-21/ИГС на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 110/ОКЭ-ДКРС/21 на право заключения договоров выполнения полного комплекса работ, включая инженерные изыскания, проектные работы, оформление исходно-разрешительной документации, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы и комплектацию оборудованием на объектах, относящихся к программе «Электрификация участка Ртищево-Кочетовка
Юго-Восточной железной дороги» (извещение № 32110036900) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе (далее — ЕИС) предусмотрено Закона о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 26.02.2021;

      2. Начальная (максимальная) цена договора – 51 392 937 864 рубля;

      3. Дата окончания подачи заявок — 26.03.2021;

      4. Дата рассмотрения заявок – 14.04.2021;

      5. Дата подведения итогов Конкурса – 15.04.2021.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком:

      1. Принято неправомерное решение об объединении в один объект закупки строительно-монтажных, а также проектно-изыскательских работ, включая поставку оборудования;

      2. Неправомерно размещена Документация в ЕИС не в полном объеме;

      1. Установлены противоречивые сведения в Документации о начальной (максимальной) цене договора;

      2. Ненадлежащим образом в Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по критериям «Цена договора», «Опыт участника», «Квалификация персонала», «Наличие производственных мощностей (ресурсов)», «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами»;

      3. Установлено неправомерное требование в Документации о представлении в составе заявки подтверждения совокупного размера неисполненных обязательств по СРО;

      4. Неправомерно не установлено в Документации квалификационное требование о наличии у участника закупки разрешительных документов на право осуществления археологических раскопок;

      5. Ненадлежащим образом в Документации установлено требование о наличии у участника опыта по предмету закупки;

      6. Неправомерно в Документации установлены требования о наличии у участника кадровых, а также материально-технических ресурсов;

      7. Установлено в Документации неправомерное право Заказчика осуществлять запросы участникам закупки о разъяснении/дополнении заявок участников.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об объединении в один лот строительно-монтажных, а также проектно-изыскательских работ, включая поставку оборудования.

В соответствии с пунктом 3 части 9, пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки, закупочной документации должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, а также требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям Заказчика.

Согласно Документации предметом Конкурса является выполнение комплекса работ по объекту «Электрификация участка Ртищево-Кочетовка
Юго- Восточной железной дороги»», включающего следующие виды работ:

- получение всех необходимых для выполнения строительно-монтажных работ и ввода объекта в эксплуатацию согласований и заключений органов государственной власти, эксплуатирующих организаций и собственников, чьи интересы затрагиваются при реализации объекта;

- разработка проектной и рабочей документации;

- получение положительного заключения органов государственной экспертизы;

- поставка монтаж и наладка оборудования;

- проведение всех строительно-монтажных работ;

- проведение пуско-наладочных работ;

- выполнение приёмо-сдаточных испытаний;

- сдача объекта в эксплуатацию;

- обеспечение гарантийного обслуживания систем на весь гарантийный период.

Учитывая изложенное, разработка проектной документации, на основании которой должны выполняться строительно-монтажные работы, является частью предмета Конкурса.

Кроме того, согласно пункту 1.9.2 Документации участник закупки должен быть членом одновременно трех саморегулируемых организаций (далее – СРО): «участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»

При этом СРО, в которой состоит подрядчик, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Совокупный размер неисполненных обязательств, принятых на себя участником по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта относятся к разным рынкам, выполнение которых осуществляется лицами, обладающими соответствующей специальной правоспособностью (членством в СРО) по каждому из видов работ.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком принято неправомерное решение об объединении в один лот выполнения проектно-изыскательских работ и подрядных работ по строительству объекта, включая поставку оборудования, что не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг и ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика, объединившего в один объект закупки указанные работы, а также установившего требование о наличии у участника закупки членства одновременно в трех СРО, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 3 части 9, пунктов 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно размещена Документация в ЕИС не в полном объеме.

В соответствии с Документацией работы по предмету закупки должны выполняться в соответствии с Документацией, техническим заданием, а также приложениями к техническому заданию.

Приложением № 1.1.3 Документации Заказчиком установлен перечень имеющихся у Заказчика на момент заключения договора экземпляров текстовых и графических материалов проектной документации, отчетной технической документации по инженерным изысканиям, а также исходно-разрешительной документации (в электронном виде и, по требованию подрядчика – в бумажном виде), передаваемых подрядчику, для учёта в качестве исходных данных и оптимизации выполнения работ.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил документы и пояснил, что согласно приложению № 1.1.3 Документации у Заказчика имеются документы, составленные ранее по результатам выполнения, в том числе инженерных изысканий, при этом указанные документы не размещены Заказчиком в ЕИС в составе Документации, что не позволяет участнику надлежащим образом сформировать заявку на участие в Конкурсе.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил документы и пояснил, что Заказчиком 17.03.2021 в Документацию внесены изменения, предусматривающие размещение в составе Документации, в том числе перечня документов, указанных в приложении № 1.1.3 Документации.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика, неразместившего Документацию в полном объеме в ЕИС, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 3 части 9, пунктов 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем выявленное нарушение устранено Заказчиком самостоятельно 17.03.2021 путем внесения изменений в Документацию.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом в Документации установлена начальная (максимальная) цена договора.

В соответствии с пунктом 5 части 9, пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Извещении, Документации должны быть предусмотрены, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Пунктом 9 извещения установлено, что начальная (максимальная) цена договора составляет 42 827 448 220 (сорок два миллиарда восемьсот двадцать семь миллионов четыреста сорок восемь тысяч двести двадцать) руб. 00 коп. без учета НДС, 51 392 937 864 (пятьдесят один миллиард триста девяносто два миллиона девятьсот тридцать семь тысяч восемьсот шестьдесят четыре) руб. 00 коп. c учетом НДС.

При этом начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС/с учетом НДС) представляет собой полное и исчерпывающее вознаграждение Подрядчика за надлежащее исполнение всех и любых обязательств по Договору.

Согласно пункту 1.10 Документации цена работ может быть изменена как в большую, так и в меньшую сторону, исключительно с учетом положений пунктов 4.2.-4.6.1 и пунктов 4.8 и 4.9 проекта договора Документации, путем подписания дополнительного соглашения к договору, в том числе на основании запроса изменений в случае, если изменение цены работ происходит в результате выполнения обязательных указаний Заказчика. Стороны отдельно соглашаются и признают, что цена работ подлежит пропорциональному уменьшению/увеличению в случае уменьшения/увеличения объема и содержания работ, если соответствующее уменьшение/увеличение объема и содержания работ произошло после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и/или после утверждения Заказчиком рабочей документации. В случае если объемы финансирования будут уменьшены либо увеличены Заказчиком по сравнению с календарным планом выполнения работ, стороны оформляют соответствующее дополнительное соглашение к договору об изменении сроков, объемов работ и их стоимости.

После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства и утверждения проекта или в случае корректировки проектно-сметной документации и утверждения в установленном Заказчиком порядке стоимость выполнения инженерных изысканий, проектных работ, строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, работ по разработке рабочей документации, работ/услуг по оформлению исходно-разрешительной документации, поставки оборудования, и иных работ, включенных в утвержденный сводный сметный расчет после прохождения государственной экспертизы подлежит корректировке и приведению в соответствие с утвержденной в установленном Заказчиком порядке проектно-сметной документацией с оформлением дополнительного соглашения к Договору и утверждения ведомости твердой договорной цены в окончательной редакции.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что положения Документации в части установления пунктом 9 Извещения исчерпывающей и полной суммы, подлежащей оплате исполнителю, и установления пункта 1.10 Документации, предусматривающий возможность изменений указанной суммы, противоречат друг другу и не соответствуют требованиям Закона о закупках.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что положения пункта 1.10 Документации установлено исходя из предмета закупки, поскольку по результатам получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий стоимость работ, выполняемых исполнителем по договору, может быть изменена как в большую, так и в меньшую сторону, при этом такие изменения согласовываются сторонами путем подписания дополнительного соглашения.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом в Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по критериям «Цена договора», «Опыт участника», «Квалификация персонала», «Наличие производственных мощностей (ресурсов)», «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами».

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно Документации закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в закупке в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанных в приложении № 1.4 Документации.

    1. Пунктом 1 приложения № 1.4 Документации установлен критерий «цена договора».

Оценка осуществляется на основании технических предложений, представленных в заявках участников, следующим образом:

«Заявкам участника, в технических предложениях которых содержатся предложения демпинговой цены (сниженной на 25% и более от начальной (максимальной) цены), присваивается максимальное количество баллов по критерию «цена договора». Заявки, содержащие предложения демпинговой цены (сниженной на 25% и более от начальной (максимальной) цены), по приведенной формуле не оцениваются.

Заявка каждого участника, в которой предложена не демпинговая цена, оценивается путем сравнения начальной (максимальной) цены, сниженной на максимально допустимый размер снижения цены, установленный в пункте 1.4 конкурсной документации (Цmin – 32 120 586 165,01 руб. без НДС) с ценой, предложенной каждым участником (Цj), по формуле:

Цmin

 Бj = ────── *

Цj

где:

j = 1…n, n – количество участников;

Бj – количество баллов j-ого участника;

Цj – цена, предложенная j-ым участником (без учета НДС);

Цmin - 32 120 586 165,01 руб. без НДС (Начальная (максимальная) цена сниженная на максимально допустимый размер снижения цены, установленный в пункте 1.4 конкурсной документации);

60 – максимально возможное количество баллов.

При этом заявкам, содержащим предложение демпинговой цены (сниженной на размер превышающий, максимально допустимый размер снижения (на 25% и более от начальной (максимальной) цены), присваивается максимальное количество баллов по критерию «цена договора». Заявки, содержащие предложения демпинговой цены (сниженной на размер превышающий, установленный в пункте 1.4 конкурсной документации), по вышеприведенной формуле не оцениваются».

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что при предложении участником демпинговой цены участникам Конкурса, представившим различные ценовые предложения, будет присвоено одинаковое количество баллов по критерию «Цена договора», что свидетельствует об отсутствии объективности оценки по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение при предоставлении ценовых предложений, а также не позволяет Заказчику однозначным образом выявить лучшее ценовое предложение.

Кроме того, вышеуказанный порядок оценки по критерию «цена договора» не направлен на стимулирование участников закупки к предоставлению максимального снижения ценового предложения, что противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.2. Пунктами 2.1 и 2.2 приложения № 1.4 Документации установлены критерии оценки заявок «Опыт участника».

В соответствии с пунктом 2.1 приложения № 1.4 Документации опыт участника оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником проектных работ, инженерных изысканий, работ/услуг по оформлению исходно - разрешительной документации, работ по разработке рабочей документации на объектах электрификации инфраструктуры железнодорожного транспорта за период 2015-2021 гг. (включительно) до даты окончания подачи заявок (без учета НДС) на максимальную из всех предложенных участниками стоимость опыта в требуемой области.

При этом согласно пункту 2.2 приложения № 1.4 Документации опыт участника оценивается путем деления стоимости выполненных каждым участником работ по строительству и/или реконструкции и/или техническому перевооружению зданий и/или сооружений, относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, по всем видам работ, указанным в пункте 1.9.3 конкурсной документации, в совокупности за период 2015-2021 гг. (включительно) до даты окончания подачи заявок, а также работ по строительству и/или реконструкции и/или техническому перевооружению тяговых подстанций, относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, за период 2015-2021 гг. (включительно) до даты окончания подачи заявок, а также работ, по строительству и/или реконструкции и/или техническому перевооружению зданий и/или сооружений, относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, по всем видам работ, указанным в пункте 1.9.3 конкурсной документации, в совокупности, включая поставку оборудования, за период 2015-2021 гг. (включительно) до даты окончания подачи заявок, а также работ по строительству и/или реконструкции и/или техническому перевооружению тяговых подстанций, относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, включая поставку оборудования, за период 2015-2021 гг. (включительно) до даты окончания подачи заявок (без учета НДС), на максимальную из всех предложенных участниками стоимость опыта в требуемой области.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что оценке должны подлежать исключительно сведения, представленные участником закупки в составе заявки относительно конкретного договора, в связи с чем, по мнению Заявителя, сравнивать такие сведения с иными участниками закупки неправомерно.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что указанные критерии оценки направлены на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы в части установления Заказчиком в Документации ненадлежащих критериев оценки «Опыт участника».

Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения в указанной части.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что в рамках указанных критериев оцениваются исключительно договоры на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также на объектах электрификации инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности указанных критериев оценки заявок, которые не позволяют выявить лучшее условие исполнения договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, поскольку участники закупки, имеющие аналогичный опыт на объектах, не предусмотренных вышеуказанными критериями оценки, получат 0 баллов.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены указанные критерии оценки заявок, что не позволяет получить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса. Указанные действия Заказчика нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    1. Пунктами 2.3 и 2.4 приложения № 1.4 Документации установлены критерии оценки заявок «Квалификация персонала».

Согласно пункту 2.3 приложения № 1.4 Документации оценка осуществляется путем деления количества специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, задействованных в выполнении проектных работ, изыскательских работ, имеющихся у каждого участника, на максимальное количество специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, задействованных в выполнении проектных работ, изыскательских работ, из всех имеющихся у участников.

При этом согласно пункту 2.4 приложения № 1.4 Документации оценка осуществляется путем деления количества рабочих (в совокупности) по специальностям: электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети; электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке (СЦБ); машинист автомотрисы специального самоходного подвижного состава; помощник машиниста автомотрисы специального самоходного подвижного состава; машинист крана на железнодорожном ходу; машинист агрегата вибропогружения фундамента (АВФ), задействованных в выполнении комплекса строительно-монтажных работ, имеющихся у каждого (j-ого) участника на максимальное количество рабочих (в совокупности) по специальностям: электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети; электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке (СЦБ); машинист автомотрисы специального самоходного подвижного состава; помощник машиниста автомотрисы специального самоходного подвижного состава; машинист крана на железнодорожном ходу; машинист агрегата вибропогружения фундамента (АВФ) из всех имеющихся у участников.

Кроме того, к указанным критериям оценки применяется идентичная формула расчета баллов:

Пj

A/Бj = ────── *3, где

Пmax.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что оценке должны подлежать исключительно сведения, представленные участником закупки в составе заявки относительно количества квалифицированного персонала конкретного участника закупки, в связи с чем, по мнению Заявителя, сравнивать такие сведения с иными участниками закупки неправомерно.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что указанные критерии оценки направлены на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы в части установления Заказчиком в Документации ненадлежащих критериев оценки «квалификация персонала».

Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения в указанной части.

Вместе с тем, изучив критерий, предусмотренный пунктом 2.4 приложения № 1.4 Документации Комиссией ФАС России установлено, что в случае отсутствия у участника документов, указанных в подпункте 2) пункта 2 приложения № 1.4 Документации и/или в случае отсутствии у участника рабочих хотя бы одной из специальностей, перечисленных в пункте 2.4 приложения № 1.4 Документации, заявке такого участника присваивается 0 (ноль) баллов по указанному критерию.

Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности указанного критерия оценки заявок, который не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, поскольку участник закупки, не имеющий сотрудников хотя бы одной из специальностей, указанных в пункте 2.4 приложения № 1.4 Документации, при этом представивший большее количество специалистов иных специальностей, указанных в вышеназванном пункте, получит 0 баллов.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен критерий оценки заявок, предусмотренный пунктом 2.4 приложения № 1.4 Документации, что не позволяет получить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса.

Указанные действия Заказчика нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.4. Пунктом 2.5 приложения № 1.4 Документации установлен критерий оценки заявок участников закупки «Наличие производственных мощностей (ресурсов)».

Оценка осуществляется на основании документов, указанных в подпункте 3) пункта 2 приложения № 1.4 Документации и представленных в заявках участников.

Максимальное количество баллов присваивается при наличии у участника производственных мощностей, количество которых равно или более количеству производственных мощностей, указанному в соответствующем пункте таблицы 1 подпункта 3) пункта 2 приложения № 1.4 Документации.

5 – максимально возможное количество баллов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно установлен указанный критерий оценки заявок, поскольку отсутствие разработанной проектной документации не позволяет определить необходимое количество материально-технических ресурсов для исполнения обязательств по договору.

Кроме того, изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки по вышеназванному критерию, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к объективности указанного критерия, поскольку в отсутствие разработанной проектной документации не представляется возможным определить перечень материально-технических ресурсов, необходимый для выполнения обязательства по договору.

Также, Комиссией ФАС России установлено, что согласно вышеназванному критерию оценки заявок участников закупки при отсутствии у участника хотя бы одной единицы производственных мощностей, указанных в пунктах 1-5 таблицы 1 подпункта 3) пункта 2 приложения № 1.4 Документации, или при отсутствии в составе заявки участника документов, указанных в подпункте 3) пункта 2 приложения № 1.4 Документации, такой заявке присваивается 0 баллов по данному критерию.

Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности указанного критерия оценки заявок, который не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, поскольку участник закупки, не имеющий хотя бы одной единицы производственных мощностей, указанных в таблице пункта 2.5 приложения № 1.4 Документации, получит 0 баллов.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен критерий оценки заявок, предусмотренный пунктом 2.5 приложения № 1.4 Документации, что не позволяет получить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса.

Указанные действия Заказчика нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.5. Пунктом 3 приложения № 1.4 Документации установлен критерий «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами»:

«Сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

При оценке по критерию учитывается опыт работ контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящей закупки в случае расторжения договора заказчиком (ОАО «РЖД») или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору; в случае наличия у ОАО «РЖД» или третьих лиц претензий к участнику, направленных заказчиком в адрес участника; в случае уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок».

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Заказчиком неправомерно установлен указанный критерий, не позволяющий надлежащим образом сопоставить заявки участников закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что установление критерия «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами» не противоречит Закону о закупках, поскольку, по мнению Заказчика, данный критерий позволяет выявить лучшее условия исполнения договора.

Вместе с тем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности вышеуказанного порядка оценки заявок, поскольку у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (например, 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора) будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что ставит участников закупки в неравное положение, зависит от субъективного мнения Заказчика, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами», что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком установлено неправомерное требование Документации о представлении в составе заявки подтверждения совокупного размера неисполненных обязательств по СРО.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 1.9.1 Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам Аукциона:

«Участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в подтверждение соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, участник в составе заявки должен представить, в том числе подтверждение совокупного размера обязательств по договорам в декларативной форме.

Сведения о фактическом членстве в СРО, а также о соответствии участника требованию проверяются заказчиком, в том числе, на официальном сайте СРО, указанной участником в заявке, оформленной согласно Форме заявки участника, представленной в Приложении № 1.3 к Документации».

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Следовательно, подтверждением наличия допуска к участию в торгах на выполнение работ по предмету Конкурса, должна являться выписка из реестра членов саморегулируемой организации, при этом законодательством в сфере закупок не установлено иных требований к подтверждению участниками закупок права осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Кроме того, частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член СРО ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять СРО о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом СРО в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член СРО вправе не представлять в СРО документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.

При этом согласно части 5 статьи 55.8 ГрК РФ член СРО самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена СРО по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами СРО.

Учитывая изложенное, требование о подтверждении совокупного размера обязательств участника Конкурса является излишним, поскольку СРО самостоятельно отслеживает в установленном законодательством порядке соотношение размера компенсационного взноса и принятых участником закупки обязательств.

Таким образом, указанные действия Заказчика, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункты 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно не установлено в Документации квалификационное требование о наличии у участника разрешительных документов на право осуществления археологических раскопок, поскольку, по мнению Заявителя, техническое задание Документации предусматривает такой вид работ.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил документы и пояснил, что предметом закупки не является выполнение работ по археологическим раскопкам, при этом техническим заданием Документации не предусмотрено проведения соответствующих работ, в связи с чем Заказчиком не установлено требование о наличии у участника закупки разрешительных документов на право проведения указанного вида работ.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом в Документации установлено требование о наличии у участника опыта по предмету закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам такой закупки.

Пунктом 1.9.3 Документации установлено, что «участник должен иметь опыт:

выполнения проектных работ, инженерных изысканий, работ/услуг по оформлению исходно - разрешительной документации, работ по разработке рабочей документации на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, общая стоимость которого составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены проектных работ, инженерных изысканий, работ/услуг по оформлению исходно - разрешительной документации, работ по разработке рабочей документации без учета НДС, установленной в пунктах 1.1-1.4, 2.1-2.4, 3.1-3.4, 4.1-4.4 (в сумме) Технического задания - приложения № 1.1 конкурсной  документации;

выполнения работ по строительству и/или реконструкции и/или техническому перевооружению зданий и/или сооружений, относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, по всем перечисленным видам работ в совокупности:

  • устройство земляного полотна;

  • устройство верхнего строения пути (ВСП);

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство контактной сети (КС);

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство воздушных линий электропередачи (ВЛ);

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство поста секционирования контактной сети (ПСК);

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ);

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС);

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство систем телемеханики устройств электроснабжения;

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство шумозащитных экранов;

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство охранной и/или пожарной сигнализации;

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство систем видеонаблюдения;

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство противопожарного водопровода;

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство сетей электроснабжения;

  • монтаж и/или демонтаж и/или устройство и/или переустройство сетей наружного освещения;

  • пусконаладочные работы,

а также тяговых подстанций, относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, и поставки оборудования на объекты строительства, общая стоимость которого составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, а также поставки оборудования без учета НДС, установленной в пунктах  1.5, 2.5, 3.5, 4.5 (в сумме) Технического задания - приложения № 1.1 конкурсной  документации.

При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности):

- проектных работ, инженерных изысканий, работ/услуг по оформлению исходно - разрешительной документации, работ по разработке рабочей документации на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (по выбору участника закупки);

- работ по строительству и/или реконструкции и/или техническому перевооружению зданий и/или сооружений, относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, по всем вышеперечисленным видам работ в совокупности, а также тяговых подстанций, относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, (по выбору участника закупки) и поставок оборудования на объекты строительства (по выбору участника закупки).

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение опыта выполнения работ, поставки товаров участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации о наличии требуемого опыта;

и

- договоры на выполнение работ, поставку товаров (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

и

- акты выполненных работ по проектным работам, инженерным изысканиям, работам по разработке рабочей документации, работам/услугам по оформлению исходно - разрешительной документации;

- акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме № КС-14 и/или справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 с реестром актов выполненных работ и затрат, выполненным по форме приложения к справке формы № КС-3 и/или копии актов о приемке выполненных работ по форме КС-2;

и

- накладные о поставке товаров;

и

- документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчик ненадлежащим образом установлено требование о наличии у участника опыта по предмету закупки исключительно на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, при этом общая стоимость таких договоров должна составлять не менее 20% (двадцати процентов) от начальной (максимальной) цены проектных работ, инженерных изысканий, работ/услуг по оформлению исходно - разрешительной документации, работ по разработке рабочей документации, строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, а также поставки оборудования без учета НДС, установленной (в сумме) в приложении № 1.1 Документации.

Кроме того, Комиссия ФАС России, изучив указанное требование, пришла к выводу о том, что такое требование ограничивает количество участников закупки, поскольку требование Документации о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки исключительно на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта с вышеуказанной стоимостью таких договоров неправомерно ограничивает количество участников Конкурса, не обладающих опытом выполнения соответствующих работ на таких объектах, при этом обладающих положительным опытом выполнения работ по предмету закупки на иных особо опасных объектах строительства.

Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего к участникам Конкурса квалификационное требование, ограничивают количество участников Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно в Документации установлены требования о наличии у участника кадровых, а также материально-технических ресурсов.

Пунктом 1.9.4 Документации установлено, что «Участник должен располагать квалифицированным персоналом в количестве не менее 111 человек, имеющих квалификацию «Инженер» в соответствии с перечнем направлений подготовки, специальностей, указанным в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.11.2020 № 672/пр «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получения высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства», в том числе не менее чем 2-х специалистов по организации инженерных изысканий, не менее чем 2-х специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, а также не менее чем 2-х специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства.

Допускается представление дипломов, подтверждающих наличие образования в соответствии с ранее действующими документами, определяющими специальности по образованию.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:

- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации;

- уведомление о включении сведений о специалистах в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;

- уведомление о включении сведений о специалистах в Национальный реестр специалистов в области строительства;

- дипломы о наличии у задействованных сотрудников образования;

- дипломы, сертификаты сотрудников о повышении квалификации;

- копии трудовых договоров и/или гражданско-правовых договоров со специалистами, задействованными при выполнении работ, оказании услуг, поставке товаров, и/или  иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала.

- случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента)».

Кроме того, согласно пункту 1.9.5 Документации участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для выполнения работ по предмету конкурса, а именно:

п/п

Наименование

Параметры, Технические характеристики

Количество, ед., не менее

1. 

Испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию (аттестацию) и/или оценку состояния измерений в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии и/или у юридического/физического лица, обладающего системой сертификации, зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, и/или в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

область аккредитации (аттестации) и/или перечень объектов и контролируемых в них показателей охватывает следующие определяемые характеристики (показатели):

- испытания зернового (гранулометрического) состава грунтов;

- испытания прочности и деформации грунтов;

- испытания влажности грунтов;

- испытания влажности грунтов на границе текучести,

- испытания влажности грунтов на границе раскатывания;

- испытания коэффициента фильтрации грунтов;

- испытания плотности грунтов;

- испытания свободного набухания;

- испытания степени пучинистости;

- испытания максимальной плотности и оптимальной влажности грунта.

1

 

Поверенные средства измерений:

 

2. 

Электронный тахеометр

точность определения углов (СКО) не более 2”

измерение расстояний не менее 500 метров с необходимой точностью1 мм на км

2

 

Строительные машины, механизмы и транспортные средства:

 

3. 

Бурильно-крановая машина

Глубина бурения не менее 3 м.

3

4. 

Автокран

Грузоподъемность не менее 15 т

6

5. 

Автокран

Грузоподъемность не менее 50 т

2

6. 

Автогидроподъёмник (автовышка)

Высота подъема не менее 14 м

5

7. 

Бурильно-шнековая машина

Глубина бурения не менее 4,2 м;

Диаметр бурения не менее 0,8 м

2

8. 

Экскаватор

Емкость ковша не менее 0,2 м3

2

9.    

Экскаватор

Емкость ковша не менее 0,5 м3

2

10.                 

Экскаватор

Емкость ковша не менее 1,0 м3

5

11.                 

Бульдозер

Мощность не менее 96 кВт

2

12.                 

Бульдозер

Мощность не менее 132 кВт

7

13.                 

Трактор с рыхлительным оборудованием

Мощность не менее 132 кВт

1

14.                 

Автогрейдер

Мощность не менее 110 кВт

3

15.                 

Каток самоходный

Масса не менее 14 т

3

16.                 

Автомобиль-самосвал

Грузоподъемность не менее 12,5 тонн

18

17.                 

Автомобиль бортовой с краном-манипулятором

Грузоподъемность автомобиля не менее 10 т,

грузоподъемность крана-манипулятора не менее 3 т

4

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение наличия основных производственных мощностей (ресурсов) участник в составе заявки должен представить:

- документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы);

- документы, подтверждающих привлечение испытательной лаборатории, указанной в подпункте 1 настоящего пункта на любом законном основании (например, договор аренды, договор оказания услуг, договор лизинга, договор привлечения по иным основаниям);

- действующие на момент подачи заявок выписки их реестра аккредитованных лиц (аттестата аккредитации) и/или свидетельства об аттестации, свидетельствующего о соответствии лаборатории требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»,

и/или 

- действующее на момент подачи заявок свидетельство об аттестации в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

и/или

- действующее на момент подачи заявок заключение и/или свидетельство о состоянии измерений

 с приложением области аккредитации (аттестации) и/или перечня объектов и контролируемых в них показателей соответственно;

- действующее на момент подачи заявок свидетельство о поверке и/или паспорт (формуляр) средств измерений с соответствующей записью о поверке (знаком поверки);

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации».

Вместе с тем отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических и кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие материально-технические и кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      1. Согласно доводу Жалобы установлено в Документации неправомерное право Заказчика осуществлять запросы участникам закупки о разъяснении/дополнении заявок участников.

Пунктом 3.6.9 Документации установлено, что Заказчик вправе до подведения итогов Конкурса в письменной форме запросить у участников Конкурса информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в извещении.

Вместе с тем возможность участия в Конкурсе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту 2 пункта 33 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

10. Пунктом 3.8.2 Документации установлено, что если Конкурс (в том числе в части отдельных лотов) признан несостоявшимся вследствие поступления конкурсной заявки от одного участника Конкурса (в том числе в части отдельных лотов), с таким участником, при условии, что он будет допущен к участию в Конкурсе (в том числе в части отдельных лотов) и его конкурсная заявка соответствует требованиям, изложенным в Документации, а также с единственным допущенным к конкурсу (в том числе в части отдельных лотов) участником может быть заключен договор в порядке, установленном нормативными документами Заказчика.

Вместе с тем в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Таким образом, по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у заказчика возникает обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям закупочной документации.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего положения Документации о праве Заказчика не заключать договор в случае признания Конкурса несостоявшимся, в том числе при наличии хотя бы одной допущенной заявки, нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

11. Пунктом 3.17.1 Документации установлено, что до заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам конкурса, представляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов. В случае непредставления указанных сведении и документов победитель, иной участник с которым заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора.

Вместе с тем в случае если участником Конкурса, с которым принято решение заключить договор, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

При этом представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

12. В соответствии с пунктом 3.16.6 Документации при выборе способа обеспечения исполнения договора в форме банковской гарантии участник должен представить банковскую гарантию, выданную одним из банков, указанных перечне банков, представленном на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Тендеры» (подраздел «Нормативные документы»). Участником может быть согласовано с заказчиком предоставление банковской гарантии иным банком, не указанным в перечне. Согласование осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3.16.8 Документации.

Кроме того, пунктом 3.16.8 Документации установлено, что победитель или участник, сделавший предпоследнее предложение о цене (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене), единственный участник, допущенный к участию в конкурсе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником), согласовывает банковскую гарантию с заказчиком, направив проект банковской гарантии либо банковскую гарантию заказчику. Победитель, участник конкурса, с которым принято решение заключить договор, вправе инициировать процедуру согласования банковской гарантии с даты размещения итогового протокола на сайтах.

Учитывая изложенное, возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положений зависит от волеизъявления Заказчика, которое может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

13. Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Механизм осуществления импортозамещения в рамках Закона о закупках предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 (далее - Постановление № 925).

Согласно пункту 1 Постановления № 925 заказчик обязан установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Так в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора

Вместе с тем согласно пункту 1.8 Документации приоритет товаров, работ, услуг, по Постановлению № 925 не установлен.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации приоритет товаров, работ, услуг, в соответствии с Постановлением № 925, противоречит пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      1. Согласно пункту 12.1.31 проекта договора «в случае привлечения субподрядчиков, иных лиц для выполнения инженерных изысканий, проектных работ, строительно-монтажных работ, подрядчик обязан согласовать эти организации с Заказчиком и предусмотреть условия договоров с такими субподрядчиками (иными лицами) по аналогии с условиями настоящего договора и предоставить Заказчику заверенные подписью уполномоченного представителя и печатью субподрядчика выписки из соответствующих договоров, подтверждающие надлежаще исполнение подрядчиком указанных обязательств с приложением документа, подтверждающего полномочия заключившего их лица.

Вместе с тем ограничение привлечения к исполнению обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурса, субподрядных организаций, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления Заказчика.

Кроме того, в соответствии с положениями Закона о закупках, Заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц — субподрядных организаций устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с Заказчиком.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

15. Пунктом 1.9.1 Документации установлено, что участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной Документацией, а именно:

- действующую на момент подачи заявки лицензию МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128, включающую в себя следующие виды работ:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае, если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке копии лицензии МЧС может ограничить количество участников закупки.

Учитывая, что участником может быть привлечен субподрядчик для выполнения работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений, требование о наличии лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений является избыточным, поскольку отсутствие подтверждения наличия указанной лицензии МЧС России у участника Конкурса не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

      1. Признать жалобу ООО «ИГС» (ИНН: 7723568655; ОГРН: 1067746508851) от 16.03.2021 № 1603-21/ИГС на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 110/ОКЭ-ДКРС/21 на право заключения договоров выполнения полного комплекса работ, включая инженерные изыскания, проектные работы, оформление исходно- разрешительной документации, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы и комплектацию оборудованием на объектах, относящихся к программе «Электрификация участка Ртищево-Кочетовка
        Юго- Восточной железной дороги» (извещение № 32110036900) обоснованной в части доводов о том, что Заказчиком:

  • принято неправомерное решение об объединении в один объект закупки строительно-монтажных, а также проектно-изыскательских работ, включая поставку оборудования;

  • неправомерно размещена Документация в ЕИС не в полном объеме;

  • ненадлежащим образом в Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по критериям «Цена договора», «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами», «Наличие производственных мощностей (ресурсов)»;

  • установлено неправомерное требование Документации о представлении в составе заявки подтверждения совокупного размера неисполненных обязательств по СРО;

  • ненадлежащим образом в Документации установлено требование о наличии у участника опыта по предмету закупки;

  • неправомерно в Документации установлены требования о наличии у участника кадровых, а также материально-технических ресурсов;

  • установлено в Документации неправомерное право Заказчика осуществлять запросы участникам закупки о разъяснении/дополнении заявок участников.

      1. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, части 15 статьи 3.2, пункт 3 части 9, пункты 1, 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      2. Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 24.03.2021 № 223ФЗ-154/21.

      1. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 24.03.2021 № 223ФЗ-154/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ООО «ИГС»
ИНН 7723568655, ОГРН 1067746508851
ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО «РТС-тендер»
ИНН 9102201633, ОГРН 1159102131781