Решение №28/3437/22 Решение 223ФЗ-21/22 от 20 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-21/22

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Сервис Пром Комплектация»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

17.01.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

ООО «Газпром Недра»: <...>,

ООО «Сервис Пром Комплектация»: <...>, <...>,

представители ООО «ЭТП ГПБ» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Сервис Пром Комплектация» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром Недра» при проведении открытого конкурентного отбора
в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по строительству поисково-оценочных скважин №№ 1П, 2П, 3П Чаяндинской площади для нужд ООО «Газпром недра» 0001/21/3/0076992/ГНедра/К/ГОС/Э/18.11.2021 (извещение № 32110834216),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Сервис Пром Комплектация»
(далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром Недра» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора
в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ
по строительству поисково-оценочных скважин №№ 1П, 2П, 3П Чаяндинской площади для нужд ООО «Газпром недра» 0001/21/3/0076992/Гнедра/К/ГОС/Э/18.11.2021 (извещение № 32110834216) (далее – Конкурентный отбор, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1
Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки,
за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о
закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018
№ 3168 (решение о присоединении от 18.06.2021 № 118) (далее – Положение
о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурентного отбора, закупочной документацией (далее – Извещение, Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 18.11.2021;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 2 615 644 782, 89 рубля;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурентном отборе – 07.12.2021;

  4. На участие в Конкурентном отборе подано 3 заявки участников закупки;

  5. Дата рассмотрения заявок на участие в Конкурентном отборе – 15.12.2021;

  6. К участию в Конкурентном отборе допущено 2 заявки участников закупки;

  7. Дата подведения итогов Конкурентного отбора – 22.12.2021;

  8. Победителем Конкурентного отбора признан участник закупки
    с идентификационным номером «2» с предложением о цене договора в размере

    2 495 557 849, 19 рублей.

В ходе заседания 13.01.2022 Комиссией ФАС России на основании части
14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 17.01.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг,
в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурентного отбора Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

1. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол подведения
итогов от 22.12.2021 № 1/0001/21/3/0076992/Гнедра/К/ГОС/Э/18.11.2021
(далее – Протокол).

2. Заказчиком ненадлежащим образом применен порядок оценки
по подкритерию «Опыт выполнения работ/оказания услуг (количество договоров
и отзывов к ним)», по подкритерию «Наличие иных документов в соответствии
с пунктом 5.1.28 Документации» критерия «Квалификация участника» в отношении заявки Заявителя.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурентного отбора Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупках
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом
сформирован протокол подведения итогов от 22.12.2021
№ 1/0001/21/3/0076992/Гнедра/К/ГОС/Э/18.11.2021 (далее – Протокол) в части отсутствия информации о присвоенных Заказчиком участникам закупки баллов
по каждому из предусмотренных Документацией подкритериев оценки заявок
на участие в закупке, а также отсутствия обоснования присвоения соответствующего количества баллов участникам закупки по каждому из критериев, предусмотренных Документацией.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.

Пунктом 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией
о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных
критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

В соответствии с пунктом 2.5.1 Документации итоговый протокол должен содержать оценку и сопоставление заявок с присвоением каждой такой заявке значения по каждому из предусмотренных критериев оценки и сопоставления таких заявок, присвоения порядковых номеров заявок в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий, принятия решения об итогах конкурентной закупки, определение поставщика по результатам конкурентной закупки, с которым планируется заключить договор (если по итогам конкурентной закупки определен
ее победитель).

Аналогичное положение установлено пунктами 7.9.2.6 и 14.9.3 Положения
о закупке.

Вместе с тем Законом о закупках и Положением о закупке не предусмотрено требование к заказчику об указании им в протоколе подведения итогов закупки сведений о присвоенных участникам закупки баллов по каждому из указанных
в Документации подкритериев оценки заявок, а также об указании обоснования присвоения соответствующего количества баллов участникам закупки по каждому из критериев, предусмотренных Документацией.

При этом Комиссией ФАС России установлено, что Протокол содержит информацию о присвоенных участникам закупки баллов по каждому
из предусмотренных
критериев оценки.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Протокол сформирован в соответствии с Законом о закупках и Положением
о закупке.

Вместе с тем представители Заявителя не представили доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом применен порядок оценки по подкритерию «Опыт выполнения работ/оказания услуг (количество договоров и отзывов к ним)», по подкритерию «Наличие иных документов
в соответствии с пунктом 5.1.28 Документации» критерия «Квалификация участника» в отношении заявки Заявителя.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок
на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации
о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

2.1. Согласно пункту 1 раздела 3 приложения № 3 к Документации «Методика анализа и оценки заявок Участников» (далее – Методика оценки) Заказчиком осуществляется оценка заявок по критерию «Опыт выполнения работ/оказания услуг» критерия «Квалификация участника» (далее – Подкритерий № 1 Критерия), при этом установлен следующий порядок оценки:

«Количество представленных в заявке участника согласно Форме № 3 «Справка о выполнении договоров» выполненных договоров с отзывами
от Заказчиков (покупателей) и без.

Договор должен быть заключен не ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС и выполнен на момент подачи Заявки. Отзыв от заказчика (Покупателя) принимается к учету в случаях, если он:

представлен участнику после выполнения договора;

позволяет однозначно идентифицировать принадлежность к выполненному договору (в отзыве указаны реквизиты договора);

содержит декларирование заказчиком (покупателем) факта надлежащего исполнения обязательств по договору.

За каждый договор с отзывом – 1 балл, за договор без отзыва – 0,5 балла. Максимальный балл – 10.

Представленные договоры оцениваются по следующим параметрам:

1. Тематика (указана в пункте 5.1.6 Документации);

2. Стоимость договора: если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение до 50 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 50 % от НМЦ; если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение от 50 до 500 млн. рублей
с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 30 % от НМЦ; если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение от 500 до 5000 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 20 % от НМЦ; если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение более 5000 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 10 % от НМЦ;

3. Наличие копии выполненного договора».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что заявке Заявителя по Подкритерию № 1 Критерия присвоено 0 баллов, в связи с тем, что документы в составе заявки Заявителя, представленные для учета по Подритерию № 1 Критерия, не соответствовали требованию о наличии опыта выполнения работ/оказания услуг, поскольку Заявителем представлено 22 договора на выполнение работ, из них, например, 7 договоров представлены ненадлежащим образом, поскольку представлены не все листы договоров, при этом, например, договоры от 14.01.2020 № 30, от 02.02.2021 № 02-Б-2021, от 10.03.2021 № 03-Б-2021 (далее – Договоры) представлены без приложений к договору, которые являются его неотъемлемой частью.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что
в соответствии с Методикой оценки Заявителем представлен полный пакет документов с приложением копий договоров, а также отзывов от заказчиков (покупателей).

Вместе с тем Методика оценки не содержит положения о необходимости представления приложений к договорам в составе заявки на участие в закупке.

Изучив представленные материалы, заявку Заявителя и положения Документации, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком
ненадлежащим образом применен вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 1 Критерия, поскольку отсутствие приложений
к исполненному договору не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ, в связи с чем указанные договоры должны приниматься к оценке.

2.2. Согласно пункту 5 раздела 2 приложения № 3 к Документации Методики оценки Заказчиком осуществляется оценка заявок по подкритерию «Наличие иных документов в соответствии с пунктом 5.1.28 Документации (в отношении которых указано «при наличии» (далее – Подкритерий № 2 Критерия).

Подпунктом 4 пункта 2 раздела 3 Документации установлено, что оценке подлежит «Наличие в заявке участника документов, предусмотренных пунктом 5.1.28 Документации (в отношении которых указано «при наличии»).

Пунктом 5.1.28 раздела 5 «Информационная карта открытого конкурентного отбора» Документации установлены требования к заявке на участие в Конкурентном отборе, а именно участнику закупки необходимо представить копию лицензии
на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности (при наличии) (далее – Лицензия), а также копию сертификата СДС Интергазсерт (при наличии) (в ред. о
т 13.09.2021).

Оценка заявок участников закупки оценивается по формуле: В = (Z/Tr) x 10, где: Z – количество представленных Участником документов, Tr – общее количество документов, предусмотренных пунктом 5.1.28 раздела 5 «Информационная карта открытого конкурентного отбора» Документации (в отношении которых указано «при наличии»). Если Tr = 0, то В = 10».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что
в составе заявки на участие в Конкурентном отборе представлена копия Лицензии
в соответствии с пунктом 5.1.28 раздела 5 «Информационная карта открытого конкурентного отбора» Документации
, в связи с чем начисление не максимального количества баллов (5 баллов), по мнению Заявителя, является неправомерным.

При этом на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что заявке Заявителя по Подкритерию № 2 Критерия присвоено 5 баллов, поскольку Заявителем в составе заявки представлен не полный пакет документов, необходимый для начисления баллов, а именно не представлена копия сертификата СДС Интергазсерт (при наличии), установленная пунктом 5.1.28 раздела 5 «Информационная карта открытого конкурентного отбора» Документации.

Вместе с тем согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком 29.11.2021 внесены изменения в Документацию, в том числе в пункт 5.1.28 «Информационная карта открытого конкурентного отбора» Документации, в части исключения положения о необходимости представления в составе заявки копии сертификата СДС Интергазсерт для начисления баллов по соответствующему критерию, в связи с чем участнику закупки, представившему только Лицензию, должно быть начислено максимальное количество баллов (10 баллов) (в ред. от 13.09.2021 изм.1).

Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

      1. Признать жалобу ООО «Сервис Пром Комплектация»
        (ИНН: 0107022448, ОГРН: 1120107000848) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром Недра» (ИНН: 7709769582, ОГРН: 1077763601948)
        при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по строительству поисково-оценочных скважин №№ 1П, 2П, 3П Чаяндинской площади для нужд ООО «Газпром недра» 0001/21/3/0076992/Гнедра/К/ГОС/Э/18.11.2021 (извещение № 32110834216) обоснованной в части ненадлежащей оценки Заявителя по подкритерию
        «Опыт выполнения работ/оказания услуг, по подкритерию «Наличие иных документов в соответствии с пунктом 5.1.28 Документации» критерия «Квалификация участника».

2. Признать ООО «Газпром Недра» нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением
от 17.01.2022 № 223ФЗ-21/22.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
ФАС России материалы дела от 17.01.2022 № 223ФЗ-21/22 для рассмотрения вопроса
о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ПАО «Газпром»
ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518
ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО "Газпром Недра"
ИНН 7709769582, ОГРН 1077763601948
ООО "СПК"
ИНН 0107022448, ОГРН 1120107000848