Решение №17/98627/19 Решение № 223ФЗ-1023/19 от 11 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-1023/19
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Аймарс Медиа» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
06.11.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии — <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО «Аймарс Медиа» от 29.10.2019 № 29(1)-10/19 на действия (бездействие) заказчика ГК «РАД» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплексное информационное сопровождение деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (извещение № 31908257757), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Аймарс Медиа» (далее – Заявитель) от 29.10.2019 № 29(1)-10/19 (вх. от 29.10.2019 № 190540/19) на действия (бездействие) заказчика ГК «РАД» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплексное информационное сопровождение деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (извещение № 31908257757) (далее — Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГК «РАД» (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
-
-
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 30.08.2019;
-
Начальная (максимальная) цена договора — 283 393 000 рублей;
-
Дата окончания подачи заявок — 09.10.2019;
-
Дата рассмотрения заявок — 23.10.2019;
-
Дата подведения итогов Конкурса — 08.11.2019.
-
На участие в Конкурсе подано 4 заявки, из них 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.
-
-
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены требования Закона о закупках, а именно:
-
-
-
Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по критерию «Наличие опыта выполнения работ в стоимостном выражении»;
-
Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по критерию «Наличие рекомендательных писем (отзывов) деловых партнеров (клиентов, заказчиков)».
-
-
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по Показателю 1.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с пунктом 1 таблицы № 1 пункта 4.4 Документации конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурса в соответствии с критерием «Квалификация участника конкурса» вправе оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе следующему подкритерию: «Наличие у участника конкурса опыта (в стоимостном выражении) выполнения работ и/или оказания услуг в сфере информационного сопровождения деятельности юридических лиц (независимо от статуса при исполнении договоров (исполнитель или соисполнитель) за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок» (далее — Показатель 1).
При этом указано, что для подтверждения соответствия вышеуказанному требованию Документации, участникам Конкурса необходимо представить:
-
-
-
Копии договоров на выполнение работ и/или оказание услуг;
-
Копии актов о приемке выполненных работ и/или оказанных услуг;
-
Вместо копий документов, указанных в пункте 2 возможно представление копий иных документов, оформленных в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», подтверждающих стоимость выполненных работ и факты приемки работ Заказчиками;
-
Анкета участников закупки, заполненная по форме таблицы № 1 приложения № 4 к Документации.
-
-
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и сообщил, что Заявителем по Показателю 1 представлены договоры на общую сумму 1 838 420 763,92 рублей, при этом Заказчиком при оценке заявок не учтена часть договоров, подтверждающих опыт выполнения работ Заявителя.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по закупкам по вопросу оценки заявок и подведения итогов Конкурса от 25.10.2019 № 39108257757-03 Заявителю по Показателю 1 присвоено 15,6225 баллов, что соответствует подтвержденному опыту (в стоимостном выражении) в размере 390 971 328,18 рублей.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что при осуществлении оценки и сопоставления заявок участников Конкурса по Показателю 1 Заказчик руководствовался требованиями технического задания Документации, согласно которому, исполнителю по договору, заключаемому по результатам Конкурса, необходимо оказать услуги по комплексному информационному сопровождению Заказчика, затрагивающее все аспекты и направления деятельности Заказчика, в связи с чем, договоры, представленные участниками Конкурса для подтверждения соответствия Показателю 1 не учитывались, в случае если предметом договоров были отдельные проекты или отдельные направления деятельности заказчиков по таким договорам. Так например: представленный договор от 21.10.2014 № 821 между Заявителем и ОАО «РЖД» не соответствует требованиям Документации, поскольку предметом такого договора является оказание рекламных услуг, что не может считаться комплексным информационным сопровождением деятельности Заказчика.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о ненадлежащем осуществлении оценки заявки Заявителя.
Учитывая изложенное, в отсутствие иных сведений и материалов, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о наличии нарушений в действиях Заказчика при осуществлении оценки заявок участников Конкурса по Показателю 1.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
-
-
-
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по критерию «Наличие рекомендательных писем (отзывов) деловых партнеров (клиентов, заказчиков)».
-
-
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя отозвал указанный довод Жалобы, в связи с чем, довод Жалобы не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, учитывая, что текст Жалобы содержит указания на нарушения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
-
-
-
Как указано ранее, в соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
-
-
Согласно таблице № 2 раздела 8 Документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Опыт (в количественном выражении (количество договоров)) выполнения работ и/или оказания услуг в сфере информационного сопровождения деятельности юридических лиц (независимо от статуса подрядчика при исполнении договоров (подрядчик или субподрядчик)) за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок» (далее — Показатель 2):
от 0 до 3 включительно |
0 баллов |
от 4 до 6 включительно |
10 баллов |
от 7 до 9 включительно |
20 баллов |
10 и более |
30 баллов |
Аналогичный порядок оценки заявок участников Конкурса установлен по следующим критериям:
-
Наличие у участника конкурса необходимого для оказания услуг персонала (учитываются специалисты с высшим образованием (специалист по связям с общественностью и/или специалист по рекламе, и/или политолог, и/или социолог, и/или журналист, и/или культуролог, и/или филолог, и/или лингвист) и стажем работы в сфере информационного сопровождения деятельности юридических лиц, превышающим 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок) (далее — Показатель 3);
-
Наличие у участника конкурса рекомендательных писем (отзывов) деловых партнеров (клиентов, заказчиков) (далее — Показатель 4).
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в вышеуказанном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между предметом оценки по Показателям 2-4 и начисляемым количеством баллов по указанным показателям, поскольку участникам Конкурса, представившим, например, по Показателю 2 договоры в количестве 4 и 6, будет присвоено одинаковое количество баллов, что не отражает фактическое отличие в квалификации участников Конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет надлежащим образом присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса.
Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса, поскольку победителем Конкурса признан участник представивший по Показателям 2-4 наибольшее количество соответствующих подтверждений.
4. Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно части 2 раздела 4 Документации «первая часть заявки на участие в Конкурсе, составленная по форме, установленной приложением № 2 к Документации, должна содержать предложение участника об условиях исполнения договора, соответствующее всем условиям исполнения договора, изложенным в Технической части (приложение № 1 к Конкурсной документации), в том числе описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, оформленное в соответствии с требованиями приложения № 5 к Конкурсной документации, а также иные сведения, документы, копии документов, предусмотренные документацией о закупке и/или законодательными и нормативными актами Российской Федерации и/или Положением в применимой части. Не допускается указание в первой части заявки на участие в Конкурсе сведений о ценовом предложении участника закупки, сведений об участнике закупки и о его соответствии общим и/или квалификационным требованиям, установленным в документации о закупке».
Пунктом «а» части 3 раздела V Документации установлено, что Конкурсная комиссия не допускает участника закупки к участию в Конкурсе, в том числе по следующему основанию:
а) документы, сведения и материалы, предусмотренные закупочной документацией, не представлены, и/или предоставлены в неполном объеме, и/или нечитаемы, и/или оформлены не в соответствии с требованиями документации о закупке, и/или составлены в нарушение требований применимого законодательства;
Вместе с тем, Документация не содержит перечня иных сведений, документов, копий документов, предусмотренных Документацией и/или законодательными и нормативными актами Российской Федерации и/или Положением о закупке, требуемых для предоставления участником закупки в первой части заявки в соответствии с частью 2 раздела 4 Документации, что не позволяет участникам Конкурса надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего указанные требования к составу первой части заявки участников Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушения не повлияло на результаты проведения Конкурса, поскольку по указанному основанию, заявки участников Конкурса Заказчиком не отклонялись.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
-
-
Признать жалобу ООО «Аймарс Медиа» (ИНН: 7723586767, ОГРН: 5067746891977) от 29.10.2019 № 29(1)-10/19 на действия (бездействие) заказчика ГК «РАД» (ИНН: 7717151380, ОГРН: 1097799013652) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплексное информационное сопровождение деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (извещение № 31908257757) необоснованной.
-
Признать в действиях ГК «РАД» нарушения пунктов 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса.
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.11.2019 № 223ФЗ-1023/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.