Решение №28/55235/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-337/21 от 5 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-337/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ППК» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

30.06.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,

ООО «ППК»: <...>,

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «ППК» от 21.06.2021 № 260 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме
№ 2194/ОАЭ-ДКСС/21 на право заключения договора поставки инженерного
и технологического оборудования на объекты строительства Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог в рамках реализации проекта Восточного полигона (извещение № 32110258907),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ППК» (далее – Заявитель)
от 21.06.2021 № 260 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме
№ 2194/ОАЭ-ДКСС/21 на право заключения договора поставки инженерного и технологического оборудования на объекты строительства Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог в рамках реализации проекта Восточного полигона (извещение № 32110258907)

(далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 02.04.2021 № 8)

(далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. извещение о проведении Аукциона, документация о проведении закупочной процедуры (далее – Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru
    (далее – ЕИС) – 30.04.2021;

  2. начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) – 3 631 620 000 рублей;

  3. дата окончания подачи заявок – 25.06.2021;

  4. дата рассмотрения заявок – 12.07.2021;

  5. дата подведения итогов – 14.07.2021.

В целях всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 28.06.2021 до 30.06.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы, поскольку:

1. Заказчиком не исполнено предписание ФАС России от 01.06.2021
по делу № 223ФЗ-284/21;

2. Заказчиком ненадлежащим образом сформирована НМЦД.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положени
я
о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком не исполнено предписание ФАС России от 01.06.2021 по делу № 223ФЗ-284/21.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных
в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации
(их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды
(их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями
и предписаниями срок.

Комиссией ФАС России установлено, что 19.05.2021 в ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Аукциона (далее - Жалоба № 1).

По итогам рассмотрения Жалобы № 1 Комиссией ФАС России принято решение от 01.06.2021 по делу № 223ФЗ-284/21 (далее – Решение № 1), согласно которому Жалоба № 1 признана обоснованной в части и в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2, пункта 3 части 9, пунктов 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в:

объединении в один лот технологически и функционально
не взаимосвязанных товаров;

установлении в Документации неправомерных требований
о предоставлении информации участником о предустановленной операционной системы отечественного производства и/или пакете офисных приложений, находящихся в реестре российских программ для электронно вычислительных машин и баз данных, с указанием номера регистрации, об указании участником организационно-правовой формы, наименования и ИНН производителя оборудования;

установлении неправомерного права Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов в отношении участников закупки;

установлении неправомерного требования о предоставлении участником закупки банковской гарантии из установленного Заказчиком списка банков.

Также в соответствии с Решением № 1 Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание от 01.06.2021 по делу № 223ФЗ-284/21
(далее – Предписание № 1), направленное на устранение выявленных нарушений, согласно которому Заказчику необходимо:

  • отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона (при наличии), уведомить участников закупки об отмене протоколов;

  • вернуть заявки участников, поданные на участие в Аукционе
    (при наличии);

  • внести изменения в Документацию в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и с учетом Решения № 1 со сроком предоставления подтверждения исполнения Предписания № 1
    до 22.06.2021;

  • продлить срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, назначить новую дату и время рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе, дату и время подведения Аукциона, дату и время проведения итогов Аукциона, а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) указанную информацию;

  • продолжить проведение Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупках, принятого решения Комиссией ФАС России от 01.06.2021 № 223ФЗ-284/21.

Согласно пояснениям представителя Заявителя, Заказчиком
не исполнено Предписание № 1 в полном объеме, поскольку Заказчиком
не внесены изменения в Документацию в части неправомерного объединения
в один лот технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, а также установления неправомерного требования к составу заявки

об указании участником закупки организационно-правовой формы, наименования и ИНН производителя оборудования.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, во исполнение Предписания № 1 Заказчиком 16.06.2021 внесены изменения в Документацию, а именно:

из перечня поставляемого оборудования, установленного приложением № 1.1.1 к Документации, Заказчиком исключены 96 позиций товара, не относящихся к группе инженерно-технологического оборудования,
в том числе подрельсовый колесотокарный станок, мобильная туалетная кабине, персональный компьютер и комплектующие (монитор, жесткий диск, программное обеспечение), вагонные весы, моечный комплекс тепловоза и др.;

из Документации исключены положения, согласно которым, участники закупки при подаче технического предложение не должны указывать организационно-правовую форму, наименование и ИНН производителя оборудования.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком назначена новая дата и время рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе, дата и время проведения Аукциона, дата и время подведения итогов Аукциона.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком исполнено Предписание № 1 в полном объеме.

Вместе с тем представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирована НМЦД.

В соответствии с пунктом 5 частей 9, 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении и документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

При этом Закон о закупках не содержит требований к порядку определения и обоснования Заказчиком начальной (максимальной) цены договора.

Таким образом, планирование и формирование НМЦД (цены лота) осуществляется заказчиком самостоятельно и не регламентируется нормами Закона о закупках, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятых во его исполнение.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что НМЦД сформировано с учетом потребностей Заказчика и с учетом требований профильного законодательства Российской Федерации, при этом техническое задание Документации содержит расценки стоимости единиц услуг.

Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Положением о закупке не предусмотрена обязанность Заказчика размещать в ЕИС обоснование примененных методов расчета НМЦД.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

Признать жалобу ООО «ППК» (ИНН: 3666186360;
ОГРН: 1133668034280) от 21.06.2021 № 260 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295)

при проведении открытого аукциона в электронной форме № 2194/ОАЭ-ДКСС/21 на право заключения договора поставки инженерного
и технологического оборудования на объекты строительства Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог в рамках реализации проекта Восточного полигона (извещение № 32110258907) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

   

Связанные организации

ООО "РТС-Тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО «ППК»
ИНН 3666186360, ОГРН 1133668034280
ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295