Решение №28/99264/22 Решение 223ФЗ-420/22 от 28 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-420/22

по результатам рассмотрения жалобы <...>
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.10.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>,

<...>: <...>, <...>,

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 06.10.2022 № 06-10/22-1 на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,
на право заключения договора на поставку оборудования для трансформаторной подстанции (извещение № 32211700195), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
от 06.10.2022 № 06-10/22-1 на действия (бездействие) заказчика <...>
(далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,
на право заключения договора на поставку оборудования для трансформаторной подстанции (извещение № 32211700195) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки,
за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее – ЕИС), на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) размещаются информация о закупке,
в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные
в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой предусмотрено частью 6 статьи 4
Закона о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг установлено, что заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным наблюдательным советом Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, аукционной документацией (далее – Документация), протоколами, составленным
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 19.09.2022.

2. Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) – 12 484 411, 78 рублей.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 27.09.2022.

4. Дата рассмотрения первых частей заявок – 29.09.2022.

5. Дата и время начала срока подачи ценовых предложений – 03.10.2022
в 12.00.

6. Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений – 03.10.2022
в 14.30.

7. Дата окончания подачи ценовых предложений – 03.10.2022.

8. Дата проведения сопоставления ценовых предложений – 03.10.2022.

9. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 05.10.2022.

10. Дата подведения итогов Аукциона – 06.10.2022.

11. На участие в закупке подано 2 заявки участников, признанные соответствующими требованиям Документации.

12. По результатам рассмотрения первых частей заявок все участники допущены до участия в Аукционе;

13. По результатам подведения итогов Аукцион признан несостоявшимся,
в связи с чем Заказчиком принято решение о заключении договора с единственным участником <...> (далее – Победитель, участник № 1).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона нарушены права
и законные интересы Заявителя, поскольку:

1) заказчиком принято решение о рассмотрении первых частей заявок
и публикации протокола от 30.09.2022 № 220919/8604/142-1 (далее – Протокол № 1)

в ЕИС, на официальном сайте в нарушение сроков, установленных в Извещении
и Документации;

2) заказчиком неправомерно назначено время проведения Аукциона;

3) заказчиком принято решение о рассмотрении вторых частей заявок
и подведении итогов, публикации протоколов вторых частей заявок от 04.10.2022
№ 220919/8604/142-2 (далее – Протокол № 2) и подведения итогов 04.10.2022
№ 220919/8604/142-3 (далее – Протокол № 3) в ЕИС, на официальном сайте

в нарушение сроков, установленных в Извещении и Документации;

4) заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол № 2.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято решение о рассмотрении первых частей заявок и публикации Протокола № 1 в ЕИС, на официальном сайте
в нарушение сроков, установленных в Извещении и Документации.

Пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено,
что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны,

в том числе порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок
на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

В соответствии с пунктом 8.1 части 2 Документации, пунктом 8.1 раздела 8 Приложения № 12 Положения о закупке комиссия в течение 10 дней после окончания срока подачи заявок или в иные указанные в извещении о проведении закупки и документации сроки проводит рассмотрение первых частей заявок
на участие в закупке.

Пунктом 1.5 раздела 1 Приложения № 12 Положения о закупке установлено, что протоколы, составляемые в ходе аукциона, размещаются на официальном сайте
и электронной торговой площадки не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания таких протоколов, но в любом случае срок оформления, подписания
и размещения таких протоколов должен составлять не более 3 (трех) рабочих дней после соответствующего заседания комиссии, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Согласно пункту 15 Извещения дата рассмотрения первых частей заявок – 29.09.2022.

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили,
что Заказчиком в нарушение сроков, установленных Извещением и Документацией, рассмотрение первых частей заявок осуществлено 30.09.2022, публикация Протокола № 1 в ЕИС – 03.10.2022.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что срок рассмотрения первых частей заявок участников закупки перенесен ввиду отсутствия кворума заседания закупочной комиссии Заказчика.

Комиссия ФАС России установила, что публикация Протокола № 1 осуществлена 03.10.2022, а именно на первый рабочий день после рассмотрения первых частей заявок, что соответствует пункту 1.5 раздела 1 Приложения № 12 Положения о закупке и не противоречит Закону о закупках, в связи с чем основания для признания действий Заказчика в вышеуказанной части неправомерными отсутствуют.

При этом Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, приходит
к выводу о том, что Заказчиком неправомерно в нарушение пункта 15 Извещения перенесен срок рассмотрения первых частей заявок участников закупки

с 29.09.2022 на 30.09.2022, что не соответствует Закону о закупках,
Положению о закупке и Документации.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что Законом о закупках, Положением о закупке и Документацией не предусмотрена возможность переноса сроков рассмотрения заявок участников закупки, в том числе ввиду отсутствия кворума заседания закупочной комиссии Заказчика.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в несоблюдении установленных Извещением и Документацией сроков рассмотрения первых частей заявок участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3
Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3
Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

(далее – КоАП РФ).

Вместе с тем Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что выявленное нарушение не повлияло на ход и результаты проведения Аукциона.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно назначено время проведения Аукциона через 2 (два) часа после публикации Протокола № 1.

Пунктом 1.4. раздела 1 Приложения № 12 Положения о закупке установлено,
что участники закупки самостоятельно должны отслеживать опубликованные разъяснения и изменения документации, информацию о принятых в ходе закупки решениях закупочной комиссии и организатора закупки.

Пунктом 5.12 раздела 5 Приложения № 12 Положения о закупке установлено,
что открытие доступа организатору к первым частям заявок на участие в аукционе
и содержащимся в нем документам и сведениям производится автоматически
с помощью программно-аппаратных средств ЭТП, в срок, установленный
в извещении. При этом ЭТП не раскрывает организатору наименований участников аукциона, в том числе указанных в сертификатах ключа ЭП, которыми подписаны заявки и (или) электронные документы, входящие в заявку.

Пунктом 27.10 Регламента процесса размещения закупок с использованием специализированной электронной торговой площадки «Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» установлено, что у участника, допущенного к участию в аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, в личном кабинете на электронной торговой площадке доступна возможность участия в аукционе в дату и время проведения аукциона.

Согласно Извещению дата начала срока подачи ценовых предложений – 03.10.2022, дата и время окончания срока подачи ценовых предложений
(по местному времени) – 03.10.2022 в 14.30.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что Заказчик неправомерно не уведомил участников о дате начала и окончания проведения торгов, в связи с чем Заявитель не смог принять участие в Аукционе.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили,
что согласно Документации, Положению о закупке и Регламенту, обязанность уведомления о начале проведения торгов возложена на Оператора.

При этом на заседании Комиссии ФАС России установлено, что уведомление
о начале проведения торгов направлено Оператором 03.10.2022 в 12:02 (московское время) в личный кабинет Заявителя на сайте Оператора.

Кроме того, представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России также подтвердили получение вышеуказанного уведомления от Оператора.

На основании изложенного, учитывая факт надлежащего уведомления Заявителя о дате и времени проведения Аукциона, а также с учетом даты и времени начала и окончания срока подачи ценовых предложений, установленного в ЕИС, основания свидетельствующие о неправомерности действий Заказчика,
не установлены, в связи с чем Комиссия ФАС Россия приходит к выводу
о необоснованности довода Жалобы.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято решение о рассмотрении вторых частей заявок и подведении итогов, публикации Протоколов №№ 2, 3
в ЕИС, на официальном сайте в нарушение сроков, установленных в Извещении
и Документации.

Пунктом 9.11 раздела 9 Приложения № 12 Положения о закупке установлено,
что аукцион проводится на ЭТП в срок, указанный в извещении о проведении аукциона. Участие в закупке принимают участники, допущенные по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие а аукционе по данному лоту.

В силу пункта 10.1 раздела 10 Приложения № 12 Положения о закупке
одновременно с размещением на ЭТП хода аукциона в соответствии с пунктом 9.11 раздела 2 Приложения № 12 Положения о закупке с помощью программных
и технических средств ЭТП организатору открывается доступ ко вторым частям заявок участников аукциона, а также к документам о регистрации на ЭТП таких участников.

Согласно пункту 15 Извещения дата рассмотрения вторых частей заявок – 05.10.2022, дата подведения итогов Аукциона – 06.10.2022.

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили,
что Заказчиком в нарушение сроков, установленных Извещением и Документацией, осуществлено рассмотрение вторых частей заявок 04.10.2022, публикация Протоколов № 2, 3 в ЕИС – 04.10.2022.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили материалы и пояснили, что согласно протоколу подачи ценовых предложений
от 03.10.2022 № АТОМ19092200087 единственный участник закупки (участник
№ 1) подал ценовое предложение, в связи с чем Аукцион признан несостоявшимся,

и 03.10.2022 Оператором в адрес Заказчика направлены вторые части заявок
и 04.10.2022 Заказчиком опубликованы Протоколы № 2,3.

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, положения Извещения и Документации, приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в рассмотрении вторых частей заявок участников и опубликования Протоколов № 2, 3 04.10.2022 соответствуют Закону о закупках, Положению
о закупке и Документации, в связи с чем основания для признания действий Заказчика неправомерными отсутствуют.

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол № 2 ввиду некорректно указанной даты и времени регистрации заявки Победителя.

В соответствии с частью 27 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик составляет
итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2
Закона о закупках и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

Частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать, в том числе количество поданных заявок на участие в закупке, а также дату и время регистрации каждой такой заявки.

На заседании Комиссии ФАС России представителя Заявителя пояснили,
что в Протоколе № 2 некорректно указана информация о дате и время регистрации заявки Победителя, а именно 14.07.2022 в 15:53:15 (МСК).

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили,
что в ходе формирования Протокола № 2 допущена техническая ошибка в части указания даты и времени регистрации заявки Победителя.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что согласно сведениям
специализированного программного обеспечения информационной системы «Независимый регистратор», предназначенного для фиксации действий участников
закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС,
заявка участника № 1 подана 26.09.2022 в 14:40:06.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшие некорректно дату и время регистрации заявки Победителя в Протоколе № 2, нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Вместе с тем Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что выявленное нарушение не повлияло на ход и результаты проведения Аукциона.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> от 06.10.2022 № 06-10/22-1 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для трансформаторной подстанции (извещение № 32211700195) обоснованной в части:

– принятия неправомерного решения о переносе срока рассмотрения первых частей заявок;

– формирования протокола вторых частей заявок ненадлежащим образом.

2. Признать <...> нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение
выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 25.10.2022
по делу № 223ФЗ-420/22 не выдавать, поскольку выявленные нарушения

не повлияли на ход и результаты проведения Аукциона.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.10.2022
по делу № 223ФЗ-420/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны