Решение №28/71690/23 Решение № 223ФЗ-332/23 от 5 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-332/23

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Машинко» на действия

(бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными

видами юридических лиц»

 

31.08.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседания комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,
<...>,

ООО «Машинко»: <...>, <...>,

представители ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Машинко» от 18.08.2023 № 0818/23 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на поставку средств малой механизации (извещение № 891/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте

https://www.rts-tender.ru, лот № 2), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Машинко» (далее – Заявитель)
от 18.08.2023 № 0818/23 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на поставку средств малой механизации (извещение № 891/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте

https://www.rts-tender.ru, лот № 2) (далее – Жалоба, Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» от 28.06.2018
(протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД от 07.03.2023) (далее – Положение о закупке)
(далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, конкурсной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение о проведении Конкурса размещено на сайте Оператора – 28.04.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора (лот № 2) 573 930 853, 20 руб. (с учетом НДС);

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 02.08.2023;

  4. На участие в закупке по лоту № 2 поданы заявки 4 участников закупки;

  5. Дата рассмотрения заявок – 14.08.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок на участие в Конкурсе соответствующими условиям Документации по лоту № 2 признаны заявки
    2 участников закупки;

  7. Дата подведения итогов – 15.08.2023;

  8. По результатам подведения итогов Конкурса победителем закупки признано ООО «ТД «Кубаньжелдормаш» (участник № 3) (далее – Победитель)
    с предложением о цене договора в размере 425 380 000 руб. (с учетом НДС).

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 25.08.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 31.08.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права
и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявок Заявителя и Победителя по критерию оценки «Финансовое состояние участника» (далее – Критерий).

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо
от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 4 приложения № 1.4 к Документации установлен следующий порядок оценки по Критерию:

«Заявка оценивается по формуле:

Бj= Рбj *N, где:

Бj – количество баллов j-того участника по подкритерию,

N – максимально возможное количество баллов,

РБj – сумма баллов j-того участника, полученная по итогам расчета финансового состояния участника в следующем порядке:

1. Величина чистых активов (ЧА):

Величина чистых активов = средняя величина балансовой стоимости активов участника - средняя величина суммы долговых обязательств участника:

ЧА = (показатель, представленный в строке 1600 бухгалтерского баланса
за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный
в строке 1600 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2 – ((показатель, представленный в строке 1400 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный
в строке 1400 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2 + (показатель, представленный в строке 1500 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный
в строке 1500 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2 – (показатель, представленный в строке 1530 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный
в строке 1530 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2.

Объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией
на забалансовых счетах, при определении стоимости чистых активов к расчету не принимаются. Активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе участника (в нетто-оценке
за вычетом регулирующих величин) исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса.

2. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл):

Коэффициент текущей ликвидности = средняя величина оборотных активов/средняя величина краткосрочных обязательств:

Ктл = ((показатель, представленный в строке 1200 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный
в строке 1200 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2)/((показатель, представленный в строке 1500 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный
в строке 1500 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2)

3. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал):

Коэффициент абсолютной ликвидности = (средняя величина денежных средств + средняя величина финансовых вложений)/средняя величина краткосрочных обязательств:

Кал = ((показатель, представленный в строке 1250 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный
в строке 1250 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2+(показатель, представленный в строке 1240 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный
в строке 1240 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2)/((показатель, представленный в строке 1500 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный
в строке 1500 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2).

4. Коэффициент финансовой устойчивости (Кфу):

Коэффициент финансовой устойчивости = (Средняя величина капитала
и резервов + Средняя величина долгосрочных обязательств)/Средняя величина валюты баланса:

Кфу = ((показатель, представленный в строке 1300 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период, + показатель, представленный
в строке 1300 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2+(показатель, представленный в строке 1400 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период, + показатель, представленный
в строке 1400 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2)/((показатель, представленный в строке 1700 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период, + показатель, представленный
в строке 1700 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2).

5. Коэффициент сопоставимости оборотов участника (выручка)
с начальной (максимальной) ценой договора без учета НДС (Ксо):

Коэффициент сопоставимости оборотов = начальная (максимальная) цена /среднегодовая выручка.

Оценка заявки участника, на стороне которого выступают несколько лиц,
по данному критерию осуществляется в совокупности на основании сведений
в отношении всех лиц, выступающих на стороне такого участника.

Осуществление оценки в совокупности означает, что итоговый балл участника, на стороне которого выступает несколько лиц, определяется
как сумма баллов лиц, выступающих на его стороне. При этом итоговый балл
не может быть больше максимально возможного количества баллов по данному критерию»
.

В соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 приложения № 1.4
к Документацией оценка заявок по Критерию осуществляется на основании технического предложения, документов, представленных в подтверждение соответствия требованиям технического задания, иных документов, представленных в составе заявки, а также при наличии бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах) за 2 последних завершенных отчетных периода (2 года).

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя сообщили,
что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявок Заявителя
и Победителя по Критерию, поскольку Заказчиком к оценке неправомерно приняты сведения в отношении бухгалтерской отчетности всех юридических лиц, выступающих на стороне Заявителя и Победителя.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что на стороне Заявителя и Победителя выступало несколько юридических лиц, при этом Заказчиком в соответствии с положениями Документации сумма баллов по Критерию определена в совокупности сведений о бухгалтерском отчете юридических лиц, выступающих на стороне участников,
в связи с чем заявкам Заявителя и Победителя в соответствии с порядком оценки по Критерию присвоено максимальное количество баллов.

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, заявки Заявителя и Победителя, пояснения сторон, приходит к выводу, что действия Заказчика, оценившего заявки Заявителя и Победителя на участие в Конкурсе по Критерию в 10 баллов, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представили доказательств, подтверждающих, что порядок оценки заявок
на участие в Конкурсе по Критерию не соответствует Положению о закупке
и Закону о закупках.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Машинко» (ИНН: 7743829560;
ОГРН: 1117746735248)
от 18.08.2023 № 0818/23 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 7708503727) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора
на поставку средств малой механизации (извещение № 891/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте
https://www.rts-tender.ru, лот № 2) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ООО «РТС-Тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "МашИнКо"
ИНН 7743829560, ОГРН 1117746735248
ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295