Решение №17/98627/19 Решение № 223ФЗ-1023/19 от 11 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-1023/19

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Аймарс Медиа» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

06.11.2019 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии — <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Аймарс Медиа» от 29.10.2019 № 29(1)-10/19 на действия (бездействие) заказчика ГК «РАД» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплексное информационное сопровождение деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (извещение № 31908257757), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Аймарс Медиа» (далее – Заявитель) от 29.10.2019 № 29(1)-10/19 (вх. от 29.10.2019 № 190540/19) на действия (бездействие) заказчика ГК «РАД» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплексное информационное сопровождение деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (извещение № 31908257757) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГК «РАД» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 30.08.2019;

      2. Начальная (максимальная) цена договора — 283 393 000 рублей;

      3. Дата окончания подачи заявок — 09.10.2019;

      4. Дата рассмотрения заявок — 23.10.2019;

      5. Дата подведения итогов Конкурса — 08.11.2019.

      6. На участие в Конкурсе подано 4 заявки, из них 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены требования Закона о закупках, а именно:

      1. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по критерию «Наличие опыта выполнения работ в стоимостном выражении»;

      2. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по критерию «Наличие рекомендательных писем (отзывов) деловых партнеров (клиентов, заказчиков)».

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по Показателю 1.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 1 таблицы № 1 пункта 4.4 Документации конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурса в соответствии с критерием «Квалификация участника конкурса» вправе оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе следующему подкритерию: «Наличие у участника конкурса опыта (в стоимостном выражении) выполнения работ и/или оказания услуг в сфере информационного сопровождения деятельности юридических лиц (независимо от статуса при исполнении договоров (исполнитель или соисполнитель) за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок» (далее — Показатель 1).

При этом указано, что для подтверждения соответствия вышеуказанному требованию Документации, участникам Конкурса необходимо представить:

      1. Копии договоров на выполнение работ и/или оказание услуг;

      2. Копии актов о приемке выполненных работ и/или оказанных услуг;

      3. Вместо копий документов, указанных в пункте 2 возможно представление копий иных документов, оформленных в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», подтверждающих стоимость выполненных работ и факты приемки работ Заказчиками;

      4. Анкета участников закупки, заполненная по форме таблицы № 1 приложения № 4 к Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и сообщил, что Заявителем по Показателю 1 представлены договоры на общую сумму 1 838 420 763,92 рублей, при этом Заказчиком при оценке заявок не учтена часть договоров, подтверждающих опыт выполнения работ Заявителя.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по закупкам по вопросу оценки заявок и подведения итогов Конкурса от 25.10.2019 № 39108257757-03 Заявителю по Показателю 1 присвоено 15,6225 баллов, что соответствует подтвержденному опыту (в стоимостном выражении) в размере 390 971 328,18 рублей.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что при осуществлении оценки и сопоставления заявок участников Конкурса по Показателю 1 Заказчик руководствовался требованиями технического задания Документации, согласно которому, исполнителю по договору, заключаемому по результатам Конкурса, необходимо оказать услуги по комплексному информационному сопровождению Заказчика, затрагивающее все аспекты и направления деятельности Заказчика, в связи с чем, договоры, представленные участниками Конкурса для подтверждения соответствия Показателю 1 не учитывались, в случае если предметом договоров были отдельные проекты или отдельные направления деятельности заказчиков по таким договорам. Так например: представленный договор от 21.10.2014 № 821 между Заявителем и ОАО «РЖД» не соответствует требованиям Документации, поскольку предметом такого договора является оказание рекламных услуг, что не может считаться комплексным информационным сопровождением деятельности Заказчика.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о ненадлежащем осуществлении оценки заявки Заявителя.

Учитывая изложенное, в отсутствие иных сведений и материалов, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о наличии нарушений в действиях Заказчика при осуществлении оценки заявок участников Конкурса по Показателю 1.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по критерию «Наличие рекомендательных писем (отзывов) деловых партнеров (клиентов, заказчиков)».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя отозвал указанный довод Жалобы, в связи с чем, довод Жалобы не находит своего подтверждения.

Вместе с тем, учитывая, что текст Жалобы содержит указания на нарушения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

      1. Как указано ранее, в соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно таблице № 2 раздела 8 Документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Опыт (в количественном выражении (количество договоров)) выполнения работ и/или оказания услуг в сфере информационного сопровождения деятельности юридических лиц (независимо от статуса подрядчика при исполнении договоров (подрядчик или субподрядчик)) за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок» (далее — Показатель 2):

от 0 до 3 включительно

0 баллов

от 4 до 6 включительно

10 баллов

от 7 до 9 включительно

20 баллов

10 и более

30 баллов

Аналогичный порядок оценки заявок участников Конкурса установлен по следующим критериям:

  • Наличие у участника конкурса необходимого для оказания услуг персонала (учитываются специалисты с высшим образованием (специалист по связям с общественностью и/или специалист по рекламе, и/или политолог, и/или социолог, и/или журналист, и/или культуролог, и/или филолог, и/или лингвист) и стажем работы в сфере информационного сопровождения деятельности юридических лиц, превышающим 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок) (далее — Показатель 3);

  • Наличие у участника конкурса рекомендательных писем (отзывов) деловых партнеров (клиентов, заказчиков) (далее — Показатель 4).

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в вышеуказанном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между предметом оценки по Показателям 2-4 и начисляемым количеством баллов по указанным показателям, поскольку участникам Конкурса, представившим, например, по Показателю 2 договоры в количестве 4 и 6, будет присвоено одинаковое количество баллов, что не отражает фактическое отличие в квалификации участников Конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет надлежащим образом присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса.

Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса, поскольку победителем Конкурса признан участник представивший по Показателям 2-4 наибольшее количество соответствующих подтверждений.

4. Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно части 2 раздела 4 Документации «первая часть заявки на участие в Конкурсе, составленная по форме, установленной приложением № 2 к Документации, должна содержать предложение участника об условиях исполнения договора, соответствующее всем условиям исполнения договора, изложенным в Технической части (приложение № 1 к Конкурсной документации), в том числе описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, оформленное в соответствии с требованиями приложения № 5 к Конкурсной документации, а также иные сведения, документы, копии документов, предусмотренные документацией о закупке и/или законодательными и нормативными актами Российской Федерации и/или Положением в применимой части. Не допускается указание в первой части заявки на участие в Конкурсе сведений о ценовом предложении участника закупки, сведений об участнике закупки и о его соответствии общим и/или квалификационным требованиям, установленным в документации о закупке».

Пунктом «а» части 3 раздела V Документации установлено, что Конкурсная комиссия не допускает участника закупки к участию в Конкурсе, в том числе по следующему основанию:

а) документы, сведения и материалы, предусмотренные закупочной документацией, не представлены, и/или предоставлены в неполном объеме, и/или нечитаемы, и/или оформлены не в соответствии с требованиями документации о закупке, и/или составлены в нарушение требований применимого законодательства;

Вместе с тем, Документация не содержит перечня иных сведений, документов, копий документов, предусмотренных Документацией и/или законодательными и нормативными актами Российской Федерации и/или Положением о закупке, требуемых для предоставления участником закупки в первой части заявки в соответствии с частью 2 раздела 4 Документации, что не позволяет участникам Конкурса надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего указанные требования к составу первой части заявки участников Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, выявленное нарушения не повлияло на результаты проведения Конкурса, поскольку по указанному основанию, заявки участников Конкурса Заказчиком не отклонялись.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

      1. Признать жалобу ООО «Аймарс Медиа» (ИНН: 7723586767, ОГРН: 5067746891977) от 29.10.2019 № 29(1)-10/19 на действия (бездействие) заказчика ГК «РАД» (ИНН: 7717151380, ОГРН: 1097799013652) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплексное информационное сопровождение деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (извещение № 31908257757) необоснованной.

      2. Признать в действиях ГК «РАД» нарушения пунктов 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса.

      4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.11.2019 № 223ФЗ-1023/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ГК "РАД"
ИНН 7717151380, ОГРН 1097799013652
ООО "Аймарс Медиа"
ИНН 7723586767, ОГРН 5067746891977