Решение №28/3114/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-18/22 от 19 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-18/22

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СПС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

14.01.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,

ООО «СПС»: <...>, <...>,

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «СПС» от 27.12.2021 № 98/21 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме
№ 1248/ОКЭ-ТЭ/21 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение ТП на станции Балаково», расположенному
в границах Приволжской железной дороги (извещение № 32110989215),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «СПС» (далее – Заявитель)
от 27.12.2021 № 98/21 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»

(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
№ 1248/ОКЭ-ТЭ/21 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение ТП на станции Балаково», расположенному
в границах Приволжской железной дороги (извещение № 32110989215)

(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 24.12.2021;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 162 499 896 рублей;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 19.01.2022;

  4. Дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 07.02.2022;

  5. Дата подведения итогов Конкурса – 08.02.2022.

В целях всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 10.01.2022 до 14.01.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки.

2. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритериям «Опыт участника», «Квалификация персонала», «Наличие производственных мощностей» критерия «Квалификация участника», подкритерию «Наличие сертификата соответствия, выданного в системе добровольной сертификации» критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг».

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился
и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 199 Положения о закупке к числу квалифицированных требований относится требование о наличии у участника закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке.

Подпунктом 1.9.3 пункта 1.9 части 1 Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам Конкурса:

«Участник закупки должен иметь опыт выполнения строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении № 1.1 к Документации.

При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки
(с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки)
по выполнению строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнению строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих
на стороне участника. В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:

документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной
в приложении № 1.3 к Документации о наличии требуемого опыта;

акты о выполнении работ и/или акты о выполнении работ и накладные
о поставке товаров;

договоры на выполнение работ и/или договоры на выполнение работ, включая поставку товаров (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

документы, подтверждающие оплату по договору (выписка
из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающая факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств
по договору, указанному участником в форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, с отметкой обслуживающего банка
об исполнении);

документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами,
не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.)».

По мнению Заявителя, Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ исключительно по тяговым подстанциям.

При этом представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что закупаемый Заказчиком объект капитального строительства относится к линейным объектам, в связи с чем Заказчиком необходимо сформулировать вышесказанное требование к участкам закупки следующим образом: «требуется опыт выполнения строительно-монтажных работ на линейных объектах».

Вместе с тем согласно Извещению, Документации предметом закупки является выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение ТП
на станции Балаково», расположенному в границах Приволжской железной дороги.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что в соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Кроме того, из общего объема работ, предусмотренных
приложением № 1.5 «Ведомость объемов работ» к Документации, к работам
на линейных объектах относятся только работы по устройству воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 10 и 35 кВ и устройству телемеханик, при этом указанные работы составляют меньшую часть общего объема работ, входящих в предмет Конкурса.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России также пояснил, что работы по предмету Конкурса требуют наличия
у участников закупки соответствующей квалификации. Кроме того, наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету Конкурса, значительно снижает риск возникновения чрезвычайных ситуаций при выполнении работ
и при дальнейшей эксплуатации законченных строительством объектов.

Дополнительно представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что с учетом объема, перечня и специфики предполагаемых
к выполнению работ по предмету закупки требование к участникам закупки
о наличии опыта выполнения строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций устанавливается в связи с необходимостью выбора подрядчика, который в результате осуществления предпринимательской деятельности по выполнению работ, аналогичных предмету Конкурса, приобрел необходимую квалификацию в сфере осуществления данных видов работ и, как следствие, максимально соответствует потребностям Заказчика в надлежащем исполнении работ по предмету данного Конкурса.

Вместе с тем представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представили доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса
по подкритериям «Опыт участника», «Квалификация персонала», «Наличие производственных мощностей» критерия «Квалификация участника», подкритерия «Наличие сертификата соответствия, выданного в системе добровольной сертификации» критерия «Качественные, функциональные
и экологические характеристики товаров, работ, услуг».

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом
понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

2.1 Пунктом 2.1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Опыт участника» критерия «Квалификация участника» (далее – Подкритерий № 1 Критерия № 1), согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии с пунктом 1.9.3 Документации и с подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации следующим образом:

Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:

 

15, где:

 

Б j – количество баллов j-го участника;

Цj Σ опыт – стоимость выполненных j-ым участником строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций (без учета НДС);

Ц нач.макс – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС)».

По мнению Заявителя, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участков закупки по Подкритерию № 1 Критерия № 1, поскольку согласно вышеуказанному порядку оценки Заказчиком учитывается
опыт выполнения соответствующих работ на тяговых подстанциях.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 1 Критерия № 1 установлен Заказчиком с целью выявления участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика, а также способного обеспечить надлежащее выполнение работ по предмету закупки.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2.2 Пунктом 2.2 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация персонала» (далее – Подкритерий № 2) Критерия № 1, согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, указанных
в подпункте 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и представленных в заявках участников.

Оценивается путем деления количества специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV имеющихся у каждого (j-ого) участника на максимальное количество специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV, из всех имеющихся у участников:

 

 

 

 

где:

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника;

Пj – количество специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV имеющихся у каждого (j-ого) участника;

Пmax – максимальное количество специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV из всех имеющихся у участников.

4 – максимально возможное количество баллов по критерию.

В случае отсутствия у участника документов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, и/или отсутствия специалистов
с группой допуска по электробезопасности не ниже IV баллы не начисляются».

Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1.4
к Документации установлено следующее:

«Оценка участников закупки осуществляется на основании
документов, подтверждающих наличие у участника специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV, а именно:

документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации;

копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных
в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии участника необходимо представить:

действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности;

действующий приказ руководителя участника о назначении комиссии участника для проведения проверки знаний у электротехнического и/или электротехнологического персонала участника, а также документы, подтверждающие наличие у членов комиссии группы по электробезопасности
и прохождения проверки знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные комиссией органа Федеральной службы по экологическому контролю, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии органа Ростехнадзора необходимо представить действующие удостоверения специалистов с группой допуска по электробезопасности».

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 2 Критерия № 1, поскольку Заказчиком
не установлен предельное максимальное количество специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV, подлежащих к оценке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 2 Критерия № 1 направлен на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений.

Вместе с тем представителями Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения
в указанной части.

2.3 Пунктом 2.3 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация персонала» (далее – Подкритерий № 3) Критерия № 1, согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, указанных
в подпункте 2.3 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и представленных в заявках участников.

Оценивается путем деления количества рабочих следующих профессий: машинист крана автомобильного с группой допуска по электробезопасности
не ниже III; электромонтажник по распределительным устройствам
и вторичным цепям с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
с группой допуска по электробезопасности не ниже III; электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования с группой допуска
по электробезопасности не ниже III и/или слесарь-электрик по ремонту электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III, имеющихся у каждого (j-ого) участника на максимальное количество рабочих
(в совокупности) следующих профессий: машинист крана автомобильного
с группой допуска по электробезопасности не ниже III; электромонтажник
по распределительным устройствам и вторичным цепям с группой допуска
по электробезопасности не ниже III и/или электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию с группой допуска по электробезопасности не ниже III; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или слесарь-электрик по ремонту электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III
из всех имеющихся у участников:

где:

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника;

Пj – количество рабочих по профессиям:

Пj мка – машинист крана автомобильного с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

Пj эру - электромонтажник по распределительным устройствам
и вторичным цепям с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

Пj эро - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или слесарь-электрик по ремонту электрооборудования с группой допуска по электробезопасности
не ниже III, имеющихся у каждого (j-ого) участника;

Пmax – максимальное количество рабочих по профессиям:

Пmax мка - машинист крана автомобильного с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

Пmax эру - электромонтажник по распределительным устройствам
и вторичным цепям с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

Пmax эро – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или слесарь-электрик по ремонту электрооборудования с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, из всех имеющихся у участников;

9 – максимально возможное количество баллов по критерию.
Максимальное количество баллов в подтверждение каждой профессии, которое может быть присвоено участнику, равно 3.

В случае отсутствия у участника документов, указанных в подпункте 2.3 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, и/или отсутствия рабочего(их) хотя бы по одной из вышеуказанных профессий баллы по соответствующей профессии в формуле не начисляются».

Подпунктом 2.3 пункта 2 приложения № 1.4
к Документации установлено следующее:

«Оценка участников закупки осуществляется на основании
документов, подтверждающих наличие у участника рабочих следующих профессий: машинист крана автомобильного с группой допуска по электробезопасности не ниже III; электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
с группой допуска по электробезопасности не ниже III; электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования с группой допуска
по электробезопасности не ниже III и/или слесарь-электрик по ремонту электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III,
а именно:

документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации;

копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных
в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии участника необходимо представить:

действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности;

действующий приказ руководителя участника о назначении комиссии участника для проведения проверки знаний у электротехнического и/или электротехнологического персонала участника, а также документы, подтверждающие наличие у членов комиссии группы по электробезопасности и прохождения проверки знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные комиссией органа Федеральной службы по экологическому контролю, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии органа Ростехнадзора необходимо представить действующие удостоверения специалистов с группой допуска по электробезопасности».

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 2 Критерия № 1, поскольку Заказчиком
не установлен предельное максимальное количество специалистов, подлежащих к оценке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 3 Критерия № 1 направлен на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения
в указанной части.

2.4 Пунктом 2.4 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Наличие производственных мощностей» (далее – Подкритерий № 4) Критерия № 1 согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, указанных
в подпункте 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и представленных в заявках участников.

Оценивается путем деления количества строительной техники, указанной таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, имеющихся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество строительной техники, указанной таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации из всех имеющихся у участников:

где:

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника;

Тj – количество строительной техники по видам:

Тj ка – кран на автомобильном ходу;

Тj убм – универсальная бурильная машина (бурильно-крановая машина);

Тmax – максимальное количество строительной техники по видам:

Тmax ка – кран на автомобильном ходу;

Тmax убм – универсальная бурильная машина (бурильно-крановая машина).

Максимальное количество баллов в подтверждение каждого вида строительной техники, которое может быть присвоено участнику, равно 3.

В случае отсутствия у участника документов, указанных в подпункте 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и/или отсутствия производственных мощностей хотя бы одного вида строительной техники, указанного в таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4
к Документации баллы по соответствующему виду строительной техники
в формуле не начисляются».

В соответствии с подпунктом 2.4 пункта 2 приложения № 1.4
к Документации оценка заявок участников закупки осуществляется
на основании документов, подтверждающих наличие у участника закупки производственных мощностей (ресурсов), а именно:

документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений
о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной
в приложении № 1.3
к Документации;

документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы);

паспорт транспортного средства и/или свидетельство о регистрации транспортного средства на каждую единицу техники на автомобильном ходу».

Таблицей № 1 установлен следующий перечень техники, подлежащий к оценке:

 

п/п

Наименование

Параметры

  1.  

Кран на автомобильном ходу

Грузоподъемность не менее 16 т

  1.  

Универсальная бурильная машина (бурильно-крановая машина)

Глубина бурения не менее 3 м

 

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, приходит
к выводу о необъективности установленного порядка оценки заявок
участников закупки по Подкритерию № 4 Критерия № 1, который
не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, поскольку участники закупки, имеющие в наличии иную технику, отличную от техники на автомобильном ходу (например, на гусеничном ходу), получат 0 баллов.

Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 4 Критерия № 1, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках, и нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.

2.5 Пунктом 3.1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Наличие сертификата соответствия, выданного в системе добровольной сертификации» критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг» (далее – Подкритерий № 5 Критерия № 2), согласно которому:

«Максимальное количество баллов присваивается при наличии
у участника сертификатов соответствия, выданных в системе добровольной сертификации на все позиции продукции, указанные в приложении № 1.4.1
к Документации и наличие которых подтверждено документами, указанными
в подпункте 2.5 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации.

Оценивается путем деления количества позиций, указанных
в приложении № 1.4.1 к Документации и подтвержденных участником документами, указанными подпункте 2.5 пункта 2 приложения № 1.4
к Документации на количество позиций, указанных в перечне оборудования для оценки заявок участников по Подкритерию № 5 Критерия № 2 приложения

№ 1.4.1 к Документации, по формуле:

Бj – количество баллов участника;

N – количество позиций, указанных в приложении № 1.4.1
к Документации и подтвержденных участником документами, указанными
в подпункте 2.5 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации

n – количество позиций, указанных в приложении № 1.4.1
к Документации;

1 – максимально возможное количество баллов.

При отсутствии у участника сертификатов соответствия, выданных в системе добровольной сертификации, баллы не начисляются».

В соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 приложения № 1.4
к Документации оценка заявок участников закупки осуществляется
на основании документов, подтверждающих наличие сертификата соответствия, выданного в системе добровольной сертификации, а именно:

сертификат/декларация соответствия, выданный в системе добровольной сертификации на продукцию, указанную в приложении №.1.4.1
к Документации.

По мнению Заявителя, Заказчиком установлен излишний критерий и сопоставления заявок участников закупки «Наличие сертификата соответствия, выданного в системе добровольной сертификации», поскольку вышеуказанный оценочный критерий отсутствует в Положении о закупки.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 209 Положения о закупке для оценки и сопоставления заявок участников закупки в документации о конкурентной закупке используются следующие критерии:

1) цена договора и/или единицы товара, работы, услуги;

2) качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг;

3) квалификация участников закупки;

4) расходы на эксплуатацию товаров;

5) стоимость жизненного цикла;

6) расходы на техническое обслуживание товаров;

7) сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

8) срок предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг;

9) объем предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг;

10) наличие системы менеджмента качества (оценка по этому критерию осуществляется в обязательном порядке в случае закупки продукции, подлежащей инспекторскому контролю);

11) наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами;

12) условия оплаты товаров, работ, услуг (размер аванса, сроки оплаты
и т.п.).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что наличие сертификата соответствия, выданного в системе добровольной сертификации, является подкритерием оценки заявок участников закупки, входящий в состав критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг» и не выступает в качестве обязательного требования, предъявляемого к закупаемой продукции. Отсутствие требуемых сертификатов соответствия не является основанием для отклонения заявок участников закупочной процедуры и не лишает возможности подать заявку на участие в закупке.

Кроме того, вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки направлен на соблюдение действующего законодательства о техническом регулировании, а также исключает опасность техногенных явлений в процессе строительства.

При этом на заседании Комиссии ФАС России, а также в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих
о том, что порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки
по Подкритерию № 5 Критерия № 2 ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о закупках, Положению о закупке, в связи с чем у Комиссии ФАС России отсутствуют основания для признания вышеуказанных действий Заказчика, установившего вышеуказанный критерий оценки заявок в Документации, неправомерными.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу
о необоснованности довода Жалобы.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СПС» (ИНН: 1901128350;
ОГРН: 1151901005695) от 27.12.2021 № 98/21 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
при проведении открытого конкурса в электронной форме
№ 1248/ОКЭ-ТЭ/21 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение ТП на станции Балаково», расположенному
в границах Приволжской железной дороги (извещение № 32110989215) обоснованной в части установлени
я ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по подкритерию «Наличие производственных мощностей» критерия «Квалификация участника».

2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 14.01.2022 № 223ФЗ-18/22.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 14.01.2022 № 223ФЗ-18/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Представителю ОАО "РЖД" В.В. Осипенкову
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО «СПС»
ИНН 1901128350, ОГРН 1151901005695