Решение №28/33374/24 Решение 223фз-116/24 от 18 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-116/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «АК Парма»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ,
услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

15.04.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ГАУ РК «Коми Лесопожарный Центр»: <...> (доверенность
от 22.01.2024 № 5), <...> (доверенность от 20.03.2024 № 15),

ООО «АК Парма»: <...> (доверенность от 07.04.2018 б/н),
<...> (доверенность от 08.02.2024 б/н),

представители АО «Сбербанк – АСТ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «АК Парма» от 26.03.2024 № 33, направленн
ую письмом Коми УФАС России
от 04.04.2024 № НГ/1979/24, на действия (бездействие) заказчика
ГАУ РК «Коми Лесопожарный Центр» при проведении аукциона
в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг
по фрахтованию воздушных судов Cessna-182 (эквивалент) (извещение
№ 32413319241), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «АК Парма» (далее – Заявитель)
от 26.03.2024 № 33, направленная письмом Коми УФАС России от 04.04.2024
№ НГ/1979/24, на действия (бездействие) заказчика ГАУ РК «Коми Лесопожарный Центр»
(далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по фрахтованию воздушных судов
Cessna-182 (эквивалент) (извещение № 32413319241)
(далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии
при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа
рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора
торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии,
уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию
сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного
органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии)
организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной
комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей
эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение
с учетом всех выявленных нарушений.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено,
что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия
антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной
или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной,
либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ГАУ РК «Коми Лесопожарный Центр»,
утвержденным Наблюдательным советом ГАУ РК «Коми Лесопожарный Центр» (протокол от 18.04.2023 б/н) (далее – Положение о закупке).

Закупочной документацией (далее – Документация) установлено, что заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу
в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»:
https://utp.sberbank-ast.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»:
https://utp.sberbank-ast.ru., регулируются Регламентом работы электронной
площадки АО «Сбербанк – АСТ», утвержденным генеральным директором
АО «Сбербанк – АСТ» Андреевым Н.Ю. от 25.01.2024 б/н (далее – Регламент).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки
в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о конкурентной закупке (далее – Извещение), документацией о закупке (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее ЕИС) – 26.02.2024;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 40 795 104 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 12.03.2024;

  4. На участие в Аукционе подано 2 заявки;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Аукционе – 13.03.2024;

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок до участия
    в Аукционе допущено 2 участника закупки;

  7. Дата проведения Аукциона – 18.03.2024;

  8. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
    в Аукционе – 18.03.2024;

  9. По результатам рассмотрения вторых частей заявок соответствующими требованиям Документации признаны 2 заявки участников закупки;

  10. Дата подведения итогов – 18.03.2024;

  11. По результатам подведения итогов победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки «6290» (далее – Победитель)
    с предложением о цене договора в размере 32 636 083,20 руб.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы Заявителя Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно признан победителем Аукциона участник с идентификационным номером заявки «6290».

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении
Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом
понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым
заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует
требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную
в документации о закупке величину.

В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Закона о закупках под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми
для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами, и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме
в соответствии с положениями
Закона о закупках. Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими
на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком
и оператором электронной площадки, с учетом положений
статьи 3.3
Закона о закупках.

Согласно пункту 14.16 Положения о закупках при подведении итогов аукциона в электронной форме на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме и сведений о ценовых предложениях, в том числе о ценовых предложениях, указанных в подпункте 8 пункта 14.11 Положения о закупке, комиссия присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности ценовых предложений, предложенных соответствующими участниками аукциона
в электронной форме, и ценовых предложений, указанных в подпункте 8
пункта 14.11 Положения о закупке. Заявке на участие в аукционе в электронной форме, в которой содержится наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок. При присвоении порядкового номера заявкам на участие в аукционе в электронной форме, поданным участниками закупки
без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке
на участие в аукционе в электронной форме, которая поступила ранее других таких заявок.

При этом в соответствии с пунктом 10.15 Регламента в случае, если в ходе торговой сессии было подано предложение о цене, равное предложению о цене, предложенному другим (другими) участником (участниками) аукциона, победителем признается участник, чье предложение о цене поступило ранее других предложений.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что дата и время подачи ценовых предложений в Аукционе – 18.03.2024 с 11:00 до 11:56 (МСК).

В соответствии с протоколом от 19.03.2024 б/н о рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе (далее – Протокол) Заявителем при проведение Аукциона подано ценовое предложение в размере 32 636 083,20 руб. в 11:46:11:217 (МСК), при этом в соответствии с Протоколом победителем признан участник
с идентификационным номером заявки «6290» с равным предложением о цене договора в размере 32 636 083,20 руб., поступившим в ходе проведения Аукциона
в 11:47:55:780 (МСК), то есть после поступления ценового предложения, поданного Заявителем.

Согласно пояснениям Заказчика Победителем и Заявителем предоставлены одинаковые ценовые предложения в ходе проведения Аукциона, при этом Победителем заявка на участие в закупке подана 04.03.2024 в 12:05:19 (МСК), Заявителем заявка на участие в закупке подана позднее, а именно, 12.03.2024
в 10:10:12 (МСК).

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили,
что
в соответствии с пунктом 14.16 Положения о закупках победителем аукциона
в случае наличия одинаковых ценовых предложений признается тот участник, заявка которого поступила ранее других заявок на участие в закупке, а именно заявка Победителя.

При этом на заседании Комиссии ФАС России установлено,
что согласно подпункту 4.3.1 пункта 4.3
дополнительного соглашения к договору оказания услуг на универсальной торговой платформе об оказании услуг в торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» от 29.11.2019 № УТП2019-45081-003-2
(далее – Соглашение, Договор), заключенного между
Заказчиком и Оператором
в соответствии с частью 2 статьи 3.3 Закона о закупках, пользователь обязан исполнять свои обязательства в рамках Соглашения надлежащим образом, добросовестно и разумно, в соответствии с условиями Соглашения, эксплуатационной, пользовательской документацией, Регламентом торговой секции.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила,
что примененный Заказчиком порядок определения победителя по результатам аукционной сессии, допускающий возможность признания победителем участника закупки, заявка которого подана раньше, с учетом равности ценовых предложений участников, противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки, безосновательно нарушает права таких участников,
а также препятствует реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Также Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что очередность фактической подачи заявок на участие в аукционе до проведения торгов сама
по себе не может являться определяющей при выборе победителя аукциона,
так как первичная подача заявки, даже и содержащая первоначальное ценовое предложение (в случае наличия такой обязанности), не имеет взаимосвязи
с непрогнозируемыми итогами проведения аукционных торгов, числом поданных дополнительных ценовых предложений и достигнутым снижением цены в ходе аукциона, что создает между собой противоречие норм Положения о закупках
и Регламента.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании победителем Аукциона участника с идентификационным номером заявки «6290» с предложением
о цене договора в размере 32 636 083,20 руб., противоречат положениям Регламента
и Соглашения, нарушают часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 3.3 Закона о закупках
и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса
об административных правонарушениях.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АК Парма» (ИНН: 1101173058;
    ОГРН: 1211100005214)
    от 26.03.2024 № 33, направленную письмом
    Коми УФАС России от 04.04.2024 № НГ/1979/24, на действия (бездействие) заказчика ГАУ РК «Коми Лесопожарный Центр»
    (ИНН: 1101486854;
    ОГРН: 1111101004190)
    при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по фрахтованию воздушных судов
    Cessna-182 (эквивалент) (извещение № 32413319241)
    обоснованной.

  2. Признать в действиях ГАУ РК «Коми Лесопожарный Центр», нарушение части 1 статьи 2, части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011
    № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать ГАУ РК «Коми Лесопожарный Центр», АО «Сбербанк – АСТ» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 15.04.2024 по делу
    № 223ФЗ-116/24.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 15.04.2024
    по делу № 223ФЗ-116/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
    об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ООО "АК Парма"
ИНН 1101173058, ОГРН 1211100005214
ГАУ РК "Коми Лесопожарный Центр"
ИНН 1101486854, ОГРН 1111101004190
АО "Сбербанк - АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441