Решение №28/102079/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-423/22 от 9 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-423/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии

с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

03.11.2022 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>, <...>, <...>,

<...>: <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 16.10.2022 № 002/10/22 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора
на поставку систем хранения данных и выполнения работ по инсталляции (извещение № 4228 / ОАЭ-ТИ / 22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 16.10.2022 № 002/10/22 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на поставку систем хранения данных и выполнения работ по инсталляции
(извещение № 4228 / ОАЭ-ТИ / 22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)

(далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее – Извещение), аукционной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте оператора электронной площадки (https://www.rts-tender.ru) – 29.09.2022.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 198 858 000 рублей.

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 17.10.2022.

  4. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Аукционе – 26.10.2022.

  5. На участие в Аукционе подано 2 заявки, допущенные к участию
    в Аукционе.

  6. Дата подачи ценовых предложений – 27.10.2022.

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
    в Аукционе – 08.11.2022.

  8. Дата подведения итогов Аукциона – 08.11.2022.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при
рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо
получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть
продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции.

В ходе заседания 24.10.2022 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 26.10.2022, 27.10.2022, 28.10.2022, 03.11.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

1. Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование
об указании в техническом предложении участника закупки сведений о номере действующей записи предлагаемого к поставке товара в Едино
м реестре российской радиоэлектронной продукции (далее – Реестр).

2. Заказчиком в Документации установлены требования к техническим
и функциональным характеристикам подлежащего к поставке оборудования,
совокупности которых соответствует товар конкретного производителя.

3. Заказчиком в Документации неправомерно установлены конкретные параметры закупаемого оборудования, в связи с чем у участника закупки отсутствует возможность предложить к поставке товар с улучшенными характеристиками.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование об указании в техническом предложении участника
закупки сведений о номере действующей записи предлагаемого к поставке товара
в Реестре.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках
при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки
заказчик в описании предмета закупки указыва
ет функциональные
характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилами, установленными Законом о закупках,
в том числе в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования
к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки,
за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки,
их количественных и качественных характеристик.

Согласно пункту 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность
представления, в том числе предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Пунктом 223.1 Положения о закупке установлено, что при описании
в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик вправе установить требования, обеспечивающие исполнение обязательных требований, установленных в нормативных правовых актах (например, приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, и др.). В указанных целях заказчик вправе установить, в том числе, требование об указании страны происхождения товара, а также требование или указание в отношении происхождения товара, в том числе его российского происхождения,
в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В приложении № 1.1 к части 1 Документации установлено техническое задание (далее – Техническое задание).

Приложением № 1 к Техническому заданию установлены технические
и функциональные характеристики закупаемого оборудовани
я, в том числе требование о наличии реестровой записи предлагаемого к поставке оборудования
в Реестре.

Согласно приложению № 1.3 к части 1 Документации участник закупки
в составе заявки представляет таблицу по форме приложения № 1 к Техническому предложению «Технические и функциональные характеристики предлагаемого
к поставке оборудования», в которой должен указать конкретные значения характеристик предлагаемого к поставке оборудования, производителя оборудования и иные перечисленные в указанной
таблице сведения об оборудовании.

При этом пунктом 3.6.6.4 части 3 Документации установлено, что участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе в случае несоответствия аукционной заявки такого участника требованиям Документации, в том числе
если техническое предложение участника не соответствует требованиям Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что установление требования об указании в техническом предложении участника Аукциона записи предлагаемого к поставке товара
в Реестре фактически устанавливает требование к стране происхождения предлагаемого к поставке товара, а именно Российская Федерация, что приводит
к ограничению количества участников закупки.

При этом представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что требование об указании участником закупки в техническом предложении, прилагаемого к заявке на участие в Аукционе, номера действующей записи предлагаемого к поставке товара в Реестре установлено на основании
пункта 223.1 Положения о закупке
в целях реализации требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2013
«О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».

Изучив представленные материалы, а также выслушав представителей Заявителя, Заказчика, Комиссией ФАС России установлено, что Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 2 части 6 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которыми исключены положения
о недопустимости предъявления требований к стране происхождения товара.

При этом согласно постановлению Правительства Российской Федерации
от 31.12.2020 № 2392 «О реестре организаций, осуществляющих деятельность
в сфере радиоэлектронной промышленности» в Реестр включается информация
о товарах, производимых на территории Российской Федерации.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представил сведений и доказательств, подтверждающих наличие на товарном рынке закупаемого в рамках Аукциона оборудования российского происхождения, не включенного в Реестр и соответствующего требованиям Технического задания.

Таким образом, исходя из представленных материалов, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу, что действия Заказчика, установившего требование об указании участником закупки в заявке номера действующей записи предлагаемого к поставке товара в Реестре,
противоречат положениям Закона о закупках и Положения о закупке.

Учитывая изложенное, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого оборудования, совокупности которых соответствует товар конкретного производителя а именно <...>.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили материалы и пояснили, что совокупности характеристик, установленных
в Документации, в том числе соответствует продукция иных российских производителей. В качестве подтверждения вышеизложенного, представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили письмо производителя <...> от 24.10.22 № ИП-22-805 (далее – Письмо), подтверждающее готовность поставки оборудования системы хранения данных
«СХД «Купол», соответствующее требованиям Документации.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС
России не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлены конкретные параметры закупаемого оборудования, в связи с чем
у участника закупки отсутствует возможность предложить к поставке товар

с улучшенными функциональными и техническими характеристиками.

Приложением № 1 к Техническому заданию установлены технические
и функциональные характеристики закупаемого в рамках Аукциона оборудования,
в том числе «Контроллерная полка, устанавливаемая в 19" монтажный шкаф – соответствие», «Дисковая полка, устанавливаемая в 19" монтажный шкаф – соответствие», «Высота контроллерной полки соответствие 3 Unit», «Высота дисковой полки – соответствие 4 Unit», «Поддержка технологии защиты целостности на основе кода Рида-Соломона».

При этом представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что описание предмета закупки осуществлялось исходя из потребностей Заказчика, в связи с чем закупка оборудования с иными характеристиками является
не целесообразным, поскольку площадь специализированных помещений
для размещения серверного и сетевого оборудования Заказчика не позволяет размещать оборудование иного форм-фактора.

Дополнительно представители Заказчика представили сведения и пояснили, что согласно Письму <...> готово поставить оборудование, соответствующее требованиям Документации, в том числе требованию о поддержке технологии защиты целостности на основе кодов Рида-Соломона.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представил сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Кроме того, представитель Заказчика отметил, что способом осуществления настоящей закупки является аукцион, который проводится для определения участника закупки, способного осуществить поставку оборудования, технические
и функциональные характеристики которого соответствуют требованиям, установленным в закупочной документации, и предложившего наиболее низкую цену договора, а не с целью выявления лица, способного предложить Заказчику продукцию с лучшими, по мнению Заявителя, характеристиками.

Изучив представленные материалы, выслушав представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Документации обжалуемые Заявителем требования к технически
и функциональным характеристикам закупаемого в рамках Аукциона оборудования, не противоречат требованиям Закона о закупках и Положению о закупке.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> от 16.10.2022 № 002/10/22 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на поставку систем хранения данных и выполнения работ по инсталляции (извещение № 4228 / ОАЭ-ТИ / 22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны