Решение №28/63309/24 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-225/24 от 17 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-225/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «МКС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

12.07.2024 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>

членов Комиссии ФАС России:

<...>

<...>.,

при участии представителей:

ПАО «ВСЗ»: <...>(доверенность от 17.06.2024 № 47БА450585), <...>доверенность от 01.07.2024 № 506/67-2024), <...>(доверенность от 01.07.2024 № 506/71-2024), <...>(доверенность
от 01.03.2024 № 506/67-2024), <...>(доверенность от 01.07.2024
№ 506/70-2024),

ООО «МКС»: <...>(доверенность от 20.02.2024 № 56),<...>(доверенность от 03.07.2024 № 241), <...>(доверенность от 03.07.2024 № 241),

представители ООО «АСТ ГОЗ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «МКС» от 01.07.2024 № 1979-20-исх на действия (бездействие) заказчика
ПАО «ВСЗ» при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по интерьерам помещений корабля (извещение № 240000612000181, размещенное на сайте www.astgoz.ru),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «МКС» (далее – Заявитель) от 01.07.2024 № 1979-20-исх на действия (бездействие) заказчика ПАО «ВСЗ» (далее – Заказчик) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по интерьерам помещений корабля (извещение № 240000612000181, размещенное на сайте www.astgoz.ru)
(далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися,
а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом
о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «ВСЗ», утвержденным решением совета директоров ПАО «ВСЗ» от 20.12.2018 (протокол № 26/2018) (в редакции
с изменениями, утвержденными решением совета директоров ПАО «ВСЗ»
от 12.11.2021 (протокол № 23/2021)) (далее – Положение о закупке).

Согласно части 3 статьи 3.5 Закона о закупках информация о закрытой конкурентной закупке и документы, составляемые в ходе осуществления закрытой конкурентной закупки, направляются участникам закрытой конкурентной закупки
в порядке, установленном положением о закупке, в сроки, установленные Законом
о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений
(далее – Извещение), документацией о закупке (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 20.05.2024.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 883 373 446,61 руб.

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений – 31.05.2024.

  4. На участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки.

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе
    предложений – 26.06.2024.

  6. По результатам рассмотрения заявок участников закупки соответствующими требованиям Документации признаны все участники Запроса предложений.

  7. Дата подведения итогов Запроса предложений – 27.06.2024.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение
семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если
при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции.

В ходе заседания 09.07.2024 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 12.07.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников закупки
по критерию «Опыт участника» (далее – Критерий) при расчете баллов заявке Заявителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации
о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии
и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.

Исходя из системного, взаимосвязанного содержания положений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует,
что действия Заказчика по установлению требований к содержанию и составу заявки, установленных критериев и порядка оценки могут быть признаны соответствующими требованиям Закона о закупках исключительно только
в тех случаях, когда они основываются и направлены на достижение
и практическую реализацию принципов указанных в части 1 статьи 3 Закона
о закупках, в том числе принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.

Пунктом 2.8.2 Документации установлено, что для подтверждения степени соответствия оценочным критериям, указанным в пункте 4.1.24 Документации, участник представляет в составе заявки документы, указанные в пункте 4.1.25 Документации. Непредставление в составе заявки документов, указанных
в пункте 4.1.25 Документации, не влечет отклонение заявки на участие
в процедуре.

Согласно пункту 3.7.12 Документации победителем Запроса предложений признается участник процедуры, заявка на участие которого содержит лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений которого
в соответствии с критериями, определенными в Документации, присвоен первый номер.

В соответствии с пунктом 4.1.25 Документации для подтверждения наличия опыта выполнения работ с целью расчета баллов по Критерию участник закупки в составе заявки должен представить: договоры, дополнительные соглашения к договорам, приложения, определяющие состав, объем и стоимость работ; акты выполненных работ или иные документы о приемке (предусмотренные договором), в которых указана стоимость выполненных
работ.

Пунктом 5.2.2.1 Документации установлено, что под опытом участника закупки понимается опыт выполнения работ, связанный с предметом закупки.
Для оценки заявок участников закупки принимается сумма цен выполняемых работ за период с 01.01.2021 до даты окончания срока подачи заявок на участие
в закупке, выраженная в рублях. Под опытом выполнения работ, связанных
с предметом закупки, понимается выполнение комплексных достроечных (обстроечных) работ на заказах судостроения.

При этом к оценке принимаются договоры с ценой на общую сумму
не менее 265 млн. руб.
(с НДС 20%).

Вместе с тем согласно вышеуказанным положениям Документации сведения о наличии опыта представляются в «Справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров» (форма 7 Документации) (далее – Справка), к которой прикладываются документы, подтверждающие опыт участника закупки: договоры, дополнительные соглашения к договорам, приложения, определяющие состав, объем и стоимость работ; акты выполненных работ или иные документы
о приемке (предусмотренные договором), в которых указана стоимость выполненных работ.

При этом в случае если в составе заявки участника закупки отсутствует Справка и/или отсутствуют подтверждающие документы, имеются разночтения между Справкой и подтверждающими документами, то заявке такого участника
по Критерию будет присвоено ноль баллов. В случае если имеются разночтения между информацией, содержащейся в Справке, и информацией, содержащейся
в предоставленных подтверждающих документах, то такие документы не будут приняты к оценке.

Пунктом 5.2.2.1 Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, в соответствии с которым количество баллов, присуждаемых по Критерию определяется по формуле:

=  *100, где

БОi – количество баллов по Критерию, присваиваемое заявке, которая оценивается, в баллах;

Оi – общая сумма цен выполняемых работ участником, заявка которого оценивается, в рублях;

Оmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участником закупки, в рублях.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 26.06.2024
№ 6/1-ЗЗП-ПДО-ГОЗ-2024 Заказчиком при расчете баллов заявке Заявителя
по Критерию присвоено 0 баллов.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что в целях присвоения баллов по Критерию Заявителем в составе заявки,
поданной на участие в Запросе предложений, представлены договоры
на общую сумму 2 601 051 485,01 руб., в том числе договор от 16.12.2016
№ 1217187207052020105002529/16-05-13/881/409-1277 (далее – Договор), цена которого равна 396 667 339,83 руб., которые не приняты Заказчиком к учету
при оценке заявки Заявителя по Критерию.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили,
что Заявителем в составе заявки, поданной на участие в Запросе предложений, представлено дополнительное соглашение № 4, являющееся неотъемлемой частью Договора, которое оформлено ненадлежащим образом, поскольку
не подписано со стороны Заявителя, в связи с чем Договор не принят Заказчиком
к учету при расчете баллов заявке Заявителя по Критерию.

Дополнительно представители Заказчика пояснили, что иные договоры, представленные Заявителем с целью присвоения баллов по Критерию, не приняты Заказчиком к оценке заявки Заявителя по Критерию, поскольку цена каждого договора составляет менее 265 000 000 руб., что, по мнению Заказчика,
не соответствует требованиям, установленным пунктом 5.2.2.1 Документации.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила,
что согласно порядку оценки заявок участников закупки по Критерию к оценке принимаются договоры с ценой на общую сумму не менее 265 000 000 руб.,
вместе с тем Заявителем в составе заявки представлены договоры на общую сумму 2 601 051 485,01 руб., в связи с чем расчет баллов заявке Заявителя
по Критерию без учета договоров с ценой менее 265 000 000 руб. нарушает порядок оценки по Критерию, установленный Документацией.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя по Критерию, противоречат положениям части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают положения части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МКС» (ИНН: 7801304758;
ОГРН: 1167847149326) от 01.07.2024 № 1979-20-исх на действия (бездействие) заказчика
ПАО «ВСЗ» (ИНН: 4704012874; ОГРН: 1024700873801) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по интерьерам помещений корабля (извещение № 240000612000181, размещенное на сайте www.astgoz.ru) обоснованной.

2. Признать ПАО «ВСЗ» нарушившим требования части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ПАО «ВСЗ», ООО «АСТ ГОЗ» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения,
в соответствии с принятым решением от 12.07.2024 по делу № 223ФЗ-225/24.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от
12.07.2024 № 223ФЗ-225/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ООО "АСТ ГОЗ"
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287
ООО "МКС"
ИНН 7801304758, ОГРН 1167847149326
ПАО "ВСЗ"
ИНН 4704012874, ОГРН 1024700873801