Решение №28/63469/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-259/22 от 1 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-259/22

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СПС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

28.06.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,

ООО «СПС»: <...>, <...>,

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «СПС» от 16.06.2022 № 58/22 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение здание ЗРУ-10 кВ тяговой подстанции Таксимо», расположенному в границах Восточно-Сибирской железной дороги (извещение № 818/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «СПС» (далее – Заявитель)
от 16.06.2022 № 58/22 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение здание ЗРУ-10 кВ тяговой подстанции Таксимо», расположенному в границах Восточно-Сибирской железной дороги (извещение № 818/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)

(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (в редакции от 06.04.2022 протокол № 14) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при проведении Конкурса:

1. Извещение размещено на сайте www.rts-tender.ru – 30.05.2022;

2. Начальная (максимальная) цена договора – 272 433 888 рубля;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 17.06.2022;

4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 04.07.2022;

5. Дата подведения итогов Конкурса – 05.07.2022.

В целях полного и всестороннего рассмотрения материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 24.06.2022 по 28.06.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права
и законные интересы Заявителя, поскольку:

1. Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ исключительно на тяговых подстанциях;

2. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритериям «Опыт участника», «Квалификация персонала», «Наличие производственных мощностей» критерия «Квалификация участника»;

3. Заказчиком размещена проектная документация не в полном объеме.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены
в подпунктах 2, 3 пункта 32 Положения о закупке.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ исключительно на тяговых подстанциях.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации
о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки,
к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 199 Положения о закупке к числу квалифицированных требований относится требование о наличии у участника закупки опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной
в извещении, документации о закупке.

Подпунктом 1.9.3 пункта 1.9 части 1 Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам Конкурса:

«Участник должен иметь опыт выполнения строительно-монтажных работ
на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в Техническом задании – приложении №1.1 к конкурсной документации.

При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки) по выполнению строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнению строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности
на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих
на стороне участника. В подтверждение опыта выполнения работ участник
в составе заявки представляет:

1) документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.3 к Документации о наличии требуемого опыта;

2) акты о выполнении работ и/или акты о выполнении работ и накладные
о поставке товаров;

3) договоры на выполнение работ и/или договоры на выполнение работ, включая поставку товаров (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

4) документы, подтверждающие оплату по договору (выписка
из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающая факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств
по договору, указанному участником в Форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.3
к Документации, с отметкой обслуживающего банка об исполнении);

5) документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления
в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный
акт и др.)».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что, исходя из вышеизложенных требований Документации, не удается однозначным образом установить возможность предоставления опыта
по техническому перевооружению иных объектов в подтверждение соответствия вышеуказанному квалификационному требованию, в связи с чем, по мнению Заявителя, действия Заказчика ограничивают количество участников Конкурса.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и сообщил, что квалификационное требование к участникам закупки, установленное Заказчиком в Документации, свидетельствует о возможности предоставления участниками закупки подтверждения расширенного опыта в части выполнения строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций.

Вместе с тем представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении заявок Заказчиком учитывается опыт выполнения работ по предмету закупки не только
на тяговых подстанциях, а также на устройствах тяговых подстанций.

Также Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 34062-2017 «Международный стандарт «Тяговые подстанции, трансформаторные подстанции и линейные устройства тягового электроснабжения железной дороги» под тяговой подстанцией понимается электрическая подстанция, предназначенная для электроснабжения железнодорожного электроподвижного состава.

Кроме того, из системного толкования положений Документации следует,
что в рамках договора по результатам Конкурса исполнителю по договору необходимо выполнить строительство и связанные с ним работы, включая поставку и монтаж оборудования (приложение № 1.2 к Документации).

Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 190-ФЗ Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены следующие виды объектов капитального строительства: «здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)».

Вместе с тем Заказчиком в Документации установлено квалификационное требование к участникам о наличии опыта выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, исключительно на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций, являющееся основанием для допуска участника Конкурса к участию
в закупке. При этом заявка участника закупки, не имеющего вышеуказанный опыт выполнения работ, при этом имеющего опыт выполнения работ на иных объектах капитального строительства, подлежит отклонению и не допускается к участию
в Конкурсе.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего вышеуказанное квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки, ограничивают количество участников Конкурса, нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность
за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритериям
«Опыт участника», «Квалификация персонала», «Наличие производственных мощностей» критерия «Квалификация участника».

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом
понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией
о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого
по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

2.1. Пунктом 2.1 раздела 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Опыт участника» критерия «Квалификация участника» (далее – Подкритерий № 1), согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии с пунктом 1.9.3 Документации
и с подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации следующим образом:

Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:

 

15, где:

 

Б j – количество баллов j-го участника;

Цj Σ опыт – стоимость выполненных j-ым участником строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций (без учета НДС);

Ц нач.макс – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).

Дополнительно 5 баллов по данному критерию присваивается участнику
при наличии опыта выполнения строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта.

20 – максимально возможное количество баллов».

По мнению Заявителя, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участков закупки по Подкритерию № 1, поскольку согласно вышеуказанному порядку оценки Заказчиком учитывается опыт выполнения соответствующих работ на тяговых подстанциях.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 1 установлен Заказчиком исходя из специфики предмета закупки с целью выявления участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика, а также способного обеспечить надлежащее выполнение работ по предмету закупки, при этом Подкритерий № 1 не является отборочным и не ограничивает количество участников Конкурса.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что при оценке заявок по Подкритерию № 1 Критерия Заказчиком учитывается опыт выполнения строительно-монтажных работ на иных объектах,
в том числе на закрытых распределительных устройствах.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представили доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы,
в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2.2. Пунктом 2.2 раздела 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация персонала» (далее – Подкритерий № 2) критерия «Квалификация участника», согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, указанных
в подпункте 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и представленных
в заявках участников. Оценивается путем деления количества специалистов
с группой допуска по электробезопасности не ниже IV имеющихся у каждого (j-ого) участника на максимальное количество специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV, из всех имеющихся у участников:

Пj

Aj= ──── *5

Пmax

 

где:

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника;

Пj – количество специалистов с группой допуска по электробезопасности
не ниже IV имеющихся у каждого (j-ого) участника;

Пmax – максимальное количество специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV из всех имеющихся у участников;

5 – максимально возможное количество баллов по критерию.

В случае отсутствия у участника документов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, и/или отсутствия специалистов
с группой допуска по электробезопасности не ниже IV баллы не начисляются».

Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлено следующее:

«Оценка заявок участников закупки осуществляется на основании документов, подтверждающих наличие у участника специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV, а именно:

документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленный в приложении № 1.3 к Документации;

копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии участника необходимо представить:

действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности;

действующий приказ руководителя участника о назначении комиссии участника для проведения проверки знаний у электротехнического и/или электротехнологического персонала участника, а также документы, подтверждающие наличие у членов комиссии группы по электробезопасности и прохождения проверки знаний норм и правил работы
в электроустановках, выданные комиссией органа Федеральной службы
по экологическому контролю, технологическому и атомному надзору
(далее – Ростехнадзор).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии органа Ростехнадзора необходимо представить действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности».

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили,
что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 2, поскольку Заказчиком не установлено предельное максимальное количество специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV, подлежащих оценке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 2 направлен
на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений.

Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствии
с пунктом 5.16 распоряжения ОАО «РЖД» от 07.11.2018 № 2364/р
«Об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств, железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» для обеспечения безопасности движения поездов
и сохранности инженерных коммуникаций работы в устройствах электроснабжения, на действующих энергетических установках работы выполняются под руководством ответственного за производство работ, имеющего группу допуска по электробезопасности не ниже IV.

В связи с вышеизложенным, привлечение к выполнению входящих в предмет конкурса работ, связанных с электроустановками, лицами, не имеющими соответствующих групп допуска по электробезопасности будет являться прямым нарушением установленных требований по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках, и может повлечь за собой гибель людей и причинение значительного ущерба электрооборудованию ОАО «РЖД».

Таким образом, требование об оценке наличия у участников персонала, имеющего IV группу допуска по электробезопасности, предусмотрено Заказчиком в целях исполнения законодательно установленных требований по безопасному проведению работ в электроустановках.

Вместе с тем представителями Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода Жалобы в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2.3. Пунктом 2.3 раздела 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация персонала» (далее – Подкритерий № 3) критерия «Квалификация участника», согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, указанных
в подпункте 2.3 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и представленных
в заявках участников.

Оценивается путем деления количества рабочих следующих профессий:

машинист крана автомобильного с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или электромонтажник
по силовым сетям и электрооборудованию с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или слесарь-электрик
по ремонту электрооборудования с группой допуска по электробезопасности
не ниже III;

машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами
с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, имеющихся у каждого (j-ого) участника
на максимальное количество рабочих (в совокупности) следующих профессий:

машинист крана автомобильного с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям
с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или электромонтажник
по силовым сетям и электрооборудованию с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или слесарь-электрик по ремонту электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами
с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, из всех имеющихся у участников:

 

Пj мка

Aj = ──── *2 +

Пmax мка

Пj эру

────── *2 +

Пmax эру

Пj эро

────── *2 +

Пmax эро

Пj жсм

────── *2 +

Пmax жсм

Пj мкс

────── *2;

Пmax мкс

 

где:

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника;

Пj – количество рабочих по профессиям:

Пj мка – машинист крана автомобильного с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

Пj эру – электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

Пj эро – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или слесарь-электрик
по ремонту электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III, имеющихся у каждого (j-ого) участника;

Пj жсм – машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

Пj мкс – машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

Пmax – максимальное количество рабочих по профессиям:

Пmax мка – машинист крана автомобильного с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

Пmax эру – электромонтажник по распределительным устройствам
и вторичным цепям с группой допуска по электробезопасности не ниже III
и/или электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

Пmax эро – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или слесарь-электрик
по ремонту электрооборудования с группой допуска по электробезопасности
не ниже III, из всех имеющихся у участников;

Пmax жсм – машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска по электробезопасности не ниже III;

Пmax мкс – машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;

10 – максимально возможное количество баллов по критерию.

Максимальное количество баллов в подтверждение каждой профессии, которое может быть присвоено участнику равно 2».

Подпунктом 2.3 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлено следующее:

«Оценка заявок участников закупки осуществляется на основании документов, подтверждающих наличие у участника рабочих следующих профессий: машинист крана автомобильного с группой допуска
по электробезопасности не ниже III; электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям с группой допуска по электробезопасности
не ниже III и/или электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
с группой допуска по электробезопасности не ниже III; электромонтер по ремонту
и обслуживанию электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или слесарь-электрик по ремонту электрооборудования с группой допуска по электробезопасности не ниже III; машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска по электробезопасности не ниже III; машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик)
по управлению гусеничными кранами с группой допуска по электробезопасности не ниже III, а именно:

документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации
с приложением согласий на обработку персональных данных каждого специалиста;

копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии участника необходимо представить:

действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности;

действующий приказ руководителя участника о назначении комиссии участника для проведения проверки знаний у электротехнического и/или электротехнологического персонала участника, а также документы, подтверждающие наличие у членов комиссии группы по электробезопасности
и прохождения проверки знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные комиссией органа Федеральной службы по экологическому контролю, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор).

В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии органа Ростехнадзора необходимо представить действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности».

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили,
что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 3, поскольку Заказчиком не установлено предельное максимальное количество специалистов, подлежащих оценке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 3 направлен
на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы
в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2.4. Пунктом 2.4 раздела 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Наличие производственных мощностей» (далее – Подкритерий № 4) критерия «Квалификация участника», согласно которому:

«Оценка осуществляется на основании документов, указанных
в подпункте 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, и представленных
в заявках участников.

Оценивается путем деления количества строительной техники, указанной таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, имеющихся
у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество строительной техники, указанной таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации
из всех имеющихся у участников:

 

Тj к

Aj= ──── *4 Тmax к

 

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника;

Тj – количество строительной техники по видам:

Тj к – кран;

Т max – максимальное количество строительной техники по видам:

Т max к – кран;

4 – максимально возможное количество баллов по критерию.

В случае отсутствия у участника документов, указанных в подпункте 2.4
пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и/или отсутствия производственных мощностей хотя бы одного вида строительной техники, указанного в таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации баллы
по соответствующему виду строительной техники в формуле не начисляются».

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 4, поскольку Заказчиком не установлено предельное максимальное количество строительной техники, подлежащей к оценке.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 4 направлен
на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы
в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком размещена проектная документация не в полном объеме.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках
в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны,
в том числе, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу положения части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики,
а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 223 Положения
о закупке.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы
в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе,
с проектной документацией.

В силу части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме
и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения
для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности
и безопасности объектов капитального строительства.

Вместе с тем согласно пункту 11 части 12 статьи 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

При этом состав проектной документации определен частью 12 статьи 48 ГрК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87
«О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление № 87).

Согласно Извещению и Документации предметом закупки является ыполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение здание
ЗРУ-10 кВ тяговой подстанции Таксимо», расположенному в границах Восточно-Сибирской железной дороги.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заказчиком размещена проектная документация не в полном объеме,

а именно отсутствуют сведения о кадровых ресурсах, производственных мощностях, необходимые для выполнения работ по предмету закупки, а также отсутствует разделы «Электротехнические решения», «Архитектурно-строительные решения».

По мнению Заявителя, отсутствие в Документации вышеуказанной информации не позволяет участнику закупки оценить возможность выполнения работ по предмету закупки таким участником.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что Документация, в том числе проектная документация, размещена Заказчиком в полном объеме.

При этом в соответствии с пунктом 2 приложения № 1.1 «Техническое задание» к Документации требования к работам установлены на основании проектной документации (приложение № 1.7 к Документации) (далее – Проектная документация).

Кроме того, в приложении № 1.5 «Ведомость объемов работ»
к Документации установлен перечень видов и объемов работ по предмету закупки.

Приложением № 1.4 к Документации, разделом 4, а также в таблице 11.1 ПОС Проектной документации предусмотрен перечень специалистов, необходимые для выполнения работ по предмету закупки.

Применительно к количеству строительных машин представитель Заказчика на заседании ФАС России сообщил, что в таблице 11.2 ПОС Проектной Документации указаны основные строительные машины, механизмы
и транспортные средства, требуемые исполнителю по договору, заключаемому

по результатам Конкурса.

При этом неустановление в Документации и Проектной документации количественного значения сотрудников и производственных мощностей, необходимого для выполнения работ по предмету закупки направлено
на расширение круга потенциальных участников.

Таким образом, участник закупки на основании положений приложения
№ 1.5 «Ведомость объемов работ» к Документации самостоятельно принимает решение о количестве техники и персонала, необходимого такому участнику для выполнения работ согласно объему работ, с учетом сроков выполнения работ, установленных приложением № 1.1 «Техническое задание» к Документации.

В части отсутствия в Проектной документации разделов «Электротехнические решения», «Архитектурно-строительные решения» представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил,
что вышеуказанные разделы размещен на страницах 1, 10 файла «Чертежей Таксимо» Проектной документации.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что Проектная документация размещена Заказчиком не в полном объеме, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС Росси
и

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ООО «СПС» (ИНН: 1901128350;
    ОГРН: 1151901005695) от 16.06.2022 № 58/22 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)

    при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение здание
    ЗРУ-10 кВ тяговой подстанции Таксимо», расположенному в границах Восточно-Сибирской железной дороги (извещение № 818/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), обоснованной в части ненадлежащего установления квалификационного требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки.

  2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное
    к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 28.06.2022 по делу

    № 223ФЗ-259/22.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 28.06.2022 № 223ФЗ-259/22
    для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО «РТС-Тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "СПС"
ИНН 1901128350, ОГРН 1151901005695