Решение №28/30261/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-144/23 от 19 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-144/23
по результатам рассмотрения жалобы <...>
на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
14.04.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
при участии представителей:
<...>: <...>,
<...>: <...>,
представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 10.04.2023 № 1004/1 на действия (бездействие) оператора электронной площадки <...> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение № 32312038307), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 10.04.2023 № 1004/1 на действия (бездействие) оператора электронной площадки <...> (далее – Оператор) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение № 32312038307) (далее – Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии
при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам
торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа
рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора
торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии,
уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию
сетей.
Закупочной документацией (далее – Документация) установлено,
что заявки подаются через автоматизированную систему Оператора
по адресу в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»:
https://lot-online.ru.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: https://lot-online.ru, регулируются регламентом организации и проведения закупок отдельными видами
юридических лиц с участием субъектов малого и среднего предпринимательства,
утвержденным Генеральным директором АО «РАД»
(далее – Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении
закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением
случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке,
проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении
конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения,
внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации,
протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная
дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4
Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора
изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки
исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе,
не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой
информационной системе размещается информация об изменении договора
с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика
(исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5
статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой
информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), Документацией, протоколами, составленными
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 17.01.2023;
-
Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) –
96 682 064, 49 руб.; -
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 07.04.2023;
-
На участие в Аукционе подано 2 заявки;
-
Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
в Аукционе – 07.04.2023; -
По результатам рассмотрения первых частей заявок до участия
в Аукционе допущен 1 участник закупки; -
Дата подачи ценовых предложений – 10.04.2023;
-
Во время проведения Аукциона ценовое предложение подал
1 участник закупки; -
Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
в Аукционе – 11.04.2023; -
По результатам рассмотрения вторых частей заявок соответствующей требованиям Документации признана 1 заявка участника закупки;
-
Дата подведения итогов – 11.04.2023;
-
По результатам подведения итогов Аукциона победителем признан участник с идентификационным номером заявки «149096».
Согласно доводу Жалобы Оператором нарушены права и законные интересы
Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования програмно-технических средств, используемых при проведении Аукциона,
в связи с чем Оператором несвоевременно разблокированы денежные средства, перечисленные Заявителем в качестве обеспечения заявки на специальный счет,
что не позволило Заявителю принять участие в Аукционе.
Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Аукциона Оператор действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Документации
и Регламента.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Оператора, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупке в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований Оператор электронной площадки несет ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 3.4 Закона о закупках проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими
в том числе: порядок и случаи блокирования денежных средств, внесенных участниками такой конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие
в такой конкурентной закупке, и прекращения данного блокирования
(если требование об обеспечении заявок на участие в такой закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации
о конкурентной закупке).
Пунктом 8 дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 657 установлено, что блокирование денежных средств, внесенных участником закупки в целях обеспечения заявки на участие
в конкурентной закупке, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 15 статьи 3.4 Закона о закупках.
Частью 15 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в течение одного
часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке
с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператор электронной
площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного
часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование
при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки
и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется
в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется
в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 3.4
Закона о закупках, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения соответствующей информации от банка.
При этом с учетом положений части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контрактной системе. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися
на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки,
в течение срока, предусмотренного Законом о контрактной системе.
Пунктом 2 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено,
что оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе, в течение одного часа с момента наступления отзыва заявки участником закупки.
Согласно Документации дата и время окончания срока подачи заявок
на участие в закупке – 07.04.2023 в 08:00 (МСК).
В соответствии с пунктом 8 информационной карты Документации обеспечение заявки установлено в размере 2% от НМЦД, что составляет
1 933 641,29 руб.
На заседании комиссии ФАС России установлено, что Заявителем в целях обеспечения заявки на участие в закупке открыт специальный счет
№ 40702.810.2.16540011162 в ПАО «Сбербанк России» (далее – Банк, Специальный счет).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что Заявителем 13.02.2023 в 07:47 подана заявка
на участие в закупке (далее – Заявка № 1) с выбором обеспечения заявки в виде внесения денежных средств на Специальный счет. Вместе с тем Заявителем 20.03.2023 в 07:39 отозвана Заявка № 1.
При этом 20.03.2023 в 07:47 Заявителем повторно подана заявка на участие
в Аукционе (далее – Заявка № 2), которая в последующем отозвана Заявителем 05.04.2023 в 07:03.
Кроме того, Заявителем 07.04.2023 в 07:26 повторно подана заявка
на участие в Аукционе (далее – Заявка № 3), неправомерно возвращенная Оператором по причине отсутствия денежных средств на Специальном счете
в размере, необходимом для обеспечении заявки на участие в закупочной процедуре.
Вместе с тем, по мнению представителя Заявителя, Оператором несвоевременно разблокированы денежные средства, перечисленные Заявителем
на Специальный счет в качестве обеспечения Заявки № 2, что не позволило Заявителю принять участие в Аукционе при подаче Заявки № 3.
Представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России представил
материалы и пояснил, что в силу положений части 15 статьи 3.4 Закона о закупках Оператором 07.04.2023 в 08:01 направлен запрос в Банк на блокирование денежных средств, находящихся на Специальном счете, при этом 07.04.2023 в 08:01 в адрес Оператора поступил ответ от Банка о недостаточности денежных средств
на специальном счете, в связи с чем Заявка № 3 возвращена Заявителю.
Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, установила,
что с учетом положений действующего законодательства о закупках
и законодательства о контрактной системе оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, в том числе о прекращении блокирования денежных средств в течение одного часа с момента наступления отзыва заявки участником закупки.
Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено,
что Оператором не направлен запрос в Банк о прекращении блокировании денежных средств на Специальном счете ввиду отзыва Заявки № 2.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Оператором
не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств,
что нарушает часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного
нарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу <...> от 10.04.2023 № 1004/1 на действия (бездействие) оператора электронной площадки <...> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение № 32312038307) обоснованной.
-
Признать в действиях <...> нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 14.04.2023 № 223ФЗ-144/23.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.