Решение №28/55585/22 Решение 223ФЗ-233/22 от 8 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-233/22
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Бастион» на действия
(бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
03.06.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: <...>,
представители ООО «Бастион», ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Бастион» от 24.05.2022 № 46/01-1 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по контролю за соблюдением правил внутриобъектного распорядка (извещение № 254/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/22, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Бастион»
(далее – Заявитель) от 24.05.2022 № 46/01-1 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого
и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по контролю за соблюдением правил внутриобъектного распорядка
(извещение № 254/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/22, размещенное на сайте www.rts-tender.ru)
(далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия
(бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной
площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей
эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (ред. от 16.02.2022 № 33)
(далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение размещено на сайте www.rts-tender.ru – 28.02.2022;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 174 474 684, 24 руб.;
-
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 16.03.2022;
-
На участие в Конкурсе подано 3 заявки;
-
Дата рассмотрения первых частей заявок – 18.03.2022;
-
Дата рассмотрения вторых частей заявок – 05.04.2022;
-
По результатам рассмотрения первых частей заявок 2 заявки участников закупки допущены к участию в Конкурсе;
-
По результатам рассмотрения вторых частей заявок все заявки участников закупки отклонены;
-
Дата подведения итогов Конкурса – 05.04.2022;
-
Конкурс признан несостоявшимся.
В целях всестороннего изучения представленных материалов
Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 02.06.2022 до 03.06.2022.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Документации в связи с предоставлением недостоверной информации о сотрудниках, направленной Заявителем в составе заявки с целью присвоения баллов по соответствующему критерию оценки.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены
в подпунктах 2, 3 пункта 32 Положения о закупке.
Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлен подкритерий «Квалификация персонала» критерия «Квалификация участника» (далее – Подкритерий).
В соответствии с Подкритерием заявки участников закупки «оцениваются путем деления количества персонала участника, задействованного в оказании услуг, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество персонала, задействованного в выполнении работ/оказании услуг из всех имеющихся у участников:
, где
J=1...n, n – количество участников;
Aj – количество баллов j-ого участника;
Пj – количество персонала, задействованного в оказании услуг имеющегося
у j–ого участника;
Пmax – максимальное количество персонала, задействованных в оказании услуг из всех имеющихся у участников;
10 – максимально возможное количество баллов».
При этом согласно подпункту 2) пункта 2 приложения № 1.4
к Документации оценка заявок осуществляется при наличии документов, подтверждающих наличие квалифицированного персонала, указанного
в приложении № 1.4 к Документации:
– документ, подготовленный в соответствии с формой сведений
о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3
к Документации.
– участник в форме сведений о квалифицированном персонале
(приложении № 1.3 к Документации) должен предоставить персональные данные персонала: Ф.И.О., дата рождения, ИНН, СНИЛС.
– согласие на обработку персональных данных на каждого субъекта персональных данных, указанного в форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации;
В случае отсутствия в составе заявки участника заполненных форм согласий на обработку персональных данных (приложение № 1.3 к Документации), сведения о данных специалистах не будут учитываться при оценке по Подкритерию.
– копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на выполнение работ
по предоставлению персонала;
– копии патентов, выданных в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
(копия основной и оборотной стороны патента) в случае привлечения участником сотрудников, являющихся иностранными гражданами.
В соответствии с пунктом 3.9.5 части 3 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса
на любом этапе проведения конкурса.
Пунктом 3.9.4.1 части 3 Документации установлено, что участник конкурса
не допускается к участию в конкурсе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов и/или предоставления информации
об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников Конкурса от 05.04.2022 № 992/ЮУЖД Заказчиком принято решение об отказе Заявителю (участник № 3) в допуске к участию в Конкурсе в связи с предоставлением в составе заявки информации, не соответствующей действительности
(представлена несоответствующая действительности информация
о квалифицированном персонале, указанная участником в сведениях о наличии квалифицированного персонала).
Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что
Заявителем в составе заявки предоставлены сведения о наличии
квалифицированного персонала для оказания услуг по контролю за соблюдением правил внутриобъектного распорядка – 445 человек.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что в ходе проверки сведений, представленных Заявителем
в составе заявки, Заказчиком установлено, что согласия на обработку персональных данных, полученные от <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, являются не соответствующими действительности, поскольку,
исходя из полученных Заказчиком письменных пояснений вышеперечисленных работников, указанные лица согласия на обработку персональных данных
не подписывали, а представленные подписи являются фальсифицированными.
Кроме того, согласно пункту 3.9.28 части 3 Документации в случае
если информация, необходимая для оценки заявки не представлена участником,
но его заявка не отклонена в ходе рассмотрения, заявке по соответствующему критерию оценивается в 0 баллов.
В соответствии с пунктом 3.9.30 части 3 Документации если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям конкурсной документации оценка заявки по соответствующим критериям осуществляется
без учета информации, указанной в таких документах.
Изучив представленные материалы, а также выслушав представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила, что при несоответствии документов, представленных участником для целей оценки, такая оценка осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, следовательно, заявка Заявителя
не может быть отклонена по вышеуказанным основаниям, при этом подлежит оценке без учета несоответствующих документов.
Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя,
не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Бастион» (ИНН: 2460092117;
ОГРН: 1152468047368) от 24.05.2022 № 46/01-1 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295)
при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по контролю за соблюдением правил внутриобъектного распорядка (извещение № 254/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/22, размещенное
на сайте www.rts-tender.ru) обоснованной.
2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии
с принятым решением от 03.06.2022 № 223ФЗ-233/22.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
ФАС России материалы дела от 03.06.2022 № 223ФЗ-233/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.