Решение №17/10426/20 Решение 223ФЗ-99/20 от 12 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 223ФЗ-99/20 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

07.02.2020 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

«»

рассмотрев жалобу ООО «РСМ Русь» от 29.01.2020 № РСМ-375 на действия (бездействие) заказчика АО «Почта России» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на проведение обзорной проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности Заказчика, подготовленной в соответствии с МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность» за шесть месяцев, оканчивающихся 30.06.2020 г.; Проведение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО за 2019 год (извещение № 0200400002619000002), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «РСМ Русь» (далее — Заявитель) от 29.01.2020 № РСМ-375 на действия (бездействие) заказчика АО «Почта России» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на проведение обзорной проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности Заказчика, подготовленной в соответствии с международным стандартом финансовой отчетности (далее – МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность») за шесть месяцев, оканчивающихся 30.06.2020 г.; Проведение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО за 2019 год (извещение № 0200400002619000002) (далее — Конкурс, Жалоба).

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –– Закон о контрактной системе), с учетом положений Закона об аудиторской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – Извещение, ЕИС) – 30.12.2019;

      2. Начальная (максимальная) цена договора —109 064 000, 10 рублей;

      3. Дата окончания подачи заявок — 10.02.2020;

      4. Дата рассмотрения первых частей заявок – 17.02.2020;

      5. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 25.02.2020.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно сократившего срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с действующим законодательством и требованиями Документации.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, неправомерно сокращен срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.

В соответствии с частью 5 статьи 24.2 Закона о контрактной системе участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.

Согласно части 8 статьи 54.4 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса в электронной форме вправе подать заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных конкурсной документацией даты и времени окончания срока подачи таких заявок.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что при проведении Конкурса, у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Конкурсе, в связи с тем, что срок окончания подачи заявок сокращен Заказчиком, поскольку прием заявок на участие в Конкурсе фактически осуществлялся до 29.01.2020 до 10.00 (по московскому времени). При этом, согласно сведениям в ЕИС срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе установлен до 29.01.2020 в 12.00 (по московскому времени).

Представитель Заказчика, на заседании Комиссии ФАС России, пояснил, что, в связи с некорректной работой ЕИС, а также в связи с отсутствием у Заказчика возможности внесения изменения в личном кабинете в ЕИС, срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, установлен 29.01.2020 в 12.00 (по времени Екатеринбурга), в связи с чем 29.01.2020 в 10.00 (по московскому времени) прием заявок на участие в Конкурсе завершен.

При этом, представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что на участие в Конкурсе не подано ни одной заявки, Заказчиком в силу части 3 статьи 55.1 Закона о контрактной системе принято решение о переносе сроков подачи заявок на участие в Конкурсе, в связи с чем срок окончания подачи заявок продлен до 10.02.2020.

Кроме того, представитель Заявителя не представил доказательств обосновывающих довод жалобы, в связи с чем жалоба Заявителя признана необоснованной.

Вместе с тем, учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия  не соответствуют части 5 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Изучив проект государственного контракта Конкурсной документации Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта не установлено, в связи с чем вышеуказанное действие Заказчика нарушает пункт 2 часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:

1. Критерий «Цена контракта»значимость критерия 30 %, коэффициент значимости 0,3;

2. Критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики услуг» – значимость критерия 35 %, коэффициент значимости 0,35 (далее — Критерий № 1);

      1. Критерий «Квалификация участников закупки» - значимость критерия 35 %, коэффициент значимости 0,35 (далее — Критерий № 2).

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком по показателю «Описание методики проведения аудита, ее нацеленность на выявление общих и отраслевых рисков в деятельности АО «Почта России» (далее — Показатель № 1) Критерия № 1 установлен следующий порядок оценки: «30 баллов – при условии отражения в методике подробного описания подходов к организации проведения аудита и аудиторских процедур, детальное описание оценки системы внутреннего контроля бухгалтерского учета (описание ключевых элементов системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которым будет уделено особое внимание).»

При этом по показателю «Описание программы проведения аудита по разделам с учетом отраслевой специфики АО «Почта России» ее дочерних и зависимых компаний с предоставлением образца отчета руководству» (далее — Показатель № 2) Критерия № 1 установлен следующий порядок оценки: «30 баллов - при наличии подробного описания программы проведения аудита консолидированной финансовой отчетности за 2019 год, шесть месяцев 2020 года по разделам проверок (включая проверку полноты и достоверности раскрытия информации в соответствии с требованиями МСФО)».

Изучив Конкурсную документацию, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что в указанном порядке оценки заявок в Конкурсной документации по Показателям №№ 1, 2 Критерия № 1 не раскрыто содержание, определяющее и раскрывающее значения: подробного описания программы, подробного описания подходов, детальное описание оценки системы внутреннего контроля.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком по показателю «Наличие у участника закупки специалистов, обладающих единым квалификационным аттестатом аудитора и одновременно с сертификатом АССА (The Association of Chartered Certified Accountants - Member of the association или Fellow of the association) или СРА (Certified Public Accountant)  или DipIFR (The ACCA Diploma in International Financial Reporting – Диплом АССА по Международной финансовой отчетности) со стажем работы в аудиторской организации Участника закупки более 3 лет» (далее — Показатель № 3) Критерия № 1 установлен следующий порядок оценки: «Подтверждается копиями трудовых договоров (трудовых книжек), квалификационными аттестатами, сертификатами».

Таким образом, по Показателю № 3 Критерия № 2 оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.

Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям №№ 1, 2 Критерия № 1, по показателю № 3 Критерия № 2 нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      1. Признать жалобу ООО «РСМ Русь» (ИНН:7722020834; ОГРН: 1027700257540) от 29.01.2020 № РСМ-375 на действия (бездействие) заказчика АО «Почта России» (ИНН: 7724490000; ОГРН: 1197746000000) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на проведение обзорной проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности Заказчика, подготовленной в соответствии МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность» за шесть месяцев, оканчивающихся 30.06.2020 г.; Проведение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО за 2019 год (извещение № 0200400002619000002) необоснованной.

      2. Признать АО «Почта России» нарушившим пункт 2 части 13 статьи 34, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

      3. Признать нарушение части 5 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

      4. Выдать ОАО «РЖД» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением от 07.02.2020 № 223ФЗ-99/20.

      5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.02.2020 № 223ФЗ-99/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

АО «Почта России»
ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО «РСМ Русь»
ИНН 7722020834, ОГРН 1027700257540