Решение №17/103508/20 Решение 223ФЗ-926/20 от 25 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-926/20
по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Подъемтрансмаш» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
20.11.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
**
(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ЗАО «Подъемтрансмаш»: *,
ОАО «РЖД»: *,
представили ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видеоконфренц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ЗАО «Подъемтрансмаш» от 16.11.2020 № 116 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 5719/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора поставки и монтажа электротехнического оборудования для нужд ОАО «РЖД» (извещение № 32009630102) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО «Подъемтрансмаш» (далее – Заявитель) от от 16.11.2020 № 116 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 5719/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора поставки и монтажа электротехнического оборудования для нужд ОАО «РЖД» (извещение № 32009630102) (далее – Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
-
-
Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 29.10.2020;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 1 159 353 975,36 рублей;
-
Дата окончания подачи заявок – 25.11.2020;
-
Дата подведения итогов Аукциона – 10.12.2020.
-
-
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 19.11.2020 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии ФАС России объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 20.11.2020.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупка предусмотрен ряд случаев,позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или)осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
-
-
-
Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о том, что технические характеристики предлагаемого к поставке оборудования должны соответствовать в том числе внутренним документам и правилам Заказчика, а именно: СТО РЖД 07.003-2018.
-
Заказчиком в проекте договора Документации ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении сертификата.
-
-
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о том, что технические характеристики поставляемого оборудования должны соответствовать в том числе внутренним документам и правилам Заказчика, а именно: СТО РЖД 07.003-2018.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке,установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам,услугам, к условиям исполнения договора.
Приложением № 1.1.1 к Документации установлено следующее: «Аккумуляторы должны быть разрешены для применения в ОАО «РЖД» в порядке, установленном СТО РЖД 07.003-2018 «Устройства электрификации и электроснабжения. Порядок разработки,постановки на производства и допуска к применению продукции, предназначенной для использования в электроустановках».
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что технические и функциональные характеристики поставляемого оборудования, указанные в техническом задании, сформированы на основании СТО РЖД 07.003-2018 (далее — СТО РЖД). При этом СТО РЖД находится в открытом доступе в сети интернет и у участников есть возможность ознакомиться и поставить продукцию в соответствии с требованиями СТО РЖД.
Кроме того при подаче заявки участник должен указать технические характеристики на оборудование, предлагаемое им к поставке, и они должны соответствовать требованиям технического задания, и как следствие требованиям СТО РЖД, которое фактически дублирует характеристики на закупаемое оборудование.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в проекте договора Документации ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении сертификата.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Пунктом 1.8 проекта договора Документации установлено требование к победителю закупки о предоставление сертификата, подтверждающего, что Товар входит в номенклатуру объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что указанный пункт является типовым и включается в договор в случае, если товар входит в номенклатуру объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации.
При этом согласно пояснениям Заказчика товар не входит в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в соответствии с распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 28.06.2003 № 632р, в связи с чем у победителя закупки отсутствует необходимость предоставления такого сертификата.
Кроме того, Заказчик не вправе требовать на этапе заключения договора документы, подтверждающие соответствие товара, которыми участник/потенциальный победитель закупочной процедуры может не обладать, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются вышеуказанные документы, такие как например, сертификат соответствия, протоколы испытаний, декларация о соответствии товара, акты приемочных испытаний и т. д.
Учитывая изложенное, требование о представлении участниками закупки на этапе заключения договора вышеуказанных документов на продукцию обременяет такого участника заблаговременно произвести/приобрести товар по предмету закупки и(или) ставит в зависимость от волеизъявления третьих лиц, при этом признание участника закупки победителем закупки не гарантирует заключение договора с таким участником.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего к участникам Аукциона неправомерное требование о наличии сертификата ограничивают количество участников Аукциона, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
-
-
Признать жалобу ЗАО «Подъемтрансмаш» (ИНН 7719651340, ОГРН 1077760981297) от 16.11.2020 № 116 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 5719/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора поставки и монтажа электротехнического оборудования для нужд ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) (извещение № 32009630102) обоснованной в части установления ненадлежащего требования о предоставлении сертификата.
-
Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 9 статьи 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 20.11.2020 № 223ФЗ-926/20.
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 20.11.2020 № 223ФЗ-926/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.